Найти тему

«Так поступают все женщины, или Школа влюбленных»

Вольфганг Амадей Моцарт написал три оперы на либретто Лоренцо да Понте. Две первых – «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан» – быстро завоевали любовь публики и были признаны шедеврами. Третья – «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» – ждала своего часа гораздо дольше. Лишь полтора века спустя она была оценена по достоинству, и сегодня ставится столь же часто, как и две ее предшественницы.

Впервые опера «Так поступают все женщины» прозвучала 26 января 1790 года в венском Бургтеатре, а уже в феврале театры были закрыты из-за траура по случаю смерти императора Иосифа II. Летом того же года опера была сыграна еще пять раз и сошла со сцены.

В XIX веке о ней если и вспоминали, то лишь ради того, чтобы осудить сюжет за безнравственность и неправдоподобие. Невесты не только моментально забывали своих якобы уехавших женихов, но и не могли их узнать всего лишь после нескольких часов, проведенных в разлуке. Очевидной неудачей Моцарта считал «Так поступают все женщины» Рихард Вагнер, утверждавший, что на плохое либретто невозможно написать хорошую оперу.

Но с годами точка зрения на это сочинение поменялась кардинально. «Действие развивается логично и весело, и в конце его испытываешь такое же эстетическое удовольствие, как от удачно решенной шахматной задачи или ловко выполненного фокуса», – писал в середине XX столетия исследователь творчества и биограф Моцарта Альфред Эйнштейн.

Авторы обозначили жанр своего сочинения как dramma giocoso, то есть «веселая драма» (любопытно, что точно такую же характеристику они дали и «Дон Жуану»). Игра полутонов, постоянное нарушение жанровых канонов, переходы от комического к драматическому и обратно делают оперу «Так поступают все женщины» очень привлекательной для современной публики.

Большой театр всего лишь второй раз в своей истории обратился к этому произведению Моцарта. Предыдущая постановка датирована 1978 годом. В качестве режиссеров-постановщиков тогда выступили известные хореографы Наталья Касаткина и Владимир Василёв, оформил спектакль Валерий Левенталь. За дирижерским пультом стоял Юрий Симонов.

Постановку оперы в 2014 году осуществил голландский режиссер Флориан Виссер. По его мнению, «есть только один мир, где этот сюжет со всеми его переодеваниями и не-узнаваниями, может естественно существовать, — это мир театра». Действие спектакля разворачивается внутри театра, хозяином которого является дон Альфонсо. Он вовлекает молодых друзей в игру, точные правила которой неизвестны никому.

Показы оперы пройдут 9-12 октября на Новой сцене Большого.