Найти тему
Они сражались за Родину

Пять самых мощных военно-воздушных сил Африки

Оглавление
Марокканский F-5E, египетский МиГ-29МС, эфиопский Су-27, алжирский МиГ-25 (по часовой стрелке вверху слева)
Марокканский F-5E, египетский МиГ-29МС, эфиопский Су-27, алжирский МиГ-25 (по часовой стрелке вверху слева)

В то время как в большинстве африканских стран военно-воздушный флот ограничен парой устаревших самолётов, некоторые государства континента располагают передовыми войсками, оснащёнными высококачественным вооружением и профессиональными пилотами.

Эти силы были созданы либо для сдерживания агрессии, как в случае с Алжиром и Ливией, либо из-за военных конфликтов на границах, как в Анголе, Эритрее и Эфиопии.

По ряду причин африканские страны посчитали необходимым вкладывать средства в приобретение боеспособных самолётов. Особенно популярными стали российские модели Су-27 и Су-30, а также МиГ-29, которые находятся на вооружении почти всех основных военно-воздушных сил континента.

В этой статье мы проанализируем пять африканских стран, обладающих самыми современными и эффективными средствами для ведения воздушных боевых действий.

1. Алжир

Истребитель-тяжеловес Су-30МКА ВВС Алжира
Истребитель-тяжеловес Су-30МКА ВВС Алжира

Военно-воздушные силы Алжира — это один из самых крупных флотов в Африке, который отличается не только большим количеством современного оружия, но и высоким уровнем подготовки личного состава. Это делает их уникальными на континенте.

Основу флота составляют примерно 45 истребителей-тяжеловесов Су-30МКА — усовершенствованное поколение ‘4+’, производное от конструкции Су-30 Flanker.

Эти самолёты оснащены мощными датчиками, впечатляющими летными характеристиками и способны поражать любые цели разнообразным арсеналом оружия.

Су-30 поддерживаются четырьмя небольшими тактическими эскадрильями истребителей средней грузоподъемности МиГ-29С.

Все самолёты оснащены самым современным вооружением, включая ракеты большой дальности «воздух-воздух» Р-27ЭР и Р-77, а Су-30 способны развертывать крылатые ракеты Х-31.

Алжир также обладает крупнейшим в Африке парком специализированных ударных истребителей, на вооружении которых находятся 36 самолётов Су-24М.

Для обеспечения превосходства в воздухе в Африке задействована эскадрилья из 15 перехватчиков МиГ-25, которые считаются самыми современными вариантами платформы третьего поколения с передовыми датчиками четвёртого поколения, авионикой и системами радиоэлектронной борьбы.

МиГ-25 — самый тяжёлый боевой реактивный самолёт в Африке и самый быстрый в мире, способный действовать на предельных высотах со скоростью 3,2 Маха.

Алжир активно обновляет свой авиапарк, выводя из эксплуатации самолёты старых поколений гораздо быстрее, чем другие африканские страны. Это делает его одной из немногих военно-воздушных сил, наряду с Суданом, Угандой и Южной Африкой, чьи авиационные силы полностью состоят из боевых самолётов четвёртого поколения.

Единственной заметной слабостью страны с точки зрения возможностей ведения воздушной войны является нехватка самолётов дальнего обнаружения, которую можно было бы компенсировать закупкой китайских KJ-500 или другой подобной современной платформы.

В сочетании с огромным парком вертолётов и самой мощной и современной сетью противовоздушной обороны континента, военно-воздушные силы Алжира не имеют себе равных на африканском континенте.

2. Египет

Истребитель F-16 Fighting Falcon ВВС Египта
Истребитель F-16 Fighting Falcon ВВС Египта

Сегодня Египет обладает крупнейшими военно-воздушными силами в Африке. С момента прихода к власти нового военного правительства в 2013 году страна вложила значительные средства в модернизацию своих вооруженных сил.

Тем не менее, в плане качества и технического оснащения, Египет всё ещё уступает некоторым своим соседям.

