ГЛАВА СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
Хюррем полюбовалась на себя в зеркало и незаметно вздохнула. Вот и еще одна зима прошла. Приход весны-начало нового года у мусульман. Как же быстро летят года.... А завтра Селим и Баязет уезжают в санджаки. Мы пережили ещё один сложный период.
-Госпожа! -вошла Фахрие, а следом Сюмбюль.
-Все готово к прощальному ужину? -спросила Хюррем.
-Да, госпожа. -ответила Фахрие.
-Ай, госпожа! -расплылся в улыбке Сюмбюль. -Шекер-ага приготовил лучшие блюда:жареные перепела,рис с соусом карри, пахлава, лукум, а лепешки с сыром просто объедение! Ммм! -евнух поцеловал пальцы, смачно причмокнув. Хюррем весело рассмеялась. Сюмбюль всегда любил вкусно поесть.
-Шехзаде разъедутся и станет скучно. -проговорила Фахрие.
-Ах, нет, Фахрие! -Хюррем перестала смеяться и скорчила забавную рожицу. -Мои золовушки не дадут скучать. Зря что ли они так рвались в Топкапы?
-Аййй, госпожа! Цццц! -зацокал Сюмбюль, как всегда раскачиваясь в разные стороны. -Как вы ловко их умыли. Сразу при повелителе поставили точку. Хозяйка Топкапы только одна, а сестрички пусть живут во дворце второго визиря.
-Да-да! -подхватила Фахрие. -На султанш было смешно смотреть. Фатьма-султан будто жабу увидела, а Шах-султан, словно подавилась собственный слюной.
-Ядом она подавилась, ай шайтан ее дери! -скривил губы Сюмбюль.
-Главное повелитель не стал возвражать . -сказала Хюррем. - А для меня вообще пусть как можно дальше от дворца находятся.
-Госпожа, вы верите, что Шах-султан ездила в Мекку? -спросила Фахрие. Хюррем пожала плечами.
-Не знаю ездила она или нет. -задумчиво произнесла хасеки. -Но вот измениться она не изменилась. Я это вижу . Жаль повелитель не понимает.
-Госпожа, вы очень проницательны. -сказала Фахрие. -Теперь они опять начнут строить козни.
-Начнут. -согласилась Хюррем. -Но не сразу. Пока затаятся, как мыши. Шах ведь неспроста не стала недовольство проявлять. Согласилась жить у Фатьмы. Хотя по ее глазам я видела, готова была в глотку мне вцепиться.
Хасеки мрачно усмехнулась.
-Госпожа! Шах будет рваться в Топкапы. -заметила Фахрие.
-Рваться в Топкапы это полбеды. -вздохнула султанша. -Нам всем надо быть начеку. Я чувствую эти сестрички-лисички кровь ещё попьют.
-Гиены они две! Ох, Аллах, Аллах, пошли на их головы огненный дождь, чтоб все волосы повылазили!
Хюррем снова заразительно рассмеялась.
*************************
Ужин прошел в семейной, приятной обстановке. Хюррем смотрела на своих взрослых сыновей и не могла поверить, что они уже сами отцы и имеют свои семьи. Совсем недавно ее мальчики делали первые шаги и учились говорить. Задумчивость и печаль хасеки как-то ускользнула от присутствующих. Султан находился в хорошем расположении духа. Правда больше общался с детьми. Дочерью Разие и внучкой Хюмашах. Зато Рустем был душой компании.Обычно сдержанный и немногословный великий визирь шутил и веселил других.
Время пролетело незаметно. Султан пожелал всем спокойной ночи, назначив для шехзаде утреннюю встречу для прощания и удалился в свои покои .
Хюррем тоже хотела пораньше лечь спать, но ей не удалось. Она немного нервничала перед предстоящим отьездом сыновей. Она послала служанку принести теплого молока, верное средство для хорошего сна.
Но и даже после бокала напитка хасеки не успокоилась. Это все возраст, я становлюсь старой , со снисхождением думала султанша. Она решила пойти в бибоиотеку и взять что-нибудь почитать. Там она застала Баязета. Ее сын без энтузиазма перелистывал книгу. Увидев мать, он поклонился:
-Матушка! Что случилось?
-Ничего не случилось, дорогой. -улыбнулась женщина. -Просто не спится.
