Шаманизм как древнейшая форма магии
Шаманизм известен как древнейшая форма связи человека и Мира Духов. Само слово «шаман», по одной из версий, происходит от санскритского «śramana» и означает «странствующий отшельник». По другой — слово «саман» было в ходу у эвенков, коренного народа Восточной Сибири, и в переводе означает «человек, который знает», а следы шаманских практик уходят вглубь человеческой истории (около 9500 лет назад).
В основе шаманизма лежит анималистическая картина мира. Шаманизм представляет собой веру в духов предков, духов природы и духов-помощников. В этой картине мира человек и природа тождественны. Все пропитано сакральной связью, нет противопоставления души и тела, человека и природы.
Возникновение шаманизма можно проследить еще с эпохи палеолита. В это время зарождается так называемая охотничья магия. Она находит свое выражение в наскальных рисунках, изображающих сцены охоты, в которых явно отображены магические ритуалы. Именно в этот период зарождается понятие о Верхнем и Нижнем Мире, которое характерно и для более позднего периода шаманизма. Тогда же формируются представление о духах, способы общения с ними, появляются первые ритуалы и обряды.
В представлении шаманов весь мир населен духами и все в мире имеет свою собственную душу. Одухотворены мир растений и мир животных. Своих духов имеют камни, горы, леса и реки, и нет ничего такого в мире, что не имело бы собственной души или духа-покровителя. Шаман являлся посредником между мирами и обладал способностью не только видеть, но и путешествовать по другим мирам, в которые погружался в процессе особого транса — камлания.
Шаманом мог стать далеко не каждый. Нельзя было просто объявить себя шаманом и начать проводить ритуальные пляски. В те времена такой подход был невозможен, потому что стоило такому самозванцу допустить ошибку, не решить одну-другую проблему соплеменника, как уважение народа к нему падало и его переставали считать за проводника духов. Такого человека ждала незавидная участь, в лучшем случае — позор и изгнание. Случались, конечно, неудачи и у настоящих шаманов, но они, как правило, были нечастыми и с лихвой компенсировались исцелением болезней, поиском пропавших животных и вещей, удачными предсказаниями и много еще чем, за что народ испытывал глубокое уважение к хорошему шаману.
Как правило, шаманами становились не по собственной инициативе, этот путь был связан с благосклонностью духов и избранием ими человека на роль шамана. Очень часто это происходило внезапно и неожиданно. В народе это называли «шаманской болезнью». Человек, «заболевший» ею, мог испытывать видения, в которых его душа спускалась в глубины земли (так называемый Нижний мир) или возносилась к небесам. Во время этих видений он мог общаться с умершими, духами животных, гор и рек. В его видениях это общение могло затягиваться на долгие годы и походило скорее на обучение шаманским ритуалам непосредственно у самих духов, хотя в реальности это были дни или даже часы. Наблюдающему со стороны человек, заболевший шаманской болезнью, мог показаться невменяемым. Он мог метаться или же, наоборот, лежать без движения в течение долгого времени. А бывало и так, что периоды неистовства сменялись глубоким сном и по пробуждении продолжались снова. И так бесчисленное количество раз.
Бывали и случаи инициирования шаманской болезни, когда в транс погружали искусственно, посредством ритуальных танцев и музыки, нередко с использованием психоактивных растений. Это происходило, когда старый шаман умирал и племя нуждалось в новом, но духи ни на кого прямо не указывали. В этом случае выбор делался заранее из числа подходящих претендентов, проходивших обучение у еще живого старого шамана. Впоследствии претенденты проходили ряд суровых испытаний, призванных доказать их избранность и исключительность перед племенем. Тем не менее, наиболее сильным считался не тот шаман, которого выбрали люди, а тот, которого призвали духи. Между шаманами нередко вспыхивала вражда и возникали споры по поводу того, кто из них самый могущественный и сильный, кому лучше подчиняются духи, кто из них более достоин людского почитания, славы и, как следствие, приносимых даров.
Легенда о том, как появились первые шаманы
Согласно легенде, первый шаман женился на дочери женщины из загробного мира. Они решили отправиться жить на небо, и в этой долгой дороге дочь женщины из загробного мира забеременела и родила мальчика. Они стали путешествовать втроем, но однажды встретили на своем пути чудовищ. Они сразились с чудовищами и перебили всех, кроме одного, которое оказалось матерью грома. То последнее чудовище сожгло чум первого шамана вместе с женщиной и первым шаманом. Уцелел только мальчик. Перед смертью первый шаман успел указать своему сыну на реку, в которой люди приносят жертвы и где живут самые сильные шаманы. Мальчик превратился в гагару и полетел на эту реку. Он долго не мог найти ее и решил спросить у незнакомых людей, где находится река. Незнакомые люди убили его, подумав, что это обычная гагара, и съели. Поев мясо сына первого шамана, обращенного в гагару, эти люди забеременели. Забеременели не только женщины, но и мужчины. Мужчины погибли из-за этого, а женщины родили детей, которые все стали шаманами. Вот так шаманы были принесены в этот мир, от духа до гагары. С тех пор шаману никогда нельзя есть гагару с черным горлом.
