Найти в Дзене
Философия мысли

Некоторые аспекты формирования духовно нравственных ценностей у обучающихся.

 

В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся. Акцент сделан на личностных и профессиональных качествах педагога, которые способствуют формированию таких ценностей у детей.

 

Формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения как проблема современного психолого-педагогического знания чаще всего рассматривается через призму духовных потребностей. Под духовно-нравственными ценностями мы понимаем совокупность внутренних потребностей и идеалов, которые выступают в качестве основы выстраивания отношений между личностью и окружающим миром, определяют ее нравственное и духовное существование.

Отношение педагога к учащимся и коллегам, к своей профессиональной деятельности, значимость роли обучения и воспитания в профессиональной подготовке, основные качества педагога, его социальная и гражданская активность и многое другое – всё это непосредственно влияет на формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Отсутствие нравственных ориентиров и ценностей, низкий уровень общественной морали, потребительский эгоцентризм и индивидуализм, острейший кризис традиционных семейных ценностей, упадок патриотического воспитания приводят к тому, что многие современные дети оказываются в социально опасном положении. В моду вошел примитивный юмор, активное употребление ненормативной лексики и открытое хамство, культивируются средства быстрого обогащения и грубая сила, не требующие от человека серьезного умственного и душевного труда, углубляются противоречия и непонимание между старшим и подрастающим поколением, ослабляются межпоколенные связи. Отсутствие опоры на понимание педагогами особенностей духовного мира подрастающего поколения, нежелание и неумение учитывать закономерности формирования личности в педагогической деятельности значительно ослабляет воспитательный процесс, вызывает отвержение молодыми людьми ценностных общественных морально-нравственных законов.

И именно по этой причине педагог должен «питать» в себе лучшие качества, высшие жизненные устремления. Существенное значение имеет наличие педагогического образования. Педагог также должен быть увлечён своей работой и любить детей. Должен уметь признаваться в своих ошибках, обладать самокритикой и быть справедливым. Уметь найти в каждом ещё «зелёном» учащемся то, что впоследствии поможет ему в жизненном самоопределении. Настоящий педагог должен вести за собой учеников и верить, что у них всё получится.

Справедливый педагог будет способствовать развитию чувства справедливости у детей. Это можно осуществлять несколькими путями. Во-первых, через обучение правилам и нормам: Педагоги могут объяснить детям основные принципы справедливости, делиться историями, где справедливость была нарушена или достигнута. Во-вторых, через создание справедливой среды. Важно, чтобы дети видели, что все ребята и учителя обращаются друг с другом справедливо и уважительно. В-третьих, через моделирование поведения. Педагоги должны быть примером для детей, демонстрируя справедливое отношение ко всем учащимся. И наконец, поощряя справедливость. Поощрение детей за проявление справедливости и уважения к другим поможет им прочувствовать важность этих качеств. Таким образом можно сформировать у подрастающего поколения чувство справедливости и понимание важности этой ценности.

Помимо чувства справедливости, которое высоко ценится в обществе, существует два немаловажных качества, которые прививают подрастающему поколению – это уважение к окружающим людям в социуме и толерантность. Разберём их по порядку.

Педагог может способствовать развитию уважения к окружающим у подрастающего поколения следующими способами: 

1. Обучение эмпатии: С помощью образовательных игр, дискуссий и ролевых игр детям можно показать, как важно понимать и уважать чувства других людей.

2. Изучение разнообразия: Педагоги могут привлечь детей к изучению и пониманию различий между людьми разных культур, религий, социальных групп и т.д.

3. Содействие доброжелательности: Поощрение добрых поступков и взаимопомощи помогает сформировать у детей уважительное отношение к окружающим.

4. Создание безопасной и поддерживающей среды: Важно, чтобы школьная обстановка способствовала уважительному и дружелюбному общению между учениками.

5. Обучение конструктивному разрешению конфликтов: На практике дети могут учиться уважительно выражать свои мнения и находить компромиссы в конфликтных ситуациях. 

Всё это поможет подрастающему поколению развить уважение к окружающим и научиться ценить многообразие мнений, культур и личностей.

Для развития толерантности можно предпринять следующие шаги:

1. Пропаганда взаимопонимания. Педагоги могут проводить уроки, дискуссии и мероприятия, целью которых является понимание и принятие различий между людьми, независимо от их культуры, вероисповедания, пола и т.д.

2. Изучение культурного разнообразия. Знакомство с разными культурами и традициями поможет детям расширить свое мировоззрение и научиться ценить многообразие.

3. Применение демократических методов принятия решений. Педагоги могут создавать ситуации, где дети учатся уважать мнения и права других участников обсуждений и принимать общие решения.

4. Интеграция темы толерантности в образовательные программы. Разработка специальных уроков и курсов, посвященных изучению толерантности, межкультурному взаимодействию и уважению различий.

5. Поддержка положительного общения. Важно создавать атмосферу взаимопонимания, где дети чувствуют себя комфортно и уважительно относятся друг к другу.

Таким образом, личность педагога, его жизненные устремления, профессиональные знания и умения играют важную роль в формировании нравственных ценностей подрастающего поколения. С помощью педагогических методов и подходов дети учатся понимать разницу между правильным и неправильным, ценить и демонстрировать чувство справедливости, уважения к окружающим, толерантности и другие нравственные ценности. Важно использовать примеры из жизни, образовательные игры, дискуссии и другие методы, чтобы учащиеся могли осознавать и закрепить эти ценности в свою жизнь.

-2

 

Сведение об авторе.

Киришун Роман Дмитриевич

Email: kirishun_roma@mail.ru