-И мне тоже. -вздохнул принц. Хюррем заметила, что сын печален. Он и за ужином был несколько рассеянным.
-Сынок! -султанша подошла и взяла мужчину за руки. -Ты чем-то расстроен?
-Нет-нет, мама! -поспешно ответил Баязет. -Все хорошо. Просто мое сердце и душа сильно рвутся к Ране и детям. Как они там без меня? Ведь Рана ждёт меня в том месте, которое я ей даано показывал. И в целях безопасности мы даже письма друг другу не посылали. Я так тебе благодарен, мама, что ты успела ее предупредить.
-Сынок! -Хюррем ласково потрепала сына по волосам. -Я сделала все, что могла. И хорошо, что Ране было куда уехать. Кстати, что это за место? Мы так толком и не погворили об этом. Все ужасные события не давали времени.
-Мама, когда-то мы с Раной условились, что если будет угрожать опасность нашим детям, то они укроются в доме одного дервиша. Его зовут Шахти, и он родом из Индии.
-Подожди-подожди. -Хюррем наморщила лоб. -Я что-то такое слышала. Город мёртвых на юго-западе , недалеко от озера. Ещё название такое странное...
-Яраса(летучая мышь). -подсказал Баязет.
-Да! -кивнула султанша. -И вроде люди боятся туда ходить.
-Непросто боятся, а панически боятся и за десять верст обходят это место. А дервиша считают прокаженным. Он и правду болел проказой, и лицо его сильно обезображено. Раз в месяц он приходит на базар, и люди сразу разбегаются. Глупо, конечно. Но с другой стороны такое обстоятельство нам пригодилось. Как-то дервишу стало плохо в очередной его приход. Никто к нему не подошел. На его счастье или наше счастье Рана была там и она приказала привезти больного во дворец . Даже лекари боялись оказать ему помощь. Но Рана настояла на своем.
-Молодец Рана! -с восхищением произнесла Хюррем.
-После этого мы с Раной были в так называемом мертвом городе. Ничего особенного. Шакти рассказал нам, что очень давно там жили люди, потом город затопило горными водами и когда паводок спал, то естественно никого в живых не осталось. Вот люди и боялись туда ходить , а тут ещё прокаженный дервиш.
-И вы решили, что лучшего места нет для укрытия. -закончила за сына Хюррем.
-Да. Там есть условия для жизни, но я представляю, как Ране с детьми тяжело. -покачал головой принц.
-Ну, теперь им ничто не угрожает. Ты приедешь, и вы вернетесь обратно в Конью. -мягко проговорила Хюррем.
-Иншалла! -выдохнул принц.
-Но я вижу ты не только из-за этого переживаешь. -заметила хасеки. -Из-за повелителя?
-Я уже привык , мама, что он меня не замечает. -нехотя ответил Баязет. -И мои старания напрасны.
На принца было жалко смотреть. Хюррем видела, что очень далеко, в глубине души ее сын сильно страдает .
-Сынок! -султанша обняла уже взрослого мужчину и погладила его по щеке . -Твой отец любит тебя, но видимо ему очень трудно проявить эту любовь.
Баязет отстранился от матери и положил книгу опять на полку.
-Такое впечатление, что я не его сын. -пробормотал он, и тут в его памяти всплыли обидные слова Мустафы:Твоя мать имела любовника. Ты не сын повелителя.
-Баязет? -не совсем понимая до конца смысл сказанного, спросила Хюррем -О чем ты?
Баязет посмотрел на мать и вдруг понял, что ему просто необходимо знать всю правду.
-Баязет? -голубые глаза вопрошающе вглядывались в побледневшее и напряжённое лицо.
-Скажи, мама... Этот правда, что у тебя был на твоей родине жених, и он искал тебя? -на одном дыхании выпалил мужчина. Хюррем почувствовала, как -будто стальные пальцы сжали ее горло. Ей стало трудно дышать, и она чуть не упала, если бы не крепкие руки сына , которые подхватили ее.
-Матушка!
Баязет усадил женщину на диван.
-Кто... Кто сказал тебе? -выдавила Хюррем, прижимая руки к груди.
-Мустафа. Вроде Махидевран знала...
-И то, что ты не сын повелителя. -совладав с собою, жестко произнесла хасеки. Баязет виновато кивнул и покраснел.
