Найти тему

Несерьёзные снимки на память

Ольга Смердова, художница и участница последней фотовыставки «Сила в движении» делится своей любовью к плёнке, любимыми кадрами и мыслями о столкновении мира плёнки и мира краски в своей жизни.

Меня зовут Ольга Смердова, я художница. Я никогда не рассматривала фотографию, как нечто серьёзное. Фотография для меня – это приятный бонус к моей художественной и педагогической деятельностям.

Моя фотография – «отдушина в моменте» с минимальным вдумыванием в техническую сторону вопроса.

Я подхожу к фотографии, как к художественному запечатлению, который формирует на снимках именно моё впечатление от реальности, а не доскональную документацию реальностей, в которых я нахожусь. Отчасти поэтому на многих снимках у меня присутствует пикториальность, то есть я пытаюсь передать живописность даже через чёрно-белое изображение и придать художественность любому своему кадру.

Большинство снимков я делала на мыльницу родителей OLYMPUS mju II. Я её заюзала и там что-то вышло из строя... Хорошо, что совсем недавно. Пока не могу найти человека, кто мог бы её реанимировать (отзовитесь, кто бы мог помочь, договоримся)). Она мне очень дорога: я начала фоткать на неё с 14 лет или даже раньше.

Это была моя самая любимая камера (хотя, не сказала бы, что много было проб другой техники). Cубъективно: она по-девчачьи простая в использовании и максимально неприхотливая, а ещё суперлёгкая и влезет в дамскую сумочку! Что могло бы быть лучше?) А еще именно на эту камеру были сделаны мои самые классные чёрно-белые снимки. С этой мыльницей я могу думать только о красоте момента и чувствах от увиденного, отбросив технические аспекты.

Возвращаясь к предметности снимков, хочу сказать, что мне нравится ловить бытовые сценки. На плёнке при проявке всегда всё выглядит иначе: не так как на моменте соприкосновения с реальностью. Это удивительный эксперимент и неожиданность в большинстве случаев. Всё это «безобразие» выходит в разряд «интересной игры».

Ещё я люблю не обрабатывать снимки. В этом заключается огромный плюс аналоговой съёмки лично для меня. Максимум, который я делаю: кадрирование при печати с плёнки, если взяла «лишку». Вот яркий пример таких кадрирований. Фото моей сестры с большим количеством композиционно не уместного чёрного с боку. Я поправила.

Фото с Леной, Томом, Машей и выставкой достояний народного хозяйства, 2023.
Фото с Леной, Томом, Машей и выставкой достояний народного хозяйства, 2023.

Именно с этой фотографией я приняла участие в выставке «Сила в движении», которая проходила в Музее Динамо от serebro.gallery. Это была моя первая фотовыставка в жизни! До этого я никому не показывала свои снимки в таком формате. Это был новый опыт и откровение. И я бы хотела, чтобы фотовыставки в моей жизни стали регулярным явлением наряду с художественными выставками.

Вообще, если сделать небольшой сравнительный анализ моих картин и моих фотографий, то для себя, как представителя художественной среды, я бы отметила разницу в скорости исполнения как самую важную разницу форматов работы. Она является весомым аргументом в пользу фотографии. Та самая скорость запечатления момента позволяет поймать то, что на художественном полотне может потеряться.

Фото меня за рисованием сделал брат, 2023.
Фото меня за рисованием сделал брат, 2023.

Рисование же, как процесс медитативный, является для меня измом философского размышления и глубокого самопознания.

Получается, что художественность в моих картинах – это реальность внутренняя и рефлексия на внешнее. Тогда как фотография, наоборот, отпечаток внешнего, который своим внутренним миром я решаюсь выбрать из множества сиюминутных повседневных событий.

Очень здорово, что тут возникает баланс двух миров, которые, неизбежно натыкаясь друг на друга, образуют свой мир! И, по сути, меня в нём. Это и есть то дополнение, с которого я начинала свой рассказ!

В своих размышлениях я нахожусь в масштабе плёночной фотографии и говорю исключительно о ней, потому что цифра или другие художественные медиа, связанные с техникой, просто не настолько созвучны со мной!) У меня любовь к «делать по старинке».

Мне нравится такая съёмка ещё и за то, что я могу снимать на просрочку с дефектами: точками, полосками, сильной рябью.

В этом есть свой элемент художественности! Фотографии могут быть серыми и невнятными. Но только на первый взгляд. Этим они меня и привлекают. Мне нравится экспериментировать со светом и делать однотипные фото с разным характером освещения.

Я просто щёлкаю затвором. Забываю. Коплю катушки, а потом еду к друзьям в даркрум проявляться.

Всегда есть вероятность, что плёнку я всю «забракую» своими «случайными» фото. Когда я снимала последнюю катушку на Олимпус в 2023 (он уже еле дышал и прокручивал плёнку на следующий кадр с диким скрипом), получилась какая-то дабл-серия меня со мною:) Интереснее я ещё ничего из своего не видала!

Сейчас я снимаю на Зенит Гелиос 44-2. Одолжила подруга. Спасибо, Юль!

Мой опыт с плёночной фотографией – это волшебный восторг от плёнки как таковой, от процесса проявки, от внезапно классных и тёплых кадров, от «винтажности» съемки в целом. Это огроменное поле для творчества, где каждый может найти ценность для самого себя.

Ценность в каждом моменте! Просто! И кайфовать от таких съёмок.

P.S. От моих дедов в наследство мне досталась целая кипа оборудования для проявки и печати еще из 1950-х – время, когда мой дед активничал с фото. Всё в рабочем состоянии до сих пор. Верю, что наступит тот день, когда я буду сама «лабораторить» свои фотки именно этими артефактами. Такая историческая ценность же! Кто хочет попробовать проявить что-то – пишите! Будем учиться вместе!

Автор статьи участница фотовыставки «Сила в движении», художница Ольга Смердова.