Найти тему
Автоклуб73

Точка невозврата. Когда в автосалонах подорожают автомобили из-за утильсбора

С 1 октября 2024 года в России вырастет ставка утилизационного сбора: это приведет к повышению цен не только на новые, но и подержанные автомобили. В перспективе стоимость могут поднять и отечественные производители. Узнали у эксперта, когда ульяновцам ждать новых ценников у автодилеров и когда именно лучше покупать автомобиль – подождать еще, или все же не стоит.

Напомним, на днях Правительство РФ утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора на машины. С 1 октября ставка повысится в первый раз – в среднем на 70-85%. Таким образом, ввезенные в нашу страну из-за рубежа машины значительно подорожают. В дальнейшем ставка утильсбора будет индексироватся 1 января каждого года в течение ближайших пяти лет (до 2030-го).

Насколько быстро подорожают после введения утильсбора автомобили в ульяновских автосалонах и на вторичном рынке? По словам генерального директора ООО УК «Авторай» Андрея Чигиряева, на протяжении многих лет автопроизводители предоставляли покупателям новых автомобилей специальные условия. Это может быть, например, льготное кредитование – в частности, на бренд Tank ставка составляет 0,99%. При ключевой ставке Центробанка в размере 19%, по сути, это рассрочка. Также скидку можно получить, сдав свой старый автомобиль в трейд-ин.

-2

– Мы предполагаем, что изменения изначально коснутся не стоимости самих автомобилей, а корректировки условий спецпредложений на их покупку. Импортеры (сегодня это китайские бренды) будут уменьшать поддержку. Поэтому стоимость на машины останется неизменной, но нагрузка на потребителя вырастет, – поясняет Чигиряев.

По его мнению, в октябре резкого изменения цен на автомобили, скорее всего, еще не будет, а вот в ноябре они подскочат. Размер утильсбора на самые продаваемые китайские модели, с объемом двигателя от одного до двух литров, в октябре составит 556 тысяч рублей, а с 1 января 2025 года – уже 660 тысяч. До 2030 года, с учетом индексации, эта сумма может вырасти более, чем в три раза. Производители вряд ли смогут компенсировать покупателям такие затраты.

Изменятся цены и на вторичном авторынке. Арифметика проста: чем выше цена нового автомобиля, тем выше цена автомобиля с пробегом. Но «вторичка», по словам эксперта, отреагирует с некоторым запозданием – после того, как вырастут цены на новые машины, где-то через месяц «подтянется» и рынок б/у авто.

– В 2014 году, согласно данным Росстата, примерно 30% граждан могли приобрести новый автомобиль. В 2023 году это могут позволить себе 14-15% жителей страны. С учетом увеличения утилицизационного сбора и инфляции, скорее всего, к 2030 году их количество может упасть до 5-7%, – поясняет Андрей Чигиряев.

В последнее время ульяновцы покупают новые и подержанные автомобили примерно в равных долях (статистика АВТОРАЙ за прошлый месяц: 52% – новые авто, 48% – б/у). Эта пропорция зависит от введения программ лояльности для покупателей. Например, если на федеральном уровне запустят госпрограмму по продаже Lada, будет всплеск спроса на новые автомобили.

-3

Но, как полагает эксперт, именно сегодня – самое подходящее время для того, чтобы купить автомобиль.

– Есть примерно полтора месяца, чтобы сделать это по оптимальной стоимости. И лучше не тянуть. Уже сейчас некоторые бренды начинают урезать выгоды для покупателей, и с каждым днем этот процесс будет идти все активнее. Плюс к этому, идет рост ключевой ставки Центробанка (на днях она увеличилась до 19%). Она тоже очень сильно влияет на автомобильный бизнес: от нее зависят проценты по кредитованию клиентов. Плюс, у автодилеров есть своя финансовая нагрузка – факторинг от производителей. Примерно 50% автомобилей, выставленных на продажу, не выкуплены: они представлены дилерам по кредитным программам. Так что чем выше ключевая ставка, тем меньше дополнительных скидок сможет предлагать продавец. Все это по цепочке ведет к увеличению стоимости автомобиля, – объясняет руководитель ООО УК «Авторай».

К слову, вслед за подорожанием импортных машин цены могут поднять и отечественные производители. На них утильсбор напрямую не действует, но все это – звенья одной цепочки.

Утильсбор в России ввели в 2012 году. Цель была благой – стимулировать внутреннее производство автомобилей в стране. Из этих средств идет финансирование госпрограмм, направленных на поддержку автопроизводителей. Сейчас в России много предприятий, которые построили ушедшие корейские, японские, европейские компании. Не исключено, что для того, чтобы избавиться от утильсбора, в нашу страну придут китайские производители, которые откроют свои автозаводы. Последние годы показывают, что они очень быстро адаптируются к реалиям рынка.

ulpressa.ru