Найти в Дзене
idobav

ВОИН. МИРОТВОРЕЦ. МОЛИТВЕННИК

В Липецком областном краеведческом музее открылась фотовыставка, где представлены образы святого благоверного князя Александра Невского. Экспозиция приурочена к 500-летию перенесения его мощей из Владимира в Санкт-Петербург. На выставке представлено 40 работ профессиональных фотохудожников, сделанных в храме Спаса на Крови, Исаакиевском и Сампсониевском соборах города на Неве. Организаторы пояснили, что в Липецк фотовыставка прибыла неслучайно, поскольку наш город связан с именем Петра Первого. А ведь именно он и перенес мощи Александра Невского в Санкт-Петербург. Следует сказать, что представленные зрителю фотографии выполнены очень качественно, на них можно разглядеть даже самые мельчайшие детали. И это не какие-то незначительные снимки, а большие форматы, причем отдельные почти в два раза превышают человеческий рост. Все работы выполнены в цвете, покрыты глянцем. Я несколько не раз бывал в Санкт-Петербурге, посещал эти соборы, но как-то не обращал внимание на образы святого, а здесь

В Липецком областном краеведческом музее открылась фотовыставка, где представлены образы святого благоверного князя Александра Невского. Экспозиция приурочена к 500-летию перенесения его мощей из Владимира в Санкт-Петербург. На выставке представлено 40 работ профессиональных фотохудожников, сделанных в храме Спаса на Крови, Исаакиевском и Сампсониевском соборах города на Неве. Организаторы пояснили, что в Липецк фотовыставка прибыла неслучайно, поскольку наш город связан с именем Петра Первого. А ведь именно он и перенес мощи Александра Невского в Санкт-Петербург.

-2
-3

Следует сказать, что представленные зрителю фотографии выполнены очень качественно, на них можно разглядеть даже самые мельчайшие детали. И это не какие-то незначительные снимки, а большие форматы, причем отдельные почти в два раза превышают человеческий рост. Все работы выполнены в цвете, покрыты глянцем. Я несколько не раз бывал в Санкт-Петербурге, посещал эти соборы, но как-то не обращал внимание на образы святого, а здесь я открыл их для себя заново. Возможно, экскурсоводы что-то и говорили нам про них, но увидеть их так близко, разглядеть до мельчайших подробностей, не доводилось.

-4
-5
-6

Руководитель и главный редактор епархиального отдела СМИ, иерей Олег Геннадьевич Феофанов высоко оценил экспозицию, а также отметил, что митрополит Липецкий и Задонский Арсений благословил выставку. Кстати, отец Олег учился в Санкт-Петербурге и не раз бывал в этих соборах. Начальник музея-памятника «Спас на Крови» Илья Васильевич Демидов провел для посетителей небольшую экскурсию. Он отметил, что эти три знаковых храма Санкт-Петербурга были выбраны не зря. Во-первых, они отличаются друг от друга своей архитектурой.

-7
-8
-9

ЗАКАТИЛОСЬ СОЛНЦЕ

А во-вторых, на их примере можно увидеть, как меняется изображение Александра Невского, как авторы, иконописцы преображают его образ для современников. Вкратце он рассказал, что Александр Ярославович, князь из рода Рюриковичей, приглашался с дружиной править Великим Новгородом в 13 веке. Оборонял неоднократно его от иноплеменников. В июле 1240 он наголову разбил шведов в устье реки Невы, за что и получил свое прозвище, но уже после своей кончины. До этого его называли Храбрым. Было потом еще и Ледовое побоище 5 апреля 1242, где были разгромлены мощные силы тевтонских рыцарей.

-10
-11
-12

За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения, но он был не только воином, но и мудрым правителем. Он канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Стараниями Александра Невского проповедь христианства распространилась в северные земли поморов. Ему удалось также способствовать созданию православной епархии в Золотой Орде. Князь при встрече с послами папы Римского – легатами наотрез отказался принять католичество и тем самым выступил хранителем православной веры.

