В горах Северной Осетии, где холмы устланы травой, словно изысканным гобеленом, и в звенящей тишине бежит река, названная Красной, расположился город с башнями и переулками, уже 700 лет охраняющий сон мертвых. Красная река, свидетельница множества кровопролитных войн, неспешно несет свои воды, будто отражая величие и трагизм прошлых времён.
В ближайшем живом селении Даргавс о городе мертвых из уст в уст передают пугающие и совершенно фантастические легенды. Много лет в народе говорили: «Всякий, кто из своего неуемного любопытства рискнет проникнуть в склеп, поплатится жизнью». Откуда взялась эта полулегенда с основой на истории, присказка, и какие секреты скрывает самое загадочное место Осетии?
Город мертвых — некрополь с 95 склепами, крупнейший в своём роде. Сегодня эта уникальная достопримечательность охраняется ЮНЕСКО. Для археологов осетинский город мертвых — настоящая сокровищница. В сухих и защищенных от ветров усыпальницах до нас дошли не тронутые временем керамика, стекло, а также вполне цивилизованные вещи: посуда, ножи, бритвы, одежда, обувь, оружие и даже деревянные детские сани. Всего более 1600 артефактов разных эпох.
Город Мертвых – это не просто место захоронения, это отражение трагической истории осетинского народа. За столетия некрополь неоднократно грабили, унося из усыпальниц не только ценности, но и черепа, и кости, превращая останки реальных людей в бесчувственные сувениры. Сегодня кажется невероятным, что люди жили и развивали цивилизацию в таких условиях. И сегодня властям приходится бороться с вандалами, чтобы сохранить память о прошлом.
Почему же некрополь расположился на горе? Ответ скрывается в трагических событиях конца XVI века. После неудачного столкновения с войском Тамерлана в 1395 году, аланы, местные племена, нашли себе укрытия в ущельях. Перенаселение и последующий массовый мор лишили их свободного участка для захоронения. Единственным пригодным обиталищем выбрали эту гору с бесплодной почвой, непригодной для земледелия.
Прежде долгие века погибших хоронили вдоль реки, напротив. Над кладбищем возвышался горный хребет, но однажды оно вплотную спустилось к руслу реки, оказавшись прямо у подножья горы Рабины-рах.
Когда произошла битва, войска Тамерлана с аланами увидели багровую от крови реку у «города мертвых». Так появилось ее название - Кизил-дон, это и переводится как «красная река».
Египетские внушительные пирамиды, а вместо гробов - лодки
Это место видно издалека. Часто крыши склепов сравнивают с маленькими египетскими пирамидами. В самом склепе было сухо, хотя во время дождей недостатка в воде не было.
В городе мертвых Даргавса археологи обнаружили три вида усыпальниц. Встречаются наземные с пирамидальной или двускатной формой кровли, полуподземные и совершенно погруженные в грунт. Наземные дополняли небольшими отверстиями-проходами.
Мстительный призрак и эпидемия холеры
В горах Северной Осетии, где время, что-то скрывая от всех, замедляет свой бег, расположен город мертвых. Этот таинственный архитектурный некрополь хранит тайну своего возникновения, которая передается из поколения в поколение местными жителями.
Ходят легенды о красавице, что появилась в селении Даргавс, завлекая всех мужчин. Битва за ее сердце была неудачной: участники гибли, старейшины теряли рассудок. В отчаянии, женщины решили изгнать красавицу, объясняя это обвинениями в колдовстве. Мужчинам не хотелось расставаться с ней. Такая конкуренция женщинам не понравилась, красавицу убили.
В отместку как по велению убитой на селение обрушилась эпидемия чумы, которая косила людей. Оказалось, что земля отказывается забирать к себе покойных, они обнаруживались на поверхности. И тогда осетины решили сделать особые склепы, чтобы таким способом даровать покой усопшим и предотвратить возможные негативные дальнейшие беды. Хотя, на самом деле, чумы не было. но была не менее жестокая холера.
Место овеяно тайнами. Тем они интереснее, что позволяют прикасаться к истории. По мифам, в склепы запирали людей перед гибелью. Оставляли окошко, уда можно было ставить еду. Если ее находили на месте, это значило, что забрать ее больше некому. Так и появилась примета, что заходить любопытным сюда не стоит.