Найти в Дзене
Волжские байки

Дерибасовская.

В Одессе много исторических мест, о которых можно найти интересные статьи.

Об одном из этих мест я и хочу вам рассказать. Например, о легендарной улице Дерибасовской.

Об улице Дерибасовской все знают.

Но как же она появилась?

Попробую разобраться.

История улицы Дерибасовской.

фото из интернета
фото из интернета
фото из интернета
фото из интернета

Из статьи :"Улицы в истории Одессы: Дерибасовская.”

Первоначальное название улицы Гимназская, иногда встречается название Гимназическая. Названа в честь коммерческой гимназии Вольсея, открытой по указу первого градоначальника города Ришелье 16 апреля 1804г.

С 6 июля 1811 г. улица называется Дерибасовская или де-Рибасовская. Мы привыкли считать, что название она получила а честь первого градоначальника Иосифа Де-Рибаса, но одесский краевед Яков Майстровой утверждает, что в то время улицы не назывались в честь кого-то и за какие-то заслуги. Например, Ришельвской стали называть улицу только потому, что в начале ее жил Ришелье. Коблевской назвали одну из улиц квартала, который получил Кобле. И Дерибасовской названа улица только потому, что на ней получил много участков (между Преображенской и Гаванной) Феликс Дерибас.

В другом источнике указывается,что улица названа в честь Хосе Де Рибаса - неаполитанца, перешедшего на русскую службу в #1774 г. ? Он отлично проявил себя в русско-турецкой войне. После ее окончания Де #Рибас по распоряжению Екатерины II выбрал место для нового Черноморского порта – будущего города Одессы. Осип Михайлович #Дерибас (такое имя он носил в России) стал первым градоначальником "жемчужины у моря".

фото из интернета
фото из интернета

В первые годы правления большевиков (1920-1938) она была названа в честь немецкого социалиста Фердинанда Лассаля. С 1938 по 1941 год она называлась улицей Чкалова. Наконец, 19 ноября 1941 года она была переименована в Дерибасовскую.

Покрытие улицы Дерибасовской.

Благоустройству Одессы долгое время мешало отсутствие камня для мощения дорог. После дождей дороги превращались в непроходимую местность из воды и грязи. Даже появилась должность носильщика, который переносил пассажиров в повозки или вытягивал из грязи застрявшие колеса возов. Это было большой проблемой города, которую необходимо было решать. Местный ракушняк оказался непригодным: крошился, превращался в пыль.

Было принято решение мостить гранитом и вулканической лавой. Для Одессы, де Воланом были выбраны камни Везувийской лавы. Камень привозился из Неаполя как балласт для пустых кораблей. Почему он привозился только из Неаполя, из-под Везувия?

Предложение Деволана пришлись по душе и Иосифу де-Рибасу, ведь Одесса будет строиться и моститься именно из камней его родины-Неаполя!

Этими камнями и по сей день покрыта Дерибасовская улица, а также некоторые другие улицы центра города.

Последний подарок городу Одессе

(из статьи блогера “Еще не вечер” “Испанец Хосе Де Рибас”)

Памятник Иосифу Дерибасу в самом начале улицы Дерибасовской установлен в 1994 году к 200 летию города им основанного.

фото из интернета
фото из интернета

У Дерибаса было много недоброжелателей, исправно писавших жалобы и доносы в Петербург. Ситуацию усугубила кончина императрицы Екатерины II в 1796 году. Занявший престол Павел I, прислушавшись к наветам и сплетням своих фаворитов во главе с графом Растопчиным, сильно сократил финансирование строительства порта и города Одессы.

Поскольку новый император резко сократил финансирование строительства Одессы, работы были приостановлены, но не заброшены. Одесситы обратились к Павлу I с просьбой о представлении ссуды из Государственной казны на строительство нового порта и развитие города.

фото из интернета
фото из интернета

Памятник "взятке" -АПЕЛЬСИН установлен в конце улицы Лонжероновской в 2004 году

Дерибас, узнав о содержании челобитной одесситов, посоветовал им не мешкая прислать и подношение. Император в то время хворал, простуда одолела. Хитрые одесские градоначальники выкупили груз из 3000 апельсинов на одном из судов, стоящих в гавани; этот ценный груз с пожеланием здоровья, в сопровождении высокой делегации и охраны был отправлен императору. Расчет оказался правильным, Павел I дал согласие выделить на строительство одесского порта 250 тысяч рублей. Жизнь в городе закипела вновь. Так адмирал Иосиф Михайлович Дерибас послужил своему детищу еще раз, а три тысячи апельсинов решили судьбу города.

Дерибасовская в наше время

фото из интернета
фото из интернета
фото из интернета
фото из интернета
фото из интернета
фото из интернета

Спасибо за прочтение.