-И ты подумал, что я могла предать султана! Человека, которого я люблю всем сердцем? И родила ему пятерых детей?
-Мама..
-Подожди! -хасеки подняла ладонь. Она гордо вскинула голову и жестко проговорила:
-Я расскажу тебе всё,и ты поймёшь.
Султанша вздохнула и начала рассказ:
-У меня действительно на родине был жених. Его звали Лука. Родители нас сосватали. Конечно, ничего серьёзного у нас и не могло быть до свадьбы. Но незадолго до этого события на нашу деревню напали татары . Меня продали в рабство. Но мне повезло. Я попала во дворец и волею судьбы стала сначала любимой наложницей султана Сулеймана, которого полюбила , а потом его хасеки. Прошлая жизнь осталась позади. Мы были счастливы,не смотря на происки врагов. А главный враг для меня был Ибрагим, а потом Махидевран. Они то и настраивали всех против меня. Так вот, я родила Мехмеда, Михримах и Селима. Повелитель ушел в поход, оставив наместником Ибрагима, тогда уже главного визиря. Я узнала о новой беременности. И конечно, поспешила сообшить султану. Он прислал мне очень трогательное и нежное письмо . Прошло немного времени, и тут я узнала новость, которая повергла меня в шок. Оказывается Лука приехал в Стамбул . Все эти годы он искал меня.
-Видимо он сильно любил тебя. -проговорил Баязет.
-Да. Но из-за этой любви он нажил себе неприятности. -сказала Хюррем. -Я узнала, что он здесь и отправила служанку с письмом и деньгами. В письме я его просила, чтобы он забыл меня и вернулся на родину. Ибо я счастлива с султаном Сулейманом . Но он не послушал. Начал забрасывать меня письмами о любви. Он не верил, думал, что меня силой удерживают во дворце. В прследнем письме он написал, что только тогда поверит и уедет, когда я сама ему скажу, глядя в глаза и верну кольцо.
-Кольцо? Какое кольцо? -удивился принц.
-У меня на родине существует обычай. Жених дарит кольцо невесте, когда делает ей предложение руки и сердца. Но его с меня сняли, когда везли в Стамбул. Я решила встретиться с Лукой и раз и навсегда поставить точку. Но Ибрагим узнал об этой встрече. И Махидевран тоже! -хасеки презрительно усмехнулась.
-Охх! -выдохнул Баязет. -И что потом?
-Потом..... -Хюррем на мгновение закрыла глаза, вспоминая ужасные события. -Ибрагим заточил Луку в девичьей башне . А мне каждый день с издёвкой говорил одно и тоже:вернётся повелитель и узнает о моей измене. Лука тому доказательство. А самое главное, что ребёнок, которого я ношу под сердцем не его, а моего любовника.
-Вот мерзавец! -вырвалось у Баязета.
-Так продолжалось несколько месяцев, и я думала сойду с ума. Тем не менее я искала выход, потому что понимала, когда вернется султан и ему предоставят живое доказательство , то пострадаю не только я , но и все мои дети. Ведь по закону на меня даже смотреть никто не может. Мне помог Рустем.
-Рустем-паша? Он еще тогда тебе служил?
-Да. Тогда он был совсем юным подростком. Я ему доверилась, и он проникся ко мне состраданием. Он лично устроил побег Луке. Ночью добрался до башни , убил двух охранников и отвез Луку на корабль одного купца, который ехал в Крым. И взял честное слово с Луки, чтобы он никогда больше не появлялся в Стамбуле.
-И он больше не появился? -спросил Баязет.
-Нет. Думаю, когда он провел несколько месяцев в заточении, то все понял. Если бы он сразу уехал, ничего бы этого не было.
-А Ибрагим? Он рассказал отцу?
-Думаю нет. -ответила Хюррем. -Да, и что рассказывать? Доказательств нет. Вот и вся история. И никогда не сомневайся. Ты сын султана Сулеймана! Османский принц!
-Матушка! -Баязет взял руки матери в свои и по очереди поцеловал их. -Ты самая стойкая и мужественная женщина на свете. Представляю, сколько тебе пришлось пережить. Прости меня. Мне стыдно, что я мог усомниться в тебе.
-Ах, сынок мой! Баязет! Я очень тебя люблю. -сквозь слезы проговорила султанша.
-И я тебя, мама!
Мать и сын обнялись и долго сидели в звенящей тишине.