-13
-14
-15

Смерть настигла Александра Невского 6 декабря (по новому стилю) 1263 года, когда он возвращался из Орды. На смертном одре он принял схиму под именем Алексия. Скончался в Городце Волжском, в Федоровском монастыре Святой Богородицы. Митрополит Кирилл тогда возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. Почитался как святой людьми сразу после захоронения, так как обращавшиеся к нему получали исцеления и просимое.

-16
-17
-18

В Лаврентьевской летописи за 1377 год Александр Невский впервые был назван святым. В 1381 во Владимире были открыты его мощи. От прикосновения к ним с молитвой, по Божией милости, происходило множестве чудес: исцелений больных, слепых, одержимых. А начал Илья Васильевич рассказ с Сампсониевского собора, который был возведен в 1740 году архитектором Джузеппе Трезини. Вначале на этом месте по велению Петра Первого в 1710 году была возведена деревянная церковь, названная именем Самсона Странноприимца, в день которого Россия и одержала победу в Полтавской битве над шведами в 1709 году.

-19
-20
-21

Затем, при Елизавете Петровне, построили каменный пятиглавый сабор. Почему он находится так далеко от центра города? Дело в том, что Сампсониевский проспект – это бывшая Выборгская дорога, ведущая во владения короля Швеции. Напомним, что Полтавская битва не привела к концу Северной войны, а закончилась лишь в 1721 году, а поэтому к храму не раз приходили русские воины, когда шли бить шведов. Около стен этого храма находится первое историческое кладбище города. Там похоронены многие архитекторы, скульпторы, строители, которые создавали этот город.

-22
-23
-24

ДУХОВНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ПЕТЕРБУРГА

В 1709 году напротив храма был установлен памятник Петру Первому скульптора Антокольского, который был продублирован потом в Таганроге, Архангельске, Воронеже, Кронштадте, а также в Липецке, что является символической связью между Санкт-Петербургом и Липецком, тем более что оба наших города были основаны в 1703 году. Но вернемся к храму. Он – трехпрестольный. В центральном иконостасе, высотой 11 и шириной 13 метров, находятся 48 икон, 56 скульптур. Ни одна рама в обрамлении не повторяет другую. Одна из икон посвящена святому Александру Невскому. Вначале его изображали в лике Преподобного.

-25
-26
-27
-28

Однако с воцарением на престол Петра Первого, его стали изображать воином, правда, писали его облаченным не в древнерусские латы, а в западноевропейские военные одежды. На этой иконе правая его рука прижата к груди, а в левой он держит палаш острием вверх. В 1718 году в своей проповеди архиепископ Новгородский Феофан Прокопович называет Петра Первого «зерцалом» Александра Невского. Это олицетворение находит воплощение в архитектуре Сампсониевского храма. Если, глядя на изображение святого, вы обернетесь, то на противоположной стене увидите императора.

-29
-30
-31
-32

Следует сказать, что Петра Первого изображали не раз на иконе, где он со своими подвижниками перевозит мощи святого, но там он – в обычных одеждах, а здесь он написан в западноевропейских парадных латах. Также в этом храме находятся лицевые святцы (календарные иконы), где можно увидеть и образы святого. На одном из изображений он держит в одной руке крест, а в другой пальмовую ветвь. Обычно в 17 веке с этими атрибутами изображали мучеников. Однако в жизнеописаниях Александра Невского не сказано, что он пострадал за православную веру.

Одним из значимых соборов 19 века стал Кафедральный собор Российской империи - Исаакиевский. Свое название он получил по дате рождения Петра Первого. Родился он 30 мая 1672 года (по новому стилю 9 июня) в день памяти преподобного Исаакия Далматского. Кстати, было построено четыре Исаакиевских собора в Санкт-Петербурге. В первом, еще деревянном, Петр Первый венчался с Екатериной Алексеевной или шведской пленной Мартой Скавронской. Проектировал последний собор француз Огюст Монферран. Под сводами собора хранятся 168 живописных работ, 62 мозаики, более 300 скульптур.