В настоящее время в составе ВВС Египта насчитывается около 18 истребительных эскадрилий. Однако только одна из них оснащена современными ракетами класса «воздух-воздух» с дальностью действия за пределами прямой видимости — это недавно заказанный единственный истребитель МиГ-29М.

В составе девяти эскадрилий находятся истребители F-16 Fighting Falcons в старых модификациях A и C. Однако, что наиболее примечательно, у этих самолётов нет современного вооружения.

Из-за политических ограничений, введённых Соединёнными Штатами, F-16 не располагают современным оружием для борьбы с наземными целями или кораблями, а также современными ракетами «воздух-воздух».

Вместо этого они используют устаревшие AIM-7 Sparrow, которые не имеют активного радиолокационного наведения и имеют ограниченную дальность полёта по современным стандартам.

Семь эскадрилий также оснащены истребителями МиГ-21 и J-7, которые были модернизированы до уровня самолётов раннего третьего поколения. Однако, несмотря на это, их бортовое оборудование всё ещё считается устаревшим.

Эти истребители относятся не к самым современным версиям, таким как МиГ-21бис или J-7G, а к более старым модификациям.

Помимо МиГ-29М, наиболее боеспособными истребителями, которые использует Египет, являются 17 Mirage 2000 и 24 Rafale. Хотя Rafale оснащён мощными локаторами, он не был оснащён современными ракетами Meteor или SCALP, что серьёзно ограничивает его возможности во всех сферах применения.

Для поддержки наземных операций Египет полагается на штурмовики Mirage 5, выпущенные в 1960-х годах. В целом, флот страны далёк от современного.

В ближайшем десятилетии ожидается значительное укрепление потенциала египетских вооружённых сил. С 2018 года начался постепенный вывод из эксплуатации истребителей F-16, а годом ранее — F-4E.

Предполагается, что эти самолёты будут заменены современными лёгкими и средними реактивными истребителями, такими как JF-17 Block 3 или МиГ-35.

Кроме того, Египет заказал уникальную эскадрилью истребителей-тяжеловесов Су-35, которые после поставки станут самыми боеспособными самолётами на континенте.

Помимо истребителей, Египет активно развивает мощную сеть противовоздушной обороны, основанную на системе С-300В4. Также у страны один из ведущих в мире парков ударных вертолётов, включающий как AH-64 Apache, так и Ка-52 "Аллигатор".

Египет является единственной страной в Африке, которая располагает современными самолётами раннего предупреждения, размещёнными в воздухе. Для этой цели используются E-2 Hawkeye.

3. Ангола

Истребитель-тяжеловес Су-30 ВВС Анголы
Истребитель-тяжеловес Су-30 ВВС Анголы

Военно-воздушные силы Анголы на протяжении долгого времени считались самыми мощными в Африке к югу от Сахары. Они были созданы как грозная сила в 1980-х годах при поддержке Кубы, Северной Кореи, СССР и Восточной Германии для борьбы с южноафриканским режимом апартеида, который пользовался поддержкой США и Израиля.

Основу авиапарка Анголы ранее составляли истребители МиГ-23 с крылом стреловидной формы. Эти самолёты пилотировали кубинские добровольцы, и их эффективность против южноафриканских ВВС, вероятно, была самой высокой в истории МиГ-23.

Сейчас в составе ВВС Анголы остаётся одна эскадрилья МиГ-23, насчитывающая около 28 истребителей, а также эскадрильи МиГ-21бис и Су-22.

Основу военно-воздушных сил Анголы составляют 12 истребителей Су-30, которые недавно прошли модернизацию в Беларуси до уровня «4+». Их поддерживают примерно полдюжины истребителей-тяжеловесов Су-27, обеспечивающих превосходство в воздухе.

Существует предположение, что Ангола оснастила свои истребители Су-30 и, возможно, Су-27 ракетами с активным радиолокационным наведением Р-77, хотя это пока не подтверждено официально.

Кроме того, в распоряжении страны имеется неизвестное количество более тяжелых ударных истребителей Су-24, единственная эскадрилья штурмовиков Су-25 и две эскадрильи ударных вертолетов Ми-24/Ми-35, что обеспечивает ей большую огневую мощь, чем любой другой флот в южной части Африки.