Легенды о превращении шаманов
Существуют также легенды, в которых шаман может превращаться в животных. У бурят есть коротенькая легенда, согласно которой медведь прежде был охотником и шаманом. Когда он отправлялся на охоту, он обходил трижды одно дерево и становился медведем. В таком обличье он охотился, ловил и убивал зверей. Чтобы снова стать человеком, он возвращался к дереву, к тому самому, возле которого обращался медведем, и обходил его снова три раза, превращаясь назад в человека. Но так случилось, что кто-то срубил это дерево, когда шаман был в обличье медведя, поэтому шаману пришлось навсегда остаться медведем.
Другая похожая легенда бытует у ительменов. Один шаман мог превращаться в медведя. Также этот шаман мог поймать своей силой бегущего соболя. Он ломал ему на бегу ноги, и добыча больше не могла сделать и шага. Если кто-то из охотников решал украсть из капканов этого шамана пойманного соболя, то такой охотник замирал возле этого капкана, не в силах сдвинуться с места.
В одном селе каждое лето появлялся медведь, который давил коров. Причем получалось так, что погибали те коровы, хозяева которых ссорились с шаманом. Шаман исчезал каждое лето на протяжении многих лет, и как-то раз вместе с ним исчезла и его сноха. Вскоре после этого жители деревни обнаружили, что уже не один, а два медведя стали бродить недалеко от деревни.
Сын шамана, у которого пропала жена, поехал в лес за дровами и наткнулся на медвежью берлогу. Из нее вылез медведь, и охотник вместе со своим братом убил его. С убитого медведя они сняли шкуру и разостлали ее на снегу. В это время из леса внезапно выскочила медведица и запрыгнула на расстеленную медвежью шкуру. Она открыла пасть и сказала человеческим голосом, что охотники убили своего отца шамана. После этого она превратилась в женщину и рассказала, что следила за шаманом, когда тот уходил в лес. Она видела, что он воткнул в землю нож и перескочил через него, превратившись в медведя. Она тоже перескочила через этот нож и стала медведицей. Шаман рассердился и сказал ей, что теперь он не сможет стать человеком. Единственный выход — это сделать так, чтобы его убили и сняли с него шкуру. После этого ей нужно будет запрыгнуть на его шкуру, чтобы стать человеком.
Уже втроем они вернулись в деревню, и эта женщина какое-то время там жила. Но потом народ обозлился на нее и решил сжечь за шаманские дела. Люди развели большой костер, чтобы туда ее бросить. Она не сопротивлялась, но велела, чтобы ее сожгли за рекой, иначе в реке исчезнет рыба. Никто ее не послушал. Однако ее предсказание сбылось: рыба исчезла, и начался голод.
Обряды шаманов
К шаману принято обращаться по любому поводу. Будь это исцеление болезни, прорицание, поиск пропавших вещей и отбившихся от стада животных, рождение ребенка, смерть и похороны. Во всех случаях шаман даст совет (если такой совет уместен). В любом случае, от шамана ждут не столько совета, сколько конкретной помощи. Арсенал шамана достаточно велик и соответствует всем тем проблемам, с которыми к нему могут обратиться. При рождении младенца шаман обходит вокруг чума, постукивая в бубен, и отгоняет злых духов.
В некоторых случаях шамана приглашают для того, чтобы он дал ребенку имя. В этот момент он еще может сделать предсказание касательно судьбы ребенка. Если шамана вызывают на свадьбу, то он делает счастливые предсказания о количестве детей, долгой жизни и прочих добрых перспективах.
Помимо целительства, шаманы занимаются тем, что дают предсказания. Прежде чем начать шаманить, шаман, как правило, должен выяснить причину проблемы. Если человек обращается с болезнью и ситуация не очень срочная, то шаман берет у него какую-нибудь вещь (чаще всего это что-нибудь из элементов одежды), а затем привязывает эту вещь к вырезанной из гнилого дерева фигурке человека. Фигурка эта изготавливается заранее, и ее можно использовать много раз. Связав таким образом вещь больного и фигурку, шаман кладет все это себе под подушку и, ложась спать, видит разрешение проблемы во сне. По пробуждении он будет знать не только причину болезни, но и способ исцеления. Если вещь больного отсутствует, то шаман кладет под подушку свой нож и видит сны через него.
Ударив в бубен, шаман собирает всех подвластных ему духов, а также духов-покровителей. Они являются его помощниками и основными действующими лицами после шамана в обрядах и камланиях. Для обозначения духов используют специальные слова, обозначающие таких животных, как медведь, волк, олень, гагара и другие, но не использующиеся в обиходной речи. Это делается потому, что многие духи живут в животных или имеют с ними тесную связь. Вызвав духов, шаман вступает с ними в переговоры. В зависимости от цели камлания это могут быть уговоры, договоры по принципу торговли или обман духов. Когда ситуация того требует, шаман может даже вступить в битву — и, как мы говорили выше, не всегда такие поединки заканчиваются победой шамана. Трагические случаи случаются все же крайне редко, и обычно после неудачного поединка шаман возвращается неповрежденным, так как его спасают многочисленные амулеты, обереги и духи-защитники.
Статья написана по информации из источника по ссылке https://kartaslov.ru/книги/Роберт_Галсамин_Магия/2
#мистика #тьма #шаман #обряд #гадания #борьба #нечисть #алтай #шаманизм #волшебство #мир #природа #здоровье #интересное #невероятно