Ольга Смердова, художница и участница последней фотовыставки «Сила в движении» делится своей любовью к плёнке, любимыми кадрами и мыслями о столкновении мира плёнки и мира краски в своей жизни.
Меня зовут Ольга Смердова, я художница. Я никогда не рассматривала фотографию, как нечто серьёзное. Фотография для меня – это приятный бонус к моей художественной и педагогической деятельностям.
Моя фотография – «отдушина в моменте» с минимальным вдумыванием в техническую сторону вопроса.
Я подхожу к фотографии, как к художественному запечатлению, который формирует на снимках именно моё впечатление от реальности, а не доскональную документацию реальностей, в которых я нахожусь. Отчасти поэтому на многих снимках у меня присутствует пикториальность, то есть я пытаюсь передать живописность даже через чёрно-белое изображение и придать художественность любому своему кадру.
Большинство снимков я делала на мыльницу родителей OLYMPUS mju II. Я её заюзала и там что-то вышло из строя... Хорошо, что совсем недавно. Пока не могу найти человека, кто мог бы её реанимировать (отзовитесь, кто бы мог помочь, договоримся)). Она мне очень дорога: я начала фоткать на неё с 14 лет или даже раньше.
Это была моя самая любимая камера (хотя, не сказала бы, что много было проб другой техники). Cубъективно: она по-девчачьи простая в использовании и максимально неприхотливая, а ещё суперлёгкая и влезет в дамскую сумочку! Что могло бы быть лучше?) А еще именно на эту камеру были сделаны мои самые классные чёрно-белые снимки. С этой мыльницей я могу думать только о красоте момента и чувствах от увиденного, отбросив технические аспекты.
Возвращаясь к предметности снимков, хочу сказать, что мне нравится ловить бытовые сценки. На плёнке при проявке всегда всё выглядит иначе: не так как на моменте соприкосновения с реальностью. Это удивительный эксперимент и неожиданность в большинстве случаев. Всё это «безобразие» выходит в разряд «интересной игры».
Ещё я люблю не обрабатывать снимки. В этом заключается огромный плюс аналоговой съёмки лично для меня. Максимум, который я делаю: кадрирование при печати с плёнки, если взяла «лишку». Вот яркий пример таких кадрирований. Фото моей сестры с большим количеством композиционно не уместного чёрного с боку. Я поправила.
Именно с этой фотографией я приняла участие в выставке «Сила в движении», которая проходила в Музее Динамо от serebro.gallery. Это была моя первая фотовыставка в жизни! До этого я никому не показывала свои снимки в таком формате. Это был новый опыт и откровение. И я бы хотела, чтобы фотовыставки в моей жизни стали регулярным явлением наряду с художественными выставками.
Вообще, если сделать небольшой сравнительный анализ моих картин и моих фотографий, то для себя, как представителя художественной среды, я бы отметила разницу в скорости исполнения — как самую важную разницу форматов работы. Она является весомым аргументом в пользу фотографии. Та самая скорость запечатления момента позволяет поймать то, что на художественном полотне может потеряться.
Рисование же, как процесс медитативный, является для меня измом философского размышления и глубокого самопознания.
Получается, что художественность в моих картинах – это реальность внутренняя и рефлексия на внешнее. Тогда как фотография, наоборот, отпечаток внешнего, который своим внутренним миром я решаюсь выбрать из множества сиюминутных повседневных событий.
Очень здорово, что тут возникает баланс двух миров, которые, неизбежно натыкаясь друг на друга, образуют свой мир! И, по сути, меня в нём. Это и есть то дополнение, с которого я начинала свой рассказ!
В своих размышлениях я нахожусь в масштабе плёночной фотографии и говорю исключительно о ней, потому что цифра или другие художественные медиа, связанные с техникой, просто не настолько созвучны со мной!) У меня любовь к «делать по старинке».
Мне нравится такая съёмка ещё и за то, что я могу снимать на просрочку с дефектами: точками, полосками, сильной рябью.
В этом есть свой элемент художественности! Фотографии могут быть серыми и невнятными. Но только на первый взгляд. Этим они меня и привлекают. Мне нравится экспериментировать со светом и делать однотипные фото с разным характером освещения.
Я просто щёлкаю затвором. Забываю. Коплю катушки, а потом еду к друзьям в даркрум проявляться.
Всегда есть вероятность, что плёнку я всю «забракую» своими «случайными» фото. Когда я снимала последнюю катушку на Олимпус в 2023 (он уже еле дышал и прокручивал плёнку на следующий кадр с диким скрипом), получилась какая-то дабл-серия меня со мною:) Интереснее я ещё ничего из своего не видала!
Сейчас я снимаю на Зенит Гелиос 44-2. Одолжила подруга. Спасибо, Юль!
Мой опыт с плёночной фотографией – это волшебный восторг от плёнки как таковой, от процесса проявки, от внезапно классных и тёплых кадров, от «винтажности» съемки в целом. Это огроменное поле для творчества, где каждый может найти ценность для самого себя.
Ценность в каждом моменте! Просто! И кайфовать от таких съёмок.
P.S. От моих дедов в наследство мне досталась целая кипа оборудования для проявки и печати еще из 1950-х – время, когда мой дед активничал с фото. Всё в рабочем состоянии до сих пор. Верю, что наступит тот день, когда я буду сама «лабораторить» свои фотки именно этими артефактами. Такая историческая ценность же! Кто хочет попробовать проявить что-то – пишите! Будем учиться вместе!
Автор статьи участница фотовыставки «Сила в движении», художница Ольга Смердова.