Среди историков нет единого мнения на тему причин победы красных в Гражданской войне. Здесь во многом «решают» взгляды того или иного автора, а порой — ещё и специализация исследователя.
В советский период больше говорилось об идеологическом превосходстве и даже «моральной правоте» большевиков, о «руководящей роли партии» и так далее.
Хотя, скажем, ещё Л. Д. Троцкий неоднократно отмечал важность того факта, что красные сумели быстро взять под контроль центр бывшей Российской империи, да так с ним и не «расставались».
Колчаковцы не смогли даже до Волги добежать (а вот социалистический Комуч там был), деникинцев остановили под Орлом, северо-западники имели крайне мало шансов взять красный Петроград.
В общем, всю Гражданскую войну большевики удерживали густонаселенный и сравнительно развитый в промышленном и транспортном отношении центр. Это давало РККА известное преимущество в чисто военном разрезе Гражданской.
Кроме того, не будем забывать и о серьезнейшем морально-психологическом значении того факта, что красные находились в Москве и Петрограде, а белые — в Омске и Ростове. Кто здесь власть? Тот, кто в столицах сидит.
Это даже в вопросах внешнеполитических свою роль играло, что уж говорить о мировоззрении тех же крестьян.
Плюс к этому, часть запасов старой армии тоже досталась большевикам, хотя и не вся. Помимо этого, была возможность привлечь и ценные кадры специалистов.
Но... есть очень много «но», о которых хотелось бы сказать.
Начнем с военной экономики. Да, у большевиков были города и заводы, но они очень быстро потеряли основные «хлебные житницы» — Малороссию, Сибирь, Кубань и так далее. Не будем забывать и о сырье, и о «кольце фронтов», и о блокаде.
«Наличие развитой дорожной сети, важное в условиях манёвренной войны, позволяло большевикам действовать по внутренним операционным направлениям, осуществляя переброску сил и запасов на угрожаемые участки.
Достаточно отметить, что через боевую работу на нескольких фронтах прошли 71,5 процента дивизий РККА.
Однако недостатком центра было отсутствие топлива и сырья для промышленности, тогда как этими ресурсами как раз были богаты контролировавшиеся антибольшевистскими силами окраины...» (с) А. В. Ганин. Почему побеждала Красная армия? / Родина, 2011, № 2.
Потому у большевиков в 1918 году не имелось иного выхода, кроме как проводить жесткую политику «военного коммунизма»... а она, в свою очередь, отталкивала от красных очень многих, особенно в деревне.
Впрочем, рыночная политика белых им не сильно помогла и позднее некоторые генералы жалели о том, что не проводили курс на создание более-менее централизованной плановой экономики. Потому что доступные белым ресурсы не использовались рационально.
Ещё одно «но» — так уж вышло, что противники большевиков а) быстро проиграли борьбу за центр страны и б) сами стремились именно на окраины, сознательно.
Там белые генералы ожидали поддержки со стороны казачества и высадки «союзников» — сил Антанты. Другие «белые» оказались под прикрытием немецких вооруженных сил, получив возможность создавать отряды.
Да, в итоге белое движение оказалось разделенным территориально. Но, что гораздо для них хуже, они и на одном фронте очень долго не могли договориться и начать действовать сообща.
Народная армия Комуча воевала отдельно, а сибиряки — отдельно. Донские казаки атамана Краснова пошли на Царицын, а добровольцы Деникина — в противоположную сторону, на Кубань.
Характерно, что кубанцы немедленно создали Раду и начали претендовать на свою государственность. И даже в 1919 году Дон и Кубань фактически являлись «государствами в государстве».
Между тем, белые полагали, что время... работает на них. Мол, большевики не справятся с ворохом проблем, настроят против себя всё население, а потом и Красная Армия развалится.
А белые, с помощью союзников, будут окружать и сдавливать Советскую Россию «железным кольцом». Такой был план. Впрочем, он явно запоздал: в 1919 году большевики уже окрепли.
А вот в 1918 году их положение действительно было крайне сложным: крестьянские выступления против продразверстки и мобилизаций, разрыв с левыми эсерами и анархистами, давление немцев и Антанты, РККА же только создавалась.
Но и она несла в себе угрозу для власти: большевики опасались «самодеятельных» командиров. И не зря, в общем-то.
«Советская республика, сжавшаяся примерно до размеров царства Ивана Грозного, была отделена от источников продовольствия и сырья.
Она напоминала остров, вокруг которого поднимается уровень воды и спешно возводятся плотины. Прорыв одной из них мог привести к быстрому затоплению.
Восточный фронт или интервенты захлестнули бы Москву, и дальше проантантовские силы выясняли бы отношения с немцами, а большевикам оставалась дорога в подполье или на эшафот...» (с) А. В. Шубин. 1918 год. Революция, кровью омытая. 2019.
Но этот критический момент был преодолен, после чего даже в 1919 году выдерживать относительно согласованные атаки белых фронтов красным было уже проще.
В общем, вместе с густонаселенным и развитым центром красные получили и ворох проблем, которые приходилось решать порой с наскока и грубо (в том числе используя человеческие кадры, что были доступны), создавая дополнительные трудности. И в процессе большевики могли сами расколоться, их могли свергнуть и так далее.
Не всегда в Гражданских войнах выигрывают те, кто имеет преимущество в населении и промышленности. Характерный пример — Испания 1936 — 1939 гг., где франкисты начинали с невыгодных позиций.
Да, имело место вмешательство Третьего Рейха, фашистской Италии и соседней Португалии... однако, сами испанские республиканцы не смогли создать сильной власти и подавить франкистов в момент их относительной слабости.
Иными словами, центральное положение и преимущества материального характера ещё не являются гарантом успеха. Здесь важны и другие факторы: единство власти, использование своих сильных сторон с компенсацией слабых, эффективная дипломатия, реальный контроль над территорией и массами, да и про идеологию с мотивацией забывать тоже не следует.
Белых не очень беспокоило то, что красные находятся в центре России, включая высшее руководство. Хотя были исключения — бежавшие к белогвардейцам бывшие красные «военспецы» из офицеров старой армии.
Эти видели большевиков «изнутри» и предупреждали о том, что они — серьезные, энергичные, опасные противники. Предупреждения эти даже в 1919 году особо не были услышаны...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, нажимайте на «колокольчик», смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем RUTUBE канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!