Найти в Дзене
Воскресная школа

Божий промысел ведёт нашу жизнь через искушение.

Оглавление
Искушение - это неприятные переживания, приходящие к человеку в наказание, для исправления, для испытания и т. д. Также это ещё - и несправедливость, и болезни, и нужда, и обиды.

Это состояние души, когда нарушается душевный мир.

фото из открытого источника Яндекс. Картинки.
фото из открытого источника Яндекс. Картинки.

Это свойственно любому человеку, пока он живет на земле.

Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4, 1-11).

Господь сказал:

"Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам" (Мф. 18, 7).

Почему же Господь допускает искушения и говорит, что "надобно прийти соблазнам"?

В жизни христианской нужны искушения. Проверяется наше духовное состояние. По духу мы живём или по плоти.

"Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного", - говорил прп. Антоний Великий.

Путем преодоления искушений в христианине появляется духовная сила. Так говорят святые отцы.

Самое распространённое искушение - беспокойство людей за свое существование, за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для тела, сожаление об упущенных возможностях при достижении материальных благ, зависти к чужому успеху, недовольство своим материальным положением и т. п.

Пораженная искушением душа забывает заповеди Господа

- "не заботьтесь... что вам есть и что пить..."

и впадает в маловерие, суету и многопопечительность.

Другой вид искушений - боязнь воображаемых опасностей и несчастий. Боязливая и маловерная душа в этих случаях полна беспокойства и тревоги.

Ей уже кажется, что все ее опасения сбываются, она уже переживает в мыслях несчастье и мучается и страдает понапрасну.

Вспомним утопавшего Петра.

фото из открытого источника Яндекс. Картинки.
фото из открытого источника Яндекс. Картинки.

Душа смотрит только на житейские волны, тонет в них, забывая, что рядом - Христос, готовый всегда протянуть руку и спасти от гибели, и что надо смотреть всегда не на призрачные волны, а на спасающего и поддерживающего Иисуса Христа.

Ещё одно сожаление.

"Как жаль, что так получилось",

- думаем мы.

"Если бы, да кабы".

Здесь мы расстраиваем себя сожалениями и грешим против надежды на Промысел Божий о нас, что Христос устраивает нашу жизнь так, как полезнее для нас.

Ещё одно искушение - самоукорение: "Зачем я так сделал или сделала."

Самоукорение нужно тогда, когда мы укоряем себя в грехе. А так оно вызывает печаль и уныние.

"Если же мы даже и ошиблись, то и это, надо думать, случилось не без промысла Божия, чтобы смирить нас, показать нам нашу немощь.

Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся только на себя, а не на помощь Божию, и забываем перед любым делом помолиться, передавая его в руки Бога.

Даже премудрый Соломон не считал, что исключительно мудрость и способность человека могут влиять на житейские дела.

фото из открытого источника Яндекс. Картинки. Соломон.
фото из открытого источника Яндекс. Картинки. Соломон.

Он пишет:

"Обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достигается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их" (Еккл. 9. 11).

Итак, все наши успехи и неудачи зависят от воли Божией, и если наша совесть спокойна, то нам не надо укорять себя при неудачах в житейских делах.

Есть ещё и такие искушения. Оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных ему деньгах. В других случаях, мы захотим потщеславиться сделанным поступком, и расскажем о нем кому-нибудь, уничтожая себе награду от Господа (Мф. 6, 1).

В третьем случае мы доброе дело можем испортить осуждением ближнего и т. д.

Следует, однако, учесть при этом, что по словам прп. Варсонофия Великого, искушение не будет иметь места, если доброе дело было совершено с усердием.

Одно наиболее тяжелое искушение - искушение против любви - вражда или неприязнь к кому-либо из окружающих, часто близких и ранее любимых.

На сердце искушаемого лежит как бы камень, встают мысли о неприятном для него человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения и т. п.

Душа вся полна черных мыслей, горечи, раздражения, досады, обиды.

Одна из духовных дочерей старца Амвросия Оптинского долго была в мысленном искушении против старца.

"Однажды, войдя в приемную, где я находилась, - рассказывала она, - старец устремил свой взор куда-то сзади меня и гневно произнес: "Я прогоню эту черную галку".
Если бы и у нас были открыты духовные очи, то мы видели бы около нас этих "черных галок", которые постоянно кружатся вокруг, беспокоят и мучают наши души, сменяя одна другую.

Анализируя наше душевное состояние, мы видим, что одно беспокойство сменяется другим, одна суетливая забота следует за другой, пристрастие за пристрастием и т. д.

От этого в душе господствуют если не печаль или уныние, то тягость,

Для освобождения от такого состояния, надо прежде всего заметить его ненормальность - распознать близость злого духа, открыть, через какое слабое место он проник в нашу душу.

Легче всего это сделать, если мы имеем постоянное общение со старцами и нашим духовным отцом.

Если же для нас ясны наличие и причины нашего искушения, то надо немедленно обратиться в молитве непосредственно к Самому верховному "Врачу душ и телес наших", - Господу Иисусу Христу, Который "быв искушен - может и искушаемым помочь" (Евр. 2, 18).

"Господи, я вижу себя в искушении. Дай осознать и понять его. Помоги преодолеть его. И если я не в силах это сделать, то Сам победи и изгони борящего меня злого духа, как некогда Ты победил его в пустыне и изгонял его из людей, одержимых им".

Если наше искушение связано с осуждением ближнего, то надо вспомнить о всём добром в нём и начать регулярно молиться за него.

И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается - искушение рассеивается как дым.

Освобожденной от него душе кажется странным и удивительным свое прежнее состояние.

В недоумении душа спрашивает: "Что было заманчивого? Из-за чего надо было беспокоиться? На что было обижаться? Чему было завидовать?"

Следует отметить, что, бывает, Господь попускает длительные искушения, и медлит в Своей помощи.

Это, может быть, дух уныния; слабость к выпивке и т. д.

Как говорит старец схимонах Силуан:

"Господь воспитывает душу человека, не отстраняя его от встречи со злом, а давая ему силу на преодоление всякого зла".

По мере духовного роста сила искушений возрастает.

Об этом так пишет прп. Исаак Сириянин:

"Пока ты еще на пути ко граду Царствия, признаком приближения твоего ко граду Божию да будет для тебя следующее: сретают тебя сильные искушения; а чем больше приближаешься и преуспеваешь, тем более находящие на тебя искушения умножаются.

Святые отцы говорят:

"Ты за Бога - а враг за тебя!" и "Если кто приступает работать для Господа Бога, то пусть приготовит душу свою к искушениям".

В заключении, хочу сказать, победив искушение с помощью Христа, душа богатеет духовным опытом. Она приучается распознавать искушения и побеждать их посредством молитвы. Всегда и во всём присутствует Промысел Божий! Среди людей, отдавших себя в руки Бога, побеждённых нет! Только - победители!

Храни вас Господь!