Найти тему
О СИЗО: путеводитель

Путеводитель по СИЗО: кумтрест

Вряд ли в России найдется хотя бы один человек, который никогда не слышал бы слово – опер (оперативник, оперативный сотрудник, оперуполномоченный), а на тюремном жаргоне – кум. И как обычно показывает наше телевидение и кинематограф работу «кума» в зоне…какой-то мутный тип в чёрной робе взахлёб рассказывает человеку в форме о криминальных подвигах своих приятелей, получая взамен бутылку водки и колбасу. На самом деле в реальной жизни всё совсем не так. Опер, он везде опер…

В 1935 году (еще в ГУЛАГе) были образованы оперативные подразделения. С тех времен уголовно-исполнительная система не раз меняла не только подчиненность, но и название, в настоящее время – это Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), по-прежнему осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Определение этому длинному и не очень понятному обывателю понятию дано в Федеральном законе от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] – это вид деятельности осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов... Ключевых слов два: гласно и негласно. Закон новый, а деятельность вечная. Фактически первое оперативно-розыскное мероприятие провел бог, опрашивая свидетелей по делу о хищении яблока с Древа Познания, Добра и Зла, второе посерьезнее – розыск пропавшего Авеля. И то и другое проводились гласным путем. Хрестоматийные ниндзя всю свою деятельность осуществляли негласным путем. С течением времени суть оперативной работы не сильно изменилась.

Во все времена, во всех странах в основе работы любых специальных служб и правоохранительных органов была, есть и будет работа с осведомителями – получение информации негласным путем. И это является самой сложной задачей стоящей перед оперативными сотрудниками ФСИН, потому что найти хорошего осведомителя совсем не просто. Кто захочет рисковать здоровьем, а то и жизнью и ради чего? Заключённые, тем более неоднократно судимые, чаще не дураки и без труда вычисляют «мышей» (стукачей). Только грамотно выстроенная работа, профессиональное мастерство, оперативная смекалка, творческий подход к делу, а не просто шаблонные действия, дают положительный результат. Профессионалы давно признали, что оперативник – это не столько должность, сколько – призвание!

Так как заключённые под стражу находятся в камерах, то деятельность оперативных отделов СИЗО, как правило, ограничена забором (основным ограждением) и имеет свои специфические особенности. Все камеры следственного изолятора для оперативного обслуживания закреплены за определенными оперуполномоченными (сотрудниками оперативного отдела). Иногда бывает, что выходят за забор, но это бывает в строго определенных случаях (например розыск совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания). Это ведь только в кино сбежавших зэков ищут все кому не лень (военные, полиция, пожарные и даже лесники), а на самом деле их розыском занимаются оперативные подразделения (отделы розыска) территориальных органов ФСИН, активно взаимодействуя при этом с другими силовыми структурами и в первую очередь с полицией.

Какие же стоят задачи перед оперативными сотрудниками следственного изолятора? Переводя на понятный для простого человека язык – основная задача это не допустить совершения преступлений заключёнными, содержащимися под стражей.

Поведение сидельцев в камере, вопреки мифам об "арестантском братстве", похоже на поведение пауков в банке, мира и согласия нет, и никогда не будет, потому, что как и на воле, но более активно, одни стараются занять более привилегированное положении над другими, чтобы лучше существовать за их счёт. В постоянной борьбе за лучшее место под солнцем не всё проходит гладко, возникают конфликты, которые разрешаются далеко не мирным путём, как результат драки, избиения, могут «опустить» и загнать в петушиную стаю, а могут и заточкой уколоть.

Среди ранее судимых, время пребывания в СИЗО используется для сведения старых счетов. Воспоминания о старых разногласиях, возникавших по прошлым отсидкам и обидах, не дают спать спокойно, «косяки» по воле также вспоминаются и разбираются. А когда ещё этим заниматься, на воле некогда, в колонии не до того, а в СИЗО самый раз – свободного времени для провокаций и конфликтных ситуаций, угрожающих не только здоровью, но и жизни сидельцев предостаточно.

