Чё-то не написала, что дети сегодня пели на экскурсии. Сперва был марш Маяковского "Левой, левой, левой", потом были "на границе тучи ходят хмуро", а под конец я узнала песню, которая как-то прошла мимо меня. Очень хотелось ехидно повернуться к топающим малышам из началки и спросить:
-А вы там... все слова понимаете? - но я сдерживалась и просто шла вперёд с круглыми глазами, а за мной шли два десятка детей по лесу и орали:
Папин пистолет в кармане, шуба, плащ и сапоги
Вот и все мое наследство, я — принцесса из тайги
Господин Хрущев построил эту хату для меня
Чтобы по тебе скучала бесприданница твоя.
Вот мои в школе как-то отстают... а могли бы и такой песне научить! - так им и скажу в понедельник, когда начнут петь какие-то восточные дискотеки свои...
Стояли сегодня у автобусов с женщиной-экскурсоводом. Она безапелляционно рассортировывала - мол, в этой школе дети умные, в этой - не очень, в этой опять умные, в этой - не слишком умные. Потом взялась за учителей (зря), на что я холодно сказала, что дети всюду плюс-минус одинаковые, а степень их зажатости или чрезмерной раскованности зависит от классного руководителя и местоположения звезд на небе. Знаю, тк почти осьмнадцать лет работаю.
-В какой школе?
-В Вальдорфской, - вздыхаю.
-Ах, ну это другое! Так совершенно другое отношение к детям. У меня там сын подруги учится. Стрэпэлтон. Джон.
-А, да... учу его, - сказала я, а перед глазами мелькнул вчерашний урок. Я сделала Стэплтону три (!!!) замечания, а он продолжал демонстративно разговаривать с соседом.
-Джон, выйди в коридор, иначе я тя щас убью, - сказала я таким голосом, что Джон аж вышел. И вернулся, когда мы допели романтиццкую любовную песню, которую я пела так, словно швыряю камни в стену.
-Да, мы там... да-а-а, - неопределенно сказала я.
Забавное: дети мои cредние свято уверены, что раз Вирджиния - в честь королевы-девы, то Елизавета I - она дева. И... обсуждают, ху из скорпио, ху из, значит, сэджитэриас... (кто у нас там скорпион, кто стрелец...)
Я рот открыла и благоразумно закрыла. Потом пришла домой, глянула - да, королева родилась 7-го сентября. Всё норм. Она дева.
Новый-старый жизненный опыт. Сижу тут вторую неделю за партой. Нет, я не на учёбе, а просто на собственных уроках сижу. У меня студентка-практикантка, и я могу сейчас побездельничать и попроверять тетради.
Вот зачем детей в школах по двое сажают, а? - это же логично, что ты общаешься с тем, с кем сидишь, да?.. Сегодня у меня была говорливая соседка, и урок прошёл мимо меня. Т.к. она постоянно толкала меня под локоть, и у меня срывалась рука с красной ручкой, я злобно шипела, а Мэри гладила меня по предплечью и просила прощенья. Если бы мне было девять лет - нет, не просила бы.
-Хотите, песню спою?
-Нет, милая. Сейчас урок. После.
-После вы уйдёте. Что, за дурочку меня держите?
-Нет, я не уйду.
-Давайте я сейчас спою, а?
-Сейчас урок, - говорю я громче, не смущаясь тем, что идёт урок. Когда в классе вас три десятка, то наш диалог с Мэри - капля в бане (зачёркнуто), в этом шумном море.
Пришёл Тимоти: - Чё делаете?
-Тетради проверяю, - я кивнула на стопку.
-А Мэри от меня тетрадь закрыла.
-Ты спишешь всё!
-Вот дура! Я уже давно всё решил, вот... гуляю.
-Иди-иди, - говорю, ибо на подходе уже девица Мэрианн:
-У вас клей можно взять? У вас точно есть.
-Бери и уходи, - говорю сквозь зубы, т.к. Мэри уже опять предлагает мне под ухом спеть песню.
(нет, после уроков я честно послушала!)
В пятом классе я автоматически возвращаюсь в скуку подросткового возраста и... у меня на веках чугунные утюги. Сплю на ходу, но к концу урока я почему-то соскакиваю как ненормальная, хватаю рюкзак, надеваю, мысленно я уже стою на трамвайной остановке, а потом вдруг останавливаю себя, т.к. следующий жест будет... жест всех моих детей - поднять стул для влажной уборки класса. Да. И я их каждый день за это ругаю. Но сама я делаю всё совершенно тоже самое... и это пугает. Как-то совсем я не меняюсь... как мне тяжело и скучно было учиться - так ничё и не поменялось за тридцать лет (поэтому тут фото "матери драконов" - мы с ней ровесницы, и она тоже любит корчить рожи):
А вообще жизнь идёт своим чередом: беспокойство юных мам: - Ребёнок учит английский два года два (!) раза в неделю, а всё ещё не говорит дома по-английски...
Ну и всё по классике, короче. Плохо, что на восемнадцатом году работы сильно лень вообще всё это разжёвывать в очередной раз. Эх, где моя юность, где моя свежесть? - ну да это я уже учителя литературы включила и пошла-поехала цитировать милого Николай Васильевича...
Помните, я фотографировала пожилых дам в панамках возле дома? Сегодня подошла к ним и отдала две распечатанные фотки.
-Спасибо, милая, - рассеянно кивнула одна, а потом говорит: - А других наших там не было?
-Не было, - твёрдо говорю я. - Вы только вдвоем сидели на этой лавочке. Вот фото! Видите?