*************************
-Мамочка! А когда приедет папа? Я так хочу обратно во дворец! -сказал Орхан, отрываясь от пергамента, на котором углем рисовал что-то похожее на птицу.
-И я хочу! И я! -воскликнул Осман, бросив играть с глиняными игрушками. Рана усадила за стол двухлетних Абдуллу и Айше, которые тут же потянулись за соленым сыром в миске, затем погладила трёхлетнего Османа по густым, тёмным кудрями, а уж потом опустилась рядом со своим первенцем, которому через месяц исполнялось пять лет . Мальчик был высок и серьезен для своего возраста.
-Сынок! Папа скоро приедет.Надо ещё немного подождать.
-Папа плиедет на лашкадке? -пролепетала маленькая Айше, мусоля кусочек сыра.
-На белом коне! Эге-ге! -закричал Осман и принялся, скакать по комнате, опрокидывая все вокруг. Рана с умилением смотрела на детей, но сердце бас-кадины изнывало от тревоги и тоски. Баязет! Любимый! Храни тебя Всевышний!
-Мама! -Орхан коснулся ладошками лица матери, возвращая ее в действительность. -Ты обещала завтра испечь печенье. Птичек и зверюшек. Мы будем тебе помогать. Да?
-Конечно будете! -выдавливая из себя улыбку, проговорила Рана. Она притянула к себе Орхана и Османа. -Ах, вы мои птенчики! Мои золотые!
- А мыыыы! -хором запищали близнецы.
-И вы, мои маленькие! Вы все мои любимые детки! -бас-кадина обхватила сразу четверых малышей. Слезы потекли из ее, уставших глаз. Но она приказала себе держаться . Держаться из последних сил.
На, следующий день, молодая мать проснулась очень рано. Хотя последние несколько месяцев она плохо спала, урывками, то и дело при каждом шорохе, просыпаясь. Рана быстро умылась, надела простое платье , волосы, покрыла косынкой. Надо замесить тесто для печенья, и приготовить нехитрый завтрак для детей.
Через час было все готово. Рана вышла на улицу, чтобы принести колодезной врды. Яркое, весеннее солнце светило во всю. Рана, подставила лицо под теплые лучи. Пусть дети еще поспят, мелькнуло в ее голове.
-Госпожа! -два стража спешились с коней. Бас-кадина немного удивилась. Обычно она сама приходила к воротам мёртвого города, в котором жила с детьми больше четырёх месяцев и по необходимости узнавала новости у стражей. Впрочем, ее интересовала только одна новость, которую она ждала днем и ночью.
-Что случилось? -спросила бас-кадина. Стражи переглянулись.
-О, Аллах! Да, говорите же! -ведро упало к ее ногам. -Что...
-Госпожа! Вы только не волнуйтесь. -предупредил один стражник. -Дозорный заметил отряд. Шехзаде едет сюда!
-Ох! -Рана сначала приложила руки к груди, чувствуя трепыхающееся сердце, потом к горящим щекам. Ноги ее сами понесли к воротам. Она не помнила, как очутилась за тяжёлыми, дубовыми сводами. Впереди расстилалось бескрайнее поле. Рана на миг остановилась. Вдалеке показалась конница. Бас-кадина различила знакомый силуэт, гордо восседающий на коне.
-Баязет! -прошептала она.
Баязет приложил ладонь к глазам. Какое широкое поле. Еще немного, и он обнимет своих родных и любимых. Как же он соскучился!
-Баязет! Баязет! -донес ветер до него ни с чем не сравнимый голос.
-Рана! -тихо вымолвил он. Ему уже кажется?
-Баязет! Баязет!
Нет! Это она! Рана! Его любимая жена!
Вот она бежит по полю. Легкая, воздушная... Волосы, выбившиеся из-под платка, развеваются на ветру.
-Б-а-я-з-е-т!
-Рана!
Принц направил коня, но потом спрыгнул и тоже побежал навстречу.
-Баязет!
-Рана!
Влюблённые встретились на полпути, и долгожданные обьятия соединили их, истосковавшиеся тела и души.
-Рана! Любовь моя! Наконец-то! Мы вместе! -прижимая к себе хрупкую фигурку, прошептал Баязет в ее маленькое ушко.
-Баязет! Дождалась... Мы дождались тебя! Слава Всевышнему!