Найти тему
Офисные чтения

"Острие бритвы", Сомерсет Моэм

Сегодня мы с Вами поговорим о произведении одного из самых популярных писателей XX века. Уильям Сомерсет Моэм родился в Британском посольстве в Париже в 1874 году и прожил крайне интересную жизнь: он проводил время в путешествиях, был участником Красного креста во время первой мировой войны, шпионил на территории Российской Империи в пользу США, а также был открытым бисексуалом. Его наблюдательность и опыт отразились в произведениях: герои очень живые, диалоги яркие. В романе "Остриё бритвы" мы можем увидеть представителей различных слоёв общества, что делает картину того времени разнообразной и всеобъемлющей.

Действия книги разворачиваются между двумя мировыми войнами. В центре сюжета - Ларри Даррелл. Молодой человек только что вернулся с фронта, где служил в авиации. На родине его ждала девушка - Изабель Брэдли. Общество в лице её родных ожидает, что они поженятся, а юноша будет обеспечивать семью. Однако он не торопится искать работу и скреплять себя узами брака. Опыт, полученный на войне, меняет Ларри, и он больше не видит смысла корпеть за бумажной работой, сколько бы денег она не приносила. "По секрету" мы узнаём от автора, что Ларри своими глазами увидел смерть друга. Это оставило на его психике такой неисправимый след, что обычная жизнь стала казаться бессмысленной, и он решил найти Бога. Сначала Изабелла смиряется с его решением, и по общему соглашению Ларри уезжает в Париж на два года "бездельничать" (как он сам выражается). По плану девушки, за это время он "перебесится", и они смогут наконец-то начать типичную жизнь американской семьи. Однако этого не происходит. Когда они встречаются спустя указанный срок, Ларри говорит, что так и не нашёл то, чего хотел, и зовёт её с собой познавать мир, ведя аскетичный образ жизни на 3000 в год. Увы, это не входит в её планы:

"Ларри, пойми! - взмолилась она. - Ведь я для этого не гожусь, мне это не интересно. Сколько раз тебе повторять, что я самая обыкновенная, нормальная женщина, мне двадцать лет, через десять лет я буду старухой, а пока хочу жить в своё удовольствие"

"Ларри, если бы у тебя не было ни гроша за душой и ты бы получил место на три тысячи в год, я бы, не задумываясь, за тебя вышла. Я стала бы стряпать для тебя, стелить постель, носить что попало, обходиться без чего угодно, и всё мне было бы в радость, потому что я знала бы, что это вопрос времени, что ты добьёшься успеха. Но сейчас ты мне предлагаешь это убожество на всю жизнь, и никаких перспектив. Ты предлагаешь мне до смертного часа гнуть спину. И ради чего? Чтобы ты годами мог отыскивать ответы на вопросы, к тому же, как ты говоришь, неразрешимые. Это несправедливо. Мужчина обязан работать. Для этого он и создан. Этим он и способствует процветанию общества."

Зная, в каком окружении выросла Изабель, очень легко понять такую реакцию. Выросшая в небедной семье, она часто посещала светские мероприятия. А её дядя Эллиот - тот и вовсе был одним из самых светских львов.

"Он был гостеприимен. Повар его был одним из лучших в Париже <...> Его вина свидетельствовали об отменном вкусе хозяина. Правда, гостей он выбирал главным образом по признаку их положения в обществе, однако заботился и о том, чтобы среди них оказалось хотя бы двое чем-либо интересных..."

Так что неудивительно, что Изабелла мечтала именно о такой жизни.

"Чуть ли не в одной фразе умудрялись коснуться последнего спектакля, последнего визита к портнихе, последнего художника-портретиста и последней любовницы нынешнего премьера. Они были осведомлены решительно обо всём. Изабелла слушала затаив дыхание. Ей это казалось донельзя культурным. Вот это жизнь."

На этом, можно сказать, их пути разошлись. Но ниточки судьбы продолжали переплетаться. Одну из ключевых ролей сыграл сам автор - он выступает в романе тем самым связующим звеном, поверенным лицом той и другой стороны. Именно от него мы узнаём, как сложились судьбы Ларри и Изабеллы. Не скрою, мировоззрение юноши мне импонирует больше. Он очень много увидел за те несколько лет после разрыва помолвки, что нам поведал рассказчик, многое открыл для себя. Вот как он объясняет некоторые из своих резких решений:

"<я сделал это> Ради нового переживания. Когда мне случалось поглотить всё, что я в данное время был способен вместить, и меня, так сказать, начинало засасывать в болото, эта мера всякий раз оказывалась полезна."

Он открыт ко всему новому, и хочет всё попробовать на собственной шкуре. А Изабелла тем временем глупа и ограничена своим шорами жизни в достатке. При этом она ведёт себя инфантильно и эгоистично по отношению к Ларри, так никогда и не сумев разлюбить его. На мой взгляд, даже промежуточный персонаж в лице шлюхи, намного глубже и готов расти в моральном плане:

"... потому что, имейте в виду, когда я выйду замуж, я намерена стать жутко добродетельной - долгий опыт убедил меня в том, что основой счастливого брака может быть только абсолютная верность с обеих сторон."

В конечном итоге, как бы ни было странно, но все получили то, чего и хотели. Какие бы страсти и переживания не разгорались в процессе, все по итогу счастливы. Именно на такой финал, ещё в самом начале книги, намекает и эпиграф, который к тому же объясняет выбор названия произведения:

"Трудно пройти по острию бритвы; так же труден, говорят мудрецы, путь, ведущий к спасению."

Катха Упанишады

Этот самый путь, который проходят герои, снабжает читателя немалого размера порцией пищи для ума, ведь в этой книге есть, о чём подумать. Надеюсь, Вам "Острие бритвы" понравится так же, как и мне. Желаю приятного чтения и удаляюсь смотреть экранизацию!