Найти в Дзене
ТРИО Текстиль

Советы по выбору ковров ручной работы

Оглавление

Как выбрать ковёр, который всегда будет в моде и со временем станет дороже?

Техники изготовления

Существует несколько способов изготовления оригинальных ковров ручной работы:

Тканые (или узелковые) ковры

Это результат ручного плетения на специальных ткацких станках. Техника включает переплетение нитей вокруг основы, закрепление их узелками и обрезку на определённой высоте для образования ворса. Ткач (ткачиха) завязывает тысячи, миллионы узелков! Процесс может занимать месяцы и даже годы.

Тафтинговые ковры

Также являются результатом ручной работы, но процесс отличается от ткачества. Основа создаётся из плотной ткани с прорезанными отверстиями, через которые пучки нитей пробиваются с помощью специального инструмента. Этот метод быстрее, поэтому тафтинговые ковры дешевле.

Безворсовые ковры

Полотна без ворса ткут на станках руками. Эти изделия могут выглядеть одинаково с обеих сторон или иметь чётко выраженный узор только на одной стороне. Их часто делают из натуральных материалов, таких как шерсть, лён, пенька, джут, иногда шёлк. Они напоминают циновки или домотканые дорожки.

Дизайнерские ковры чаще всего создают именно в узелковой технике. Эта техника позволяет ткать абстрактные композиции и делает ковры более долговечными. Каждый такой ковёр уникален, потому что мастер вкладывает в него свою душу.

Особенности ковров авторской ручной работы

Машинные технологии значительно ускоряют создание ковровых изделий, но в ущерб их уникальности. Компьютерные программы могут даже имитировать рукотворность, создавая слегка неровные поверхности. Чтобы отличить ковер ручной работы от машинного, обратите внимание на следующие детали:

  • Изнаночная сторона полотна: Ровные и симметричные узелковые ряды говорят о машинном производстве.
  • Обработка краев: Если на изделии есть бахрома, различить ручную работу от машинной легко. Нити бахромы – продолжение основы, для прочности они стянуты и закреплены узелками. На изделиях машинного производства бахрома пришивается ровной строчкой. Современные ковры чаще всего изготавливаются без бахромы, тогда видны отличия между плотным машинным оверложиванием и обвязкой (обметыванием) краев полотна с помощью крючка.
На этой фотографии хорошо видно, как отличить ковёр ручной работы, обратив внимание на его изнанку. Заметны не совсем одинаковые узелки орнамента, нити основы плавно переходят в бахрому.
На этой фотографии хорошо видно, как отличить ковёр ручной работы, обратив внимание на его изнанку. Заметны не совсем одинаковые узелки орнамента, нити основы плавно переходят в бахрому.

  • Особенность тафтинга: Даже в элитных коврах, изнаночная сторона без орнамента и рисунка. Пучки нитей закрепляются на основе латексным клеем, а затем на него наклеивается холст. Такие ковры не представляют большой ценности для коллекционеров, но их дизайн может быть весьма интересен. Эксклюзивные шерстяные ковры ручной работы, вытканные на станке вручную, сохраняются десятилетиями и даже столетиями.
  • Неравномерный окрас нитей: Незначительные вариации цвета одной нити вполне возможны в изделиях, изготовленных вручную. Этот эффект называется «абраш» и объясняется тем, что шерстяные или шелковые нити окрашиваются в домашних условиях небольшими партиями.
  • Гибкость полотна: Дорогие ковры настоящей ручной работы обладают высокой упругостью. Они легко сгибаются при скатывании и даже сложении, в то время как изделия фабричной выделки не отличаются таким свойством. Они содержат примеси клея, для прочности используются нити на синтетической основе, что придаёт полотну некоторую хрупкость.
  • Маркировка изделия: Фабричная продукция снабжается этикеткой, где может присутствовать информация о производителе, составе, номер партии и дата. В то же время авторские ковры ручной работы в лучшем случае имеют на оборотной стороне вышитый логотип бренда, иногда с именем мастера.

-3

Как создаются дорогие ковры

Шерсть овец с давних пор является лучшим материалом для ковровых покрытий. Самые роскошные шерстяные ковры делаются из шерсти «Газни», которую состригают с грудной части 6-месячных ягнят. В Юго-Восточной Азии используют тонкую и прочную пряжу из шерсти новозеландских и тибетских овец. Нити основы обычно изготавливают из чистого хлопка, поэтому современные ковры ручной работы экологически чистые и содержат только натуральные материалы.

Хорошо обработанная и промытая овечья шерсть не имеет запаха, поглощает избыток влаги из воздуха и постепенно отдает её в окружающую среду при недостатке влажности. Она долго остаётся мягкой и блестящей, а стойкие натуральные красители не выцветают под воздействием солнечных лучей.

Иногда к шерсти добавляют шёлковую нить, которая придаёт поверхности ковра особый мягкий мерцающий блеск. Существуют и полностью шёлковые ковры ручной работы – они тонкие и лёгкие, с переливами оттенков, играют на свету. Такой ковёр подойдёт для тёплой спальни в городской квартире, превращая её в роскошный восточный будуар. Это дорогие, авторские изделия, на создание которых иногда уходит до года или полутора лет работы.

Если речь идёт о традиционных коврах, сотканных в Иране, Индии, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Китае, то они обладают характерным и узнаваемым дизайном своей местности и содержат исключительно шерстяные и/или шёлковые нити.

Сейчас ковры в различных стилистических направлениях создаются преимущественно в Непале и Индии. В зависимости от производителя (бренда), ковры могут быть выполнены исключительно из натуральных материалов: шерсти и/или шелка, а также с добавлением хлопка, алоэ, льна. Некоторые коллекции включают использование бамбукового шелка, тенселя или арт-шелка.

Многие фабрики в Непале и Индии являются лишь исполнителями, создающими ковры по заказам других компаний. Многие ковры, дизайн которых был создан известными дизайнерами, производятся вручную именно в Непале или Индии.

Место происхождения имеет значение

Этнографы полагают, что родиной ковроткачества была древняя Ассирия, на территории которой позже возникла Персия. В Европу это искусство пришло гораздо позже. Современные европейские фабрики Франции, Бельгии, Нидерландов почти полностью перешли на машинное производство и искусственные материалы, либо комбинируют натуральные материалы (шерсть, хлопок, лен, алоэ) с искусственными (вискоза, тенсел, бамбук, арт-шелк).

Ручное ковроткачество продолжает существовать в Иране, Ираке, Афганистане, Пакистане, Узбекистане, Индии, Непале. Здесь к этому ремеслу относятся как к искусству, бережно храня традиции. Говоря о современных дизайнерских коврах, на мировом рынке высоко ценятся непальские и индийские ковры ручной работы. Это модели с этническими орнаментами, в современном или классическом стиле, абстрактные, подходящие для интерьеров разного стиля.

В Москве шерстяные и шелковые ковры ручной работы можно приобрести в салонах текстильных студий ТРИО. Дизайнеры этих студий всегда помогут выбрать идеальный вариант для спальни, детской, гостиной или столовой. Для этого можно принести фотографии интерьера, чтобы подобрать гармоничное сочетание по цвету и фактуре, соответствующее выбранному стилю оформления дома.

Ковры
6087 интересуются