«Чёрный квадрат» — это картина, созданная Казимиром Малевичем в 1915 году. Она по праву считается одной из самых известных работ в истории искусства.
Эта картина входит в цикл супрематических произведений Малевича, в которых художник исследовал возможности цвета и композиции. По замыслу автора, она является частью триптиха, в который также входят «Чёрный круг» и «Чёрный крест».
Период с 1910 по 1913 год стал ключевым для развития русского авангарда. В это время движение кубофутуризма достигло своего пика, и начали появляться новые художественные направления. Кубизм и его метод «геометризации» казались художникам однобокими. Одни стремились к более тонкой и сложной согласованности искусства с природой, другие не могли принять неизменную привязанность кубизма к «предметности» изображения.
В русском искусстве образовалось два пути к «чистой беспредметности». Во главе одного движения, названного конструктивизмом, стоял Владимир Татлин, а во главе другого — супрематизма — Казимир Малевич.
Период 1910–1913 годов в творчестве Малевича был похож на испытательный полигон: он работал одновременно в кубизме, футуризме и в «заумном реализме» (или «алогизме»). Алогизм был реализован Малевичем в его новой художественной системе. Алогизм не отрицал логику, но означал, что работы основаны на логике высшего порядка.
Малевич писал: «У алогизма тоже есть закон, и конструкция, и смысл, и познав его, у нас будут работы, основанные на законе истинно новом, заумном».
Таким образом, в творчестве Малевича обрисовалась тенденция к беспредметности, к плоскостной организации картины, которая привела его к супрематизму.
Первоначальным вариантом названия было слово «супранатурализм», возникшее, вероятно, по аналогии с «супраморализмом» философа Н. Ф. Фёдорова.
По мнению историка искусства Е. Ф. Ковтуна, супрематический метод Малевича заключался в том, что он взглянул на землю как бы извне. Поэтому в супрематических картинах, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом», и возникает самостоятельный мир, соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией. В этом Малевич соприкасается с позицией Фёдорова, видевшего сущность художественного творчества в борьбе с земным тяготением.
Такое же метафизическое «очищение» происходит и с цветом, он теряет предметную ассоциативность, окрашивает локальные плоскости и получает самодовлеющее выражение.
Последним шагом на пути к супрематизму стала постановка оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем», которая была представлена в театре «Луна-парк» 3 (16) и 5 (18) декабря 1913 года в Санкт-Петербурге. К. С. Малевич работал над эскизами декораций и костюмов к этой постановке. В этих эскизах впервые возникло изображение «чёрного квадрата», означавшее тогда пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.
Опираясь на эскизы, созданные во время работы над «Победой над солнцем» в 1913 году, художник Казимир Малевич датировал появление «Чёрного квадрата» тем же годом. Он указал эту дату на обороте холста, на котором изображён квадрат.
Художник не придавал особого значения фактической дате создания картины, а сосредоточился на моменте зарождения идеи супрематизма. Он всегда комментировал свою работу: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913».
Картина была написана в 1915 году как часть цикла супрематических работ, но не была первой по времени создания. Исследователь А.С. Шатских полагает, что Малевич завершил её 8 (21) июня 1915 года.
Супрематические работы Малевича были созданы для итоговой футуристической выставки «0,10», которая открылась в Петрограде 19 декабря 1915 года (1 января 1916) в «Художественном бюро Надежды Добычиной». Художникам, участвовавшим в выставке, была предоставлена возможность выставить множество работ. Друг Малевича, художник Иван Пуни, писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только».
Тридцать девять супрематических картин занимали отдельный зал выставки. Среди них, на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат». Этой экспозицией художник демонстрировал главный модуль новой пластической системы, стилеобразующий потенциал супрематизма.
Три основные супрематические формы — квадрат, круг и крест — стали эталонными, стимулируя дальнейшее усложнение супрематической системы и рождение новых супрематических форм. «Чёрный круг» и «Чёрный крест» были созданы одновременно с «Чёрным квадратом» и экспонировались на той же выставке, представляя вместе с квадратом три основных элемента супрематической системы.
