Объем: 320 страниц
Два дневника: тайны человеческого сознания
Люблю документальные книги про выживание: человек в стрессовой ситуации раскрывается с неожиданной часто для него самого стороны и на пороге гибели перестает стесняться своих чувств и эмоций, изливая свой внутренний диалог на бумагу уже скорей для себя самого, чем для будущих поколений читателей.
Эта книга интересна не только и не столько описанием северной экспедиции начала 20 века (есть куда более подробные документальные издания, например «Царство льда») на деревянной шхуне с обережным названием Святая Анна (на всякий случай и второе судно экспедиции предусмотрительно названо именем святого. Как показала практика, у Святого Фоки, по легенде настоявшего, чтобы его предали мученической смерти, явно побольше влияния на море, чем у Святой Анны), сколько сочетанием двух повествований так по-разному описывавших одни и те же события.
Толстой с Достоевским со своим глубоким погружением в чувственный мир персонажей, конечно, как и Святой Фока - вне конкуренции, но эмоциональный образованный штурман Альбанов в тандеме с сыном печника и горничной матросом Конрадом наглядно демонстрируют, как представители двух разных социальных слоев в принципе воспринимают мир и реагируют на опасность, и как совместными усилиями выдирают свои жизни из лап суровой Арктики.
Корабль — маленькое государство
Экспедиция стартовала в 1912 году, поэтому на борту одного корабля собрались совершенно разные по своему статусу и социальному происхождению люди. Поразительно, что уровень эмансипации на тот момент достиг такого уровня, что на «Святой Анне» в команде оказалась молодая женщина (тампонов и влажных салфеток тогда еще не изобрели), было бы интересно почитать ее впечатления, но она, увы, вместе с остальной частью команды погибла при невыясненных обстоятельствах, о которых впрочем, легко догадаться.
Двое выживших — представители разных миров. Альбанов - 30-летний мужчина, описывающий события через призму своего опыта и эмоциональных впечатлений. Он всему придает смысл, иногда тайный смысл, вступая в маленький сговор со святым Николаем и даже встречаясь с ним в пророческих снах, из которых штурман черпает надежду на спасение и силы двигаться дальше.
Его дневник - повествование около художественное. По моему мнению, это прямое следствие полученного им образования. Альбанов читал книги, он знает, что принято писать в дневниках. В то время, как Конрад (на момент экспедиции ему 22 года) скурпулезно перечисляет немногочисленные события, почти не придавая им эмоциональной окраски и не пытаясь обосновать ничьи действия, а уж тем более свои собственные.
«Мне иногда становится страшно, каких размеров, какого веса дадут они нам почту отсюда в тот далёкий мир, от которого мы так давно отрезаны, в тот мир, где люди живут и настоящем, а не только прошедшем и будущем, как у нас на «Св. Анне», - пишет философскую заметку Альбанов.
«По правде сказать, при чтении этого списка я уже начал чувствовать знакомое мне раздражение, и спазмы стали подступать к моему горлу. Меня удивила эта мелочность. Георгий Львович словно забыл, какой путь ожидает нас»
В дневнике Конрада не упоминается бог или святые, зато постоянно встречается слово «родина» в контексте тоски по ней, что позволяет мне сделать предположение, что во все времена матросов поощряли скорей любить родину, нежели рефлексировать.
Силы двигаться дальше Конраду придают не мечтания о свершениях и не вера в божественное проведение, а убитые медведи и тюлени, что весьма практично в сложившихся обстоятельствах:
«28 марта я со штурманом убили медведя
4 апреля убили одного медведя
5 и 6 апреля убили по медведя
11 апреля опять убили медведя»
Его повествование просто фиксирует реальность — и читать это по-настоящему страшно. Я бы даже сказала, что по накалу страстей Конрад куда более сильный автор, чем его командир и товарищ по несчастью Альбанов.
«Больше писать нечего, все старое… сегодня годовщина, как отморозил ногу», - на мой вкус, лучше описать отчаянье и тоску от беспомощности своего положения просто невозможно.
Пожалуй, именно консолидация духовности и веры в положительный исход завтра и утилитарный подход и рутинная работа над тем, чтобы не помереть сегодня, позволили Альбанову и Конраду стать столь эффективной командой и достичь спасительного мыса Флора.
Интересным с точки зрения современного читателя, проживающего в мире, где только чуть-чуть не работает Ютуб, является момент возвращения моряков на большую землю, где, пока они вели войну со льдами и самими собой, началась Первая Мировая война. Мне страшно представить такой информационный голод и такую непроницаемую изоляцию, особенно, в атмосфере, где через день приходится убивать тюленей и белых медведей.
А с кем из моряков предпочли бы оказаться на льдине Вы?
Приятного чтения!
#тайна пропавших экспедиций #два капитана #нон-фикшен #что почитать #литературный блог #литература #арктика #исследования севера #альбанов и конрад