По-моему... неубедительно всё же вышло. Бабушки покачали головами с сомнением и стали прятать фотки в сумочки.
Старики и дети живут в одном мире. Их ничем не удивить, но непременно будет еще какой-то психоделический сюрприз!
Прошлым летом к нашей компании по изучению замшелой попсовой музыки, настольных игр и героев сериала Аббатство Даунтон (низы!) прибавился Юджин из соседнего дома.
-О, хай! - говорю ему, не ведя бровью, хотя не видела парня два года, но порадовалась, что он не отпустил еще окладистую бороду и не полысел... короче, хорошо выглядит.
-Хэллоу, ага, - говорит. - Воцап?
-У меня новые карточки. Садись с нами и разбирайте. Они очень интересные.
Карточки печатала пьяная русская компания в каком-то бобруйском центре полиграфии. Там неправильные глаголы, но формы есть не все. Где-то не хватает первой, где-то третьей... это придает остроту ощущений - дети полчаса ползают по полу и сортируют сотни карт - у карт рубашки под британский флаг, и выглядит это все бохато. Еще там довольно
загадочные иллюстрации...
Агата: -Это точно глагол "рвать". Тут нарисованы кот и пакет с кофе. Значит, кот его порвет...
Джордж: - А домик с пиццей?
-Это доставка, и пиццу будут прямо вырывать из рук.
я тоже обращаюсь за помощью к толкователю карт из Бобруйска: - А дракон, хит и бродкаст?
-Это значит, что дракон всех порвет в хит параде.
-Да, эту стопку откладываем, тут все идеально, - вынуждены признать даже Гордон с Юджином.
Еще я всегда слышала в песне "калифорния дримин" священника лайк э гоуст. И думала, что священник похож на привидение. А вчера прочитала, что там "ю ноу зэ прист лайкс зис колд... хи ноуз, айм гона стэй". О том, что, мол, священник любит здешний холод, он знает, что я остаюсь... к чему эта чушь? что за драма между героем песни и викарием? карточные долги? роман с женой местного лорда?
Второй день не знаю, как сказать детям, что они поют не то, что надо. С другой стороны... попрошу их объяснить мне, что это значит. И дело с концом.
-Лена, как будет по-английски девочка, которая чистит камины? - спрашиваю коллегу.
-Э... чистильщица каминов? Как обычно, устаревший английский?
-Ага, я тоже так подумала. Учить старомодному английскому - это моя узкая специализация. Зато я с ними хоть тоже узнала, что валеты (лакеи) теперь в отелях паркуют чужие авто, а не чистят сюртуки к ужину. Главное, чтобы дети мои стали настолько богатыми, чтобы хоть воспользоваться этими знаниями смогли - и вызвали лакея, чтобы припарковать свои роллс-ройсы!
Да, нынче, вот, все классы вели себя хорошо, несмотря на сильный ветер, который гоняет по асфальту листья с картонным стуком, а голые тополя противно скребут ветками по небесам. Надо быть морально готовой к тому, что в понедельник теперь зажгут все и... постараться не расстраиваться. P.S. Старшие ещё не все выучили, что я в русской жизни не мисс Энни, но я за первые недели сентября я научилась дружелюбно откликаться на любое русское имя, понимая, что они имели в виду.
А вообще главное осенью - успевать устраивать фотосессии красным и золотым рябинам во дворе. Красная всегда быстрее... она уже начала сильно осыпаться и... буквально пара дней и... всё. До следующего сентября:
Груша в Солнечном моя любимая уже, кстати, поредела изрядно:
Кстати, про томных моих девятиклассниц осенью... в Интернете попалась картина, которая их как нельзя лучше всех изображает. А именно: "Продавщица апельсинов" Энрике Серра (Enrique Serra y Auque, 1858-1918)
Есть, конечно, и второй типаж, но он в наши времена встречается реже... о нём хорошо написал современный российский поэт Сваровский:
Корищенко первый раз поехал на отдых
один
на жену денег не хватило
растрата обусловлена воспалением лёгких
врач сказал нужно где-то прогреться
необходим тёплый, насыщенный йодом воздух
но в ближних странах всё дорого теперь
пришлось выбирать из далёких
на пляже смотрит: толстая шестнадцатилетняя Дженни
купается с папой и мамой на надувном матрасе
над рыхлой попою у неё
временная кельтская татуировка
плывёт поперёк матраса неловко
передвигая белыми
большими ногами
Корищенко думает:
спаси Господь
всех неуклюжих
сделай из них людей великодушных
сделай их такими
чтобы лучше этих всех загорелых
стройных
думает:
если так уж всё это необходимо
чтобы она такая
пусть эта Дженни
выйдет замуж
за хорошего какого-нибудь умного мужа
хоть за моего младшего брата
Диму
он кандидат наук и доцент, биолог
или за двоюродного Женю
он вообще пишет книги и уважаемый в научном сообществе археолог
муж будет ценить вот эти толстые её движения
ведь она же не виновата
пусть у них родятся красивые дети
сначала женского пола
и позже ещё ребята
даже позвонил жене
рассказал про всё это
она заплакала и говорит: Серёжа, у тебя нету брата
Димы
нету никакого Жени
у тебя вообще родственников нету
10 лет как никого не осталось
я же говорила
вот этого я и боялась
это опять обострение
у всех обычно весной
а у тебя почему-то летом
сейчас же начинай пить лекарство
и в середине дня вообще не выходи из тени
Корищенко отвечает:
конечно, не беспокойся
и думает:
ни Мити тебе, ни Жени
бедная Дженни
бедная наша
Дженни
Фёдор Сваровский