-33
-34
-35
-36

С внешней стороны ворот этого храма можно найти и изображение Александра Невского. Он одет в древнерусские латы, на поясе у него висит меч, у ног лежит шлем, он опирается рукой на щит. Вверху имеется что-то вроде нимба. Однако изображение святого можно увидеть в соборе еще одиннадцать раз. Находятся они как снаружи, так и внутри. А на дверях рассказывается о жизни князя, в одной из створок, например, повествуется о его битве со шведами. Изображение его символично, например, он сидит не в седле, а на змеиной шкуре, меч у короля Швеции сломан. Чуть ниже изображено то, как святой отклоняет просьбу легатов Римского Папы о вхождении в лоно католицизма.

-37
-38

Есть изображение и с его поездкой в Золотую орду, где, как считается, его отравили, есть изображение его смерти, а затем и перенос его мощей Петром Первым в Санкт-Петербург. Кстати, родились они в один день, только в разные эпохи и поэтому император часто сравнивал себя со святым. Эти же сюжеты встречаются и в живописном убранстве храма. Один из алтарей собора также посвящен Александру Невскому и там находится мозаика. Святой изображен на ней в виде молящегося человека, стоящего на коленях перед иконами. Там можно увидеть березовые ветви, являющиеся символом святой Троицы.

НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!

Один из образов Александра Невского выполнен без усов и бороды, и в этом облике легко читается портрет Александра Первого, при котором собор все еще строился. Есть в храме и изображение князя, одетого в одежды, характерные уже для более позднего периода, а на поясе у него не меч, а сабля, причем такую же саблю носил Александр Первый. В руке святой держит хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. Этот элемент призван был подчеркнуть символизм побед одного Александра над шведами, а второго над французами. Интересно, что плафон храма расписывал лежа шесть лет Карл Брюллов и он до конца своей жизни так и не увидел его целиком.

-39
-40

Илья Васильевич рассказывал еще много об Исаакиевском соборе, но не менее интересным был его рассказ и о соборе Спаса на Крови или Воскресения Христова. Построен собор был на месте, где был смертельно ранен 1 марта 1881 года по старому стилю император Александр Второй. В храме не велись службы, он был построен как памятник убитому царю, и не принадлежал Русской православной церкви. Возводили его 24 года. Собор был выстроен в русском стиле, а создан так, что одна из его частей вдается в русло Екатерининского канала. В храме все символично, например, его высота, площадь помещений и так далее. В западной части собора снаружи располагается изображение Александра Невского.

Сделано оно было по эскизам художника Василия Ивановича Павлова. Изображение более простое, более народное, нежели те, что мы увидели ранее. Из элементов его воинского облачения присутствует лишь шлем, снятый в благоговейной молитве. Практически таким же изображен святой и внутри храма. Найти его можно под сводами барабана купола. Следует сказать, что место убийства царя в храме особенно выделено, этому способствует в том числе и красноватый родонит, используемый для облицовки захоронения. И в этом месте мы видим еще одно изображение Александра Невского. Он здесь воин, но он занят молитвой, а в руке держит хоругвь.

-41
-42

Однако наиболее значимой является икона, расположенная снаружи здания. В центре стоит Иисус Христом, а по сторонам от него изображены Александр Невский и Николай Мирликийский, поклоняющиеся ему. Александр Ярославович изображен в сапогах, в которых был убитый царь, у ног его лежит крест, а в руках он держит храм, в силуэтах которого безошибочно различим храм Воскресения Христова или Спас на Крови. Еще одно изображение князя находится в северном нефе собора. Там мы видим надпись, записанную с его слов: «Не в силе Бог, а в правде!». Эта икона как бы и разъясняет нам название выставки. А продлится она до 20 октября.