Сторонники фигуративного искусства, убеждённые в том, что художник вводит их в заблуждение, неоднократно пытались исследовать полотно на предмет обнаружения иного изначального варианта под верхним слоем живописи.
Осенью 2015 года были опубликованы результаты исследований (методом рентгеноскопии), которые подтвердили наличие под изображением «Чёрного квадрата» двух других цветных изображений. Первоначальное изображение — это кубофутуристическая композиция, а лежащая под «Чёрным квадратом» — протосупрематическая композиция.
Также учёные расшифровали надпись на картине, которую считают авторской (по почерку). Фраза звучит как «Битва негров в тёмной пещере» и отсылает к известному монохромному полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданному в 1882 году, произведению, которое художник никогда не видел (но вполне мог слышать и оценить её юмор, что подтверждается фактом наличия поспешно сделанной им карандашной надписи просто для памяти на краю указанной протосупрематической композиции).
«Надпись выполнена чёрным карандашом по высохшему слою белил, состоит из трёх слов и прочитана нами как «битва негров», предположительно, «ночью», — рассказала сотрудник отдела научной экспертизы Екатерина Воронина на презентации книги Ирины Вакар «Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат».
Искусствоведы считают эти сведения важными открытиями, которые позволяют нам по-новому взглянуть на процесс создания этой картины.
По замыслу Казимира Малевича, название выставки должно было включать число 10, символизирующее количество участников, а также «нуль форм». Это означало, что художник стремился свести всё к нулю, а затем выйти за его пределы.
Малевич полностью отказался от предметности и объявил чёрный квадрат первым шагом в чистом творчестве. Он хотел отделить искусство прошлого от своего открытия и выдвинул лозунг, провозглашающий квадрат «нулём форм».
Понятие «нуль форм» уже было важным для эстетики русского футуризма и означало абсолют, трансфинитное начало и отрицание. В супрематической доктрине Малевича нуль имел множество значений — от «ничто» до «всего».
Чёрный квадрат стал базовой формой супрематизма и точкой отсчёта, как математическое понятие. Он был лаконичной и пластичной формой, которая символизировала начало беспредметности и конец традиционного предметного мышления художника.
Первоначально картина называлась «Четырёхугольник», и с точки зрения геометрии она действительно была четырёхугольником. Это была не ошибка, а принципиальная позиция Малевича, который хотел создать динамическую форму.
Кроме чёрного квадрата, есть ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Они входят в художественно-философскую триаду, созданную Малевичем.
В течение своей жизни Казимир Малевич создал несколько авторских вариаций на тему своего знаменитого произведения «Чёрный квадрат». На сегодняшний день известно четыре варианта этой работы, которые отличаются друг от друга деталями, такими как цвет, фактура и рисунок.
Кроме того, существует множество рисунков Малевича с изображением чёрного квадрата, многие из которых сопровождаются комментариями, подчёркивающими роль квадрата как ключевого элемента супрематизма.
Квадрат также является неотъемлемой частью многофигурных композиций Малевича в стиле супрематизм.
Первая картина «Чёрный квадрат» была написана в 1915 году и считается подлинником, с которого впоследствии создавались авторские повторения. Она хранится в Третьяковской галерее и представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.
Второй «Чёрный квадрат» был создан около 1923 года вместе с другими работами, которые также были представлены на биеннале в Венеции. Размеры второго варианта — 106 на 106 сантиметров.
Третий вариант картины, написанный в 1929 году, является точным повторением первого «Чёрного квадрата». Он был создан Малевичем для своей персональной выставки в Третьяковской галерее.
Четвёртый вариант, возможно, был написан в 1932 году. Он приобрёл известность только в 1993 году, когда человек, чьё имя не разглашается, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал картину, и она стала собственностью банка. После банкротства Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами.
Президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра утверждал, что перед аукционом было несколько заявок на покупку «Чёрного квадрата», и если бы картина вышла на международный рынок, то её цена могла бы достичь 80 миллионов долларов.