4. Эфиопия

Су-27 ВВС Эфиопии
Су-27 ВВС Эфиопии

Как и Военно-воздушные силы Анголы, Военно-воздушные силы Эфиопии были быстро сформированы во время войны с Эритреей в 1990-х годах. Они предназначались для нанесения воздушных ударов и ведения разведки над своим меньшим соседом, а также для противодействия истребителям противника в случае необходимости.

Подобно Анголе, Эфиопия первоначально использовала иностранных пилотов из бывшего Советского Союза, которые управляли её самолётами. Однако со временем страна отказалась от этой практики в пользу обучения местных пилотов.

Основной частью авиапарка Эфиопии были советские истребители МиГ-23, которые ранее составляли её главную ударную силу. В настоящее время на вооружении находится лишь одна эскадрилья, состоящая примерно из восьми истребителей.

Сегодня МиГ-23, в основном, используются для нанесения ударов с воздуха по наземным целям. Они служат вместе с неизвестным количеством штурмовиков Су-25.

Основной составляющей эфиопского воздушного флота являются тяжёлые истребители превосходства в воздухе Су-27. По оценкам, на вооружении находится от 12 до 16 таких машин. Эти истребители были самыми эффективными в Африке, когда их впервые закупили для борьбы с эритрейскими МиГ-29. Во время войны между двумя странами они без потерь сбили четыре МиГа. Это делает ВВС Эфиопии единственными в мире, кто использует Су-27 в боях «воздух-воздух».

Некоторые эфиопские источники сообщают, что парк Су-27 страны недавно был модернизирован с использованием новых систем радиоэлектронной борьбы и ракет R-27ER, что значительно увеличивает дальность поражения. Эфиопия также располагает 18 ударными вертолётами Ми-24/3.

5. Марокко

Легкие истребители Mirage F1 марокканских ВВС
Легкие истребители Mirage F1 марокканских ВВС

Оснащение Военно-воздушных сил Марокко в значительной степени продиктовано продолжающимся конфликтом в Западной Сахаре и необходимостью обеспечить базовую защиту от значительно превосходящих сил соседнего Алжира.

Марокко является единственным африканским государством, имеющим доступ к современному американскому оружию воздушного базирования.

Основу его истребительного парка составляют примерно 23 лёгких истребителя F-16C Fighting Falcon, оснащённых ракетами класса "воздух-воздух" AIM-120C7.

Марокканские истребители F-16, благодаря своему уникальному вооружению и подсистемам, превосходят своих египетских собратьев по боевым возможностям.

За исключением недавно приобретённых Египтом реактивных самолётов Rafale, марокканские Fighting Falcons остаются самыми мощными западными истребителями в Африке.

Однако, несмотря на все преимущества, возможности ракет AIM-120C7, которыми оснащены F-16, всё же уступают алжирским ракетам Р-77 и Р-27ЭР. Эти ракеты обладают большей дальностью и могут нести более тяжёлую боевую нагрузку.

F-16 также могут использовать ракеты AGM-88B HARM класса "воздух-земля", которые демонстрируют высокую эффективность против объектов противовоздушной обороны и радаров.

Большая часть марокканского воздушного флота представлена устаревшими самолётами третьего поколения, среди которых 22 истребителя F-5E Tiger II и 26 истребителей Mirage F1.

Марокканские «Миражи» считаются одними из самых боеспособных в мире и были модернизированы для установки ракет MICA, обеспечивающих ограниченную дальность действия «воздух-воздух» за пределами видимости.

Это значительно превосходит возможности египетских F-16 или любых версий МиГ-23 на континенте.

Однако, несмотря на модернизацию, противовоздушная оборона наземного базирования и непосредственная поддержка с воздуха остаются заметными слабостями марокканских вооружённых сил.

Хотя страна рассматривала возможность приобретения систем ПВО С-400 у России, политическое давление со стороны Запада, вероятно, помешает реализации такой сделки.