Найти в Дзене

Хороший тренер / плохой тренер

После продолжительных семейных обсуждений, разговоров с ребёнком на тему его личных интересов и предпочтений, с учетом уровня его здоровья вы наконец-то решили, каким видом спорта он будет заниматься. Определились с целью и задачами занятий именно для вашего ребёнка, купили спортивную форму. Нерешённой осталась одна задача: как выбрать тренера? Поможет разобраться Юлия Николаевна Серикова, старший преподаватель ИЕиСТ МГПУ. Тренер должен знать, как осуществлять тренировочный процесс с учетом возрастных особенностей детей, и уметь это делать. О наличии у тренера не только спортивного, но и педагогического опыта и образования стоит спросить с первых минут знакомства со специалистом, ещё до того, как вы приведёте в секцию ребёнка. Педагогическое спортивное образование или дополнительная переподготовка в сочетании со стремлением постоянно повышать свою квалификацию на семинарах, мастер-классах, регулярный обмен опытом с другими тренерами – это одни из главных аспектов, которые необходимо у
Оглавление

После продолжительных семейных обсуждений, разговоров с ребёнком на тему его личных интересов и предпочтений, с учетом уровня его здоровья вы наконец-то решили, каким видом спорта он будет заниматься. Определились с целью и задачами занятий именно для вашего ребёнка, купили спортивную форму. Нерешённой осталась одна задача: как выбрать тренера? Поможет разобраться Юлия Николаевна Серикова, старший преподаватель ИЕиСТ МГПУ.

Профессиональное образование и спортивная квалификация

Тренер должен знать, как осуществлять тренировочный процесс с учетом возрастных особенностей детей, и уметь это делать. О наличии у тренера не только спортивного, но и педагогического опыта и образования стоит спросить с первых минут знакомства со специалистом, ещё до того, как вы приведёте в секцию ребёнка.

Педагогическое спортивное образование или дополнительная переподготовка в сочетании со стремлением постоянно повышать свою квалификацию на семинарах, мастер-классах, регулярный обмен опытом с другими тренерами – это одни из главных аспектов, которые необходимо учитывать при выборе тренера.

Личное общение с тренером позволит вам получить информацию о его спортивном прошлом. Наличие высокий спортивных достижений – важный, но не ключевой момент: великий спортсмен не равно великий тренер.

Если тренер уже с опытом, присмотритесь к результатам его подопечных, учтите, как долго они занимаются с этим конкретным тренером, в каком именно возрасте дети достигают у него определённых спортивных результатов.

Лексика

Понятная структурированная доступная речь в общении с детьми, недопустимость нецензурной лексики, даже оправданной эмоциональностью какого-либо спортивного момента или ситуации – важнейшее качество тренера.

Чистая речь педагога и его установка на недопустимость использования бранных слов с учетом того, что ваш ребёнок к определенному моменту будет проводить с тренером времени больше, чем с вами, позволит минимизировать риск услышать от него неприемлемые выражения.

В российском спорте есть уникальный пример – Сергей Богданович Семак, главный тренер действующих чемпионов России, футбольного клуба «Зенит». Он ввёл систему штрафов за ненормативную лексику в команде. Ориентируемся на лучших!

Чтобы понять, как разговаривает потенциальный тренер вашего ребёнка, посмотрите, как общаются его подопечные. Это поможет сделать выводы.

Энергия и эмоциональный интеллект

Любые основные навыки тренера ничто, если у него нет эмоциональной вовлеченности в процесс, интереса к своему делу.

Крайне важны уверенность тренера в себе (не стоит путать её с порой настолько очаровательной самоуверенностью), умение ставить цели, планировать процесс и прогнозировать результат, учитывать ошибки и их корректировать. Всё это невозможно без эмоционального интеллекта.

Умение управлять тренировочным и внетренировочным процессом, распознавать эмоции, мотивацию, настроение и желания детей – ключевые навыки тренера.

Попробуйте понаблюдать за тренировочным и, если есть возможность, соревновательным процессом. Оцените, насколько тренер авторитет для своих подопечных:

  • допускает ли фамильярность,
  • как выстраивает основную коммуникацию – учитывает ли индивидуальные особенности детей,
  • проводит ли дополнительные беседы в случае недопустимого поведения,
  • хвалит ли детей,
  • как транслирует критику и делает замечания,
  • как реагирует на неудачи своих спортсменов,
  • нет ли установки на победу любой ценой.

Важно понаблюдать за общением «тренер-родители». Строгая дистанция, тактичное уважительное общение с двух сторон, где каждый выполняет свою функцию и не заходит за допустимые границы – признак правильно выстроенных или, если хотите, экологичных взаимоотношений.

На что ещё обратить внимание

Для тренера важны внешний вид и имидж. Опрятность, аккуратность, чистота, отсутствие вредных привычек – все это так или иначе характеризует личные качества человека, которому вы планируете доверить ребёнка.

Не стоит стремиться попасть к тренеру из-за его популярности – это не всегда находится в прямой взаимосвязи с высоким профессионализмом.

Присматривайтесь к молодым тренерам и их современным подходам, не пренебрегайте опытом и знаниями более старшего поколения. Важен конкретный тренер, его умения и навыки, а не возраст. Энтузиазм и способность вдохновлять не имеет возрастных ограничений, главное – любовь к детям, своему виду спорта и тренерской работе.