Как гласит статья 19 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», если у заключённого в результате каких-либо обстоятельств, сложились неприязненные отношения, с другими заключёнными и реально возникла угроза совершения в отношении него преступления, администрация СИЗО обязана принять незамедлительные меры к обеспечению личной безопасности заключённого. Как правило, заключённый переводится в другую либо в одиночную камеру. Но в реальной жизни не всё так просто, в другой камере от серьёзных предъяв не спрятаться (как на подводной лодке), придётся отвечать, а если вопрос финансовый (чаще это карточный долг), где брать деньги, а если деньги есть на воле как их загнать, можно правда рассчитать на воле, но это вопрос не простой.

Одиночных камер не так много, точнее сказать очень мало, это не Германия где по одному, двое сидят, это Россия, где большая часть СИЗО построена в прошлом веке, а некоторые в позапрошлом. У нас не только коммунальная квартира и коммунальная страна (по песне группы «Дюна»), но и тюрьмы в основном тоже «коммунальные». Имеющиеся одиночные камеры никогда не простаивают, в них сразу помещают тех, кому нельзя в общую камеру по принципу "как бы чего не вышло" (лица, признанные невменяемыми по психическому заболеванию, совершившие преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, разного рода психопаты как собаки, бросающиеся на всех подряд и другие). Да и перевод в одиночную камеру мера временная, всё равно придёт время, и надо будет ехать в колонию, а там уж не спрятаться, поэтому возникшие вопросы необходимо разрешать, не откладывая в долгий ящик, а лучше вести себя так чтобы не было проблем у тебя и лиц тебя окружающих. Вот тогда, как правило и обращаются к оперативнику – помоги отец родной иначе никак.

Оперативник конечно не бог и все вопросы не решает, но может очень много. Как он это делает, является его профессиональным секретом и служебной тайной. Многочисленные публикации на эту тему содержат преимущественно авторский вымысел и байки бывших сидельцев, которые никогда не признаются где, когда и как им были сделаны предложения, от которых они не смогли отказаться.

Следующей очень важной и сложной задачей является выявление намерений и правильное противодействие лидерам и авторитетам преступной среды.

Когда сотрудники не идут на поводу у отрицательно настроенной части заключенных и не перекладывают на них часть своих функций по поддержанию порядка, когда блатным не удаётся диктовать свои условия, тогда они начинают оказывать администрации СИЗО всяческое противодействие с целью добиться послаблений в режиме содержания. Они подбивают сокамерников к различным акциям противодействия: коллективным отказам от приёма пищи (голодовки), групповым членовредительствам (как правило, поверхностные порезы лезвием от одноразового бритвенного станка на руках или животе), массовым случаям вандализма в камерах (ломают камерный инвентарь). Для предотвращения этого должен своевременно сработать оперативный отдел. Необходимо провести разведку, выявить преступные намерения лидеров, грамотно нейтрализовать их, используя то, что основной массе заключенных (мужикам) конфликты не нужны, так как после акций неповиновения неизбежно следуют неприятные меры по наведению порядка со стороны администрации – дополнительные обыскные мероприятия и переводы в другие камеры, без телевизора или холодильника.

Помимо решения задач по обеспечению правопорядка внутри учреждения, оперативные отделы оказывают содействие правоохранительным органам в раскрытии ранее совершённых и не раскрытых преступлений, используя возможность целенаправленного получения значимой информации от лиц, содержащихся в СИЗО. Например, привлекается заключённый по одному или нескольким эпизодам квартирных краж, а за ним целая серия. При правильно поставленной работе можно склонить фигуранта к даче явки с повинной по всем эпизодам его преступной деятельности. При этом граждане, пострадавшие от преступной деятельности злодеев даже не подозревают об определяющем вкладе в раскрытие преступления оперативных сотрудников ФСИН.

Полезный совет: Желательно иметь несколько ручек и тетрадь потолще или блокнот. Пригодится для написания заявлений, обращений, жалоб и...кому надо

Подробнее в нашей книге "О СИЗО: путеводитель по следственному изолятору и тюремной медицине" https://www.ozon.ru/product/o-sizo-putevoditel-po-sledstvennomu-izolyatoru-i-tyuremnoy-meditsine-chaplinskiy-v-v-nikolaev-v-v-909771014/?__rr=1