Впервые показ полнометражного дебюта Ильи Михеева «110» прошел на фестивале «Зимний», в один день с тоже непростой авторской работой Ивана И. Твердовского «Панические атаки».
Жанр: драма
Продолжительность: 1 час 39 минут
Автор сценария и режиссёр: Илья Михеев
В ролях: Елизавета Боярская, Полина Цыганова, Дмитрий Лысенков, Алексей Розин, Хельга Филиппова, Даниил Колотов и другие
Производство: Россия
год: 2024
18+
110-я статья УК РФ. Приговор — доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство. Тема школьного буллинга и суицида — деликатные. Они не единожды затронуты в кино и не всегда данным кинокартинам удавалось сохранить целостность высказывания, не скатившись в настойчивую эксплуатацию.
Михеев нашёл интересный угол подачи истории, что позволило ему избежать массы штампов подобных сюжетов. Он рассказывает не об ушедшей девочке и её семье, а заходит в повествование через жизненные перипетии её одноклассницы, косвенно замешанной в трагедии.
О том, что девочка Полина покончила с собой по вине одноклассников, зрителю дают знать с первых минут. Никакой детективной интриги не будет. Полицейские не любят статью 110 (можно подумать, что от остальных они без ума), потому как доказать вину практически невозможно. Расследование ведётся «для порядка».
У педагогов и директрисы тоже нет никакого желания «ковыряться» в судьбе неудобной для всех школьницы и портить репутацию престижного учебного заведения. Куда проще переложить вину на родителей, социум, нестабильность виновницы торжества. Лишь бы не брать ответственность на себя и признавать, что недоглядели обстановку в классе.
В шоке пребывают лишь одноклассники, среди которых девочка Алиса (Полина Цыганова), которая кричит: «Нам всем что, нечего сказать?» И становится понятно — одноклассники Полины однозначно что-то скрывают. Но попробуй, вытяни информацию во времена, где пытать детей нельзя. Зумеры никому никогда ничего не скажут. Тем более взрослым. Кто вообще эти «взрослые»?
Елизавета Боярская в фильме «110» выдаёт всю свою экспрессию, скиллы которой прокачала до максимума, восемнадцать лет прослужив в МДТ и сыграв у Додина в десятках сложнейших спектаклей.
Мама Алисы, известный в городе адвокат Виктория (Елизавета Боярская) пытается по мере возможностей помочь как следователю, так и преподавательскому составу злосчастного лицея. Но только сама никак не может разрешить проблемы даже внутри собственной семьи: с дочерью у неё не просто натянутые, а трагически непримиримые отношения. Никто никого не слышит. Диалог поколений не налажен. Подобного контента — сплошь и рядом: и про «Детку» я недавно писал, и про те же «Панические атаки», и про «Одним днём» — попробуй их сосчитай. Здесь же, по воле режиссёра и сценариста в одном лице, Алиса и вовсе — замолкает после очередной ссоры с матерью. Врачи разводят руками: то ли физиология, то ли психосоматика. Будем наблюдать! Стоило только Виктории начать искать способы поговорить с дочерью по душам, как та теряет дар речи. Лобовая метафора, конечно. Но всё равно красиво сделана.
Шестого мая, когда Полина покончила с собой, у адвокатессы был день рождения. Теперь этот праздник для Виктории будет омрачён на всю оставшуюся жизнь.
Когда начинает казаться, что центральной истории фильма не хватает драматической сложности — за дело берётся оператор Алексей Зайков. И визуал картины действительно изобретательный. Камера словно следит за эмоциональным состоянием героев, подстраиваясь под накал страстей, играя фокусом изображения. И нет, это не артхаусная трясучка, и не аттракцион фильтров. Это признак профессионально поставленного кино, создатели которого учитывают щепетильность темы и не утомляют зрителя демонстрацией возможностей киноаппарата. Излюбленной картинки социальных драм — где мутно-зелёные силуэты пытаются вынести из мрака режиссёрскую мысль — вы здесь не найдёте.
На фестивале авторского кино «Зимний» в декабре 2023 года картина получила награду за лучшее визуальное решение.
Да, дебют Михеева имеет некоторую вторичность. Это не минус картины. Скорее, это просто факт. «110» двигает вперёд дуэт Боярской и Цыгановой. Химия между актрисами считывается с первых минут. В фильме такое количество удачно поставленных диалогов, что эмпатия к героиням фильма практически гарантирована. Отлично раскрыл своего персонажа и Дмитрий Лысенков, сыгравший в фильме мента-бойфренда Виктории, никак не решающегося определиться со своим окончательным статусом в этих отношениях. Эта линия тоже пусть и простовата, но передана жизненно.
А ещё фильм ярко демонстрирует насколько всем постоянно «некогда». У всех есть более важные дела, чем занятие своими детьми. И это не морализаторство, и не зуботычина. Это тоже факт (как и вторичность фильма Михеева). «Если бы этого письма не было, вам бы до сих пор было на**ать», — отчаянно выпалит один из причастных к трагедии подросток, когда всё тайное станет явным. И, кажется, что он прав «по всем фронтам». Мысль кинодебюта Ильи Михеева о том, что родители переводят ответственность за воспитание детей на кого угодно, кроме себя — не является революционной. Он и не претендует. Но в нише достойных российских авторских драм эта картина займёт своё место не из-за сценарной «новизны», а банально из-за художественной целостности и крепких актёрских работ.
Автор: Продолговатый ящик для сайта Альтерлит