Найти в Дзене
Литрес

Не абреки, а «всякий сброд»: отряд ряженых разбойников, которыми командовал Лермонтов

Изначально абреками на Кавказе называли горцев, которых изгнали из родного села за совершение тяжкого преступления. Эти изгои уходили в горы и становились разбойниками. Во время завоевания Кавказа Российской империей это слово приобрело новое значение. Абреками становились мужчины, поклявшиеся отомстить за поруганную честь, причинённое горе или нанесённую им обиду. Они бросали дом и вели разбойный образ жизни, не подчиняясь ни законам, ни общественным правилам. Встретить абрека путнику или солдату было смертельно опасно. В разгар Кавказских войн эти добровольные изгои стали сражаться против русской армии. Чужая жизнь для них не имела никакого значения, сами они не боялись погибнуть и потому никогда не сдавались в плен, сражались до последнего. Именно с такими воинами пришлось иметь дело Михаилу Лермонтову. Солдаты Российской империи называли абреками любых горцев, ведущих с ними партизанскую войну в одиночку или маленькими отрядами. Они совершали набеги ради добычи, отмщения за убитых

Изначально абреками на Кавказе называли горцев, которых изгнали из родного села за совершение тяжкого преступления. Эти изгои уходили в горы и становились разбойниками. Во время завоевания Кавказа Российской империей это слово приобрело новое значение. Абреками становились мужчины, поклявшиеся отомстить за поруганную честь, причинённое горе или нанесённую им обиду. Они бросали дом и вели разбойный образ жизни, не подчиняясь ни законам, ни общественным правилам.

Встретить абрека путнику или солдату было смертельно опасно. В разгар Кавказских войн эти добровольные изгои стали сражаться против русской армии. Чужая жизнь для них не имела никакого значения, сами они не боялись погибнуть и потому никогда не сдавались в плен, сражались до последнего. Именно с такими воинами пришлось иметь дело Михаилу Лермонтову.

Солдаты Российской империи называли абреками любых горцев, ведущих с ними партизанскую войну в одиночку или маленькими отрядами. Они совершали набеги ради добычи, отмщения за убитых соплеменников и ради свободы. Их описывали как иступлённых, безумных людей, которые проявляли такую отчаянную смелость, что под их натиском отступала сотня казаков, не решавшаяся вступить в рукопашный бой. Российская сторона знала, что абреки считают плен страшным позором и будут выгрызать победу любой ценой.

Они были искусными партизанами и диверсантами, поэтому русские решили перенять их манеру и тактику. Был создан специальный кавалерийский отряд, который должен был воевать по правилам абреков. Командование им поручили одному из офицеров, но по состоянию здоровья он не смог заступить на службу. Тогда эту роль отдали поручику Михаилу Юрьевичу Лермонтову, он возглавил отряд 10 октября 1840 года. Любопытно, что в биографии писателя это был самый плодотворный период жизни. В тот год вышел его первый прижизненный поэтический сборник и роман «Герой нашего времени».

В новое воинское подразделение брали всех желающих, независимо от национальности и социального положения. Главное, чтобы солдаты обладали храбростью и умом, подчинялись любым приказам и справлялись со сложными заданиями. Кавалеристы с таким усердием вживались в свою роль «абреков», что даже начали на манер горцев брить головы и отпускать бороды. Сам Лермонтов, подражаю неприятелю, джигитовал на разгорячённом коне в горской красной рубахе.

Интересно, что в личной переписке он так описал свой отряд – «всякий сброд». О том, почему Лермонтов согласился им руководить, высказываются разные мнения. Кто-то считает, что поручик Лермонтов хотел выслужиться, чтобы скорее уйти в отставку и полностью посвятить себя литературе. Кто-то видит в поступке писателя проявления горячего норова и романтизацию вольной разбойничьей жизни. Кто-то говорит, что Лермонтов сам был очень похож на абрека, в первую очередь отношением к своей и чужой жизни.

М. Ю. Лермонтов, Г. Г. Гагарин Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 года
М. Ю. Лермонтов, Г. Г. Гагарин Эпизод сражения при Валерике 11 июля 1840 года

Отряд «абреков» Лермонтова занимался разведывательной и диверсионной деятельностью. Во время переходов по горным ущельям Лермонтов не пользовался своими дворянскими привилегиями, ел из солдатского котелка, спал, как и другие, на земле. Пробыл капитаном «дикого» отряда он всего два месяца, а затем снял с себя эти полномочия. Возможно, этот опыт показался ему шутовским или недостойным чести. Во всяком случае он был не сравним с опытом, который Лермонтов пережил 11 июля 1840 года во время кровавого сражения у реки Валерик.

Поручик Тенгинского пехотного полка Михаил Лермонтов участвовал в действующем отряде генерала Галафеева и «несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». За отвагу его представили к награде, но Николай I вычеркнул его имя из списка. Кровавое сражение при Валерике перемешало все чувства Лермонтова, в письме своему товарищу А. А. Лопухину он писал:

«Я вошёл во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям этого банка, мало найдется удовольствий, которые бы не показались приторными».

Лермонтов смотрел на войну как на азартную игру и даже «потеху». Но этот взгляд был трансформирован в поэтическом рассказе о «картинах военной жизни» – стихотворении «Валерик». Именно в нём Лермонтов отразил свой военный опыт и трагизм событий. Войну он описал как бессмысленную резню.

Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-3