Наши друзья два года назад переехали из Мурманска в Калининград, купили квартиру и отметили новоселье. А мы за два года так до них и не добрались. Но просто в Калининград лететь скучно: хочется побывать и в других городах Калининградской области. И желательно на море, конечно. Меня давно манил к себе Балтийск: это и километры великолепных песчаных пляжей, и статус самого западного города России, и загадочная крепость-звезда Пиллау. Балтийск только начинает развиваться как курорт, несмотря на великолепные широкие песчаные пляжи. Дело в том, что в советское время город был закрытым для посещения для всех, кроме жителей Балтийска. Въезд разрешался по приглашению, подтверждённому военной комендатурой. В конце 90-х город открыли для россиян. А осенью 2009-го закрылась "застава" при въезде в самый западный город России. Так как отдыхающих в Балтийске ещё не так много, мне очень захотелось посетить его до начала туристического бума.
Абсолютно спонтанно, повинуясь какому-то наитию, захожу на сайт Аэрофлота и нахожу билеты в Калининград на конец сентября по 7500 рублей туда-отбратно на человека. Советуюсь с мужем, созваниваюсь с друзьями и, по итогу, покупаю билеты Санкт-Петербург - Калининград - Санкт-Петербург. Даты поездки: 24-28 сентября 2024 г. Впереди у нас 5 полных дней на Балтике!
На первые двое суток я бронирую квартиру в Балтийске.
Мечты начинают сбываться!
В Санкт-Петербурге погода уже портилась, несмотря на очень теплый сентябрь. Смотрю прогноз погоды в Балтийске: 24 сентября - +24, 25 сентября - +20. Надеюсь, что получится не только прогуляться по пляжу, но и искупаться.
В Калининград прилетаем в 8 утра 24 сентября 2024 г. Приезжаем на такси в центр города, завтракаем с подругой в кафе, гуляем по территории музея Мирового океана, катаемся на кораблике по реке Преголя. Заселение в Балтийске у нас только в 14.00, поэтому первую половину дня проводим в Калининграде.
Вызываем такси от Северного вокзала Калининграда (по цене 1200 руб.) и едем в Балтийск. Время в пути - один час.
Наконец-то мы на месте. На улице настоящее лето: тепло, солнечно, безветренно.
Заселяемся в уютную студию по адресу ул. Матросова, д.9. Разбираем вещи, переодеваемся и отправляемся на пляж. Идти до пляжа минут 7 медленным шагом.
Впереди видно море:
Пляжная инфраструктура, естественно, домонтирована: сезон подошёл к концу:
Море! Море! Море!
Чистейшее, прозрачное, ласковое:
Вода +17, но для нас это не было помехой. Удивительно, но кроме нас купались и другие отдыхающие. На минуточку, на календаре 24 сентября.
Накупались, позагорали и пешком, по линии прибоя, оправились в сторону центра города, набережной и Северного мола.
Живность моря Балтийского:
Дошли до Северного мола. Здесь уже пляж не такой пустынный: отдыхающие гуляют вдоль моря, дышат свежим балтийским воздухом:
Защитные молы в Балтийске, пожалуй, одни из самых значимых инженерных сооружений города.
Их главное предназначение - защита пролива от занесения песком, сдерживание выходящего водного потока и углубление фарватера до необходимых пределов.
Дело в том, что пролив, образовавшийся в результате серьезного шторма более 500 лет назад, соединяет Балтийское море с пресным Калининградским заливом. Сейчас пролив является судоходной артерией, а молы защищают его от запесочивания.
Идём по Северному молу, длина которого составляет 525 метров.
Великолепный баклан позируют и абсолютно не боится туристов:
Бакланов в Балтийске очень много. Они повсюду.
Есть мнение, что прожорливые бакланы существенно истощают рыбные запасы Балтийского моря. Но это неточно!
Зато какие красавцы!
А мы на оконечности Северного мола, где установлен небольшой маяк:
За моей спиной канал и очень необычные бетонные глыбы - тетраподы:
Тетрапод - один из символов Балтийска. Оба городских мола укреплены именно этими гигантскими фигурами.
Принцип действия тетраподов заключается в рассечении набегающей на берег волны на отдельные потоки.
Благодаря своей конструкции они рассекают волны и ледяные глыбы, чтобы те не разрушили прибрежную зону и искусственные сооружения - молы.
По каналу в Балтийское море идёт судно:
А это уже старательный буксир что-то тянет из Балтийского моря:
Возле Северного мола, на берегу моря, установлена конная статуя императрицы Елизаветы Петровны.
Елизавета одета в мундир полковника лейб-гвардии Преображенского полка, вооружена шпагой и пистолетами в седельных кобурах:
Как, собственно, Елизавета Петровна была связана с бывшим Пиллау? Придётся немного углубиться в историю. Без неё в Калининградской области никуда.
Дело в том, что при Елизавете Петровне Российская империя завоевала Восточную Пруссию. Европа, как известно, всё время воевала: умирали и рождались государства, делились земли, захватывались территории. В Семилетней войне 1756-1763 Пруссия, на бывшей территрии которой расположен Балтийск (в прошлом Пиллау) намеревалась овладеть Саксонией, Курляндией и укрепить свое влияние на мелкие германские государства, соответственно ослабив влияние на них Австрии. К сожалению для Пруссии, авантюра не удалась. Сама Пруссия потерпела крупные поражения от русских войск при Гросс-Егерсдорфе (1757) и в Кунерсдорфском сражении 1759.
В 1758 году Кенигсберг (нынешний Калининград) в первый раз стал российским городом, а 1760 году русские войска зашли в столицу Пруссии - Берлин. В 1761 году Елизавета Петровна умирает и престол занимает её племянник Петр III (имя при рождении - Карл Петер Ульрих). Именно при нем были заключены мир и союз с Фридрихом II, королём Пруссии, а в 1762 году русские войска были выведены из Восточной Пруссии.
На этом заканчиваю краткую истрическую справку и возвращаюсь к славному городу Балтийску.
Идём от памятника Елизавете по Морскому бульвару в центр города.
Перед нами Лоцманская башня (ну и ворона, конечно):
Башня ещё немецкая, старая, построенная в 1936 году к началу Олимпийских игр, проходивших в Германии. Архитектурное сооружение выполнено в стиле конструктивизм.
При Германии в здании жили лоцманы, а в послевоенные годы при Советском Союзе в ней находились службы Балтийской военно-морской базы.
Башня до сих пор используется по прямому назначению: с начала 1990-х годов в ней работает система управления движением судов, помогающая кораблям не отклоняться от фарватера.
А вот и символ Балтийска-Пиллау: памятник трудяге-тетраподу:
Балтийск - это не курортный город, несмотря на шикарные пляжи и ласковое море. Это крупный морской порт и паромный терминал, а также крупнейшая база военно-морского флота России на Балтийском море.
С набережной можно посмотреть на военные и торговые суда, но хочется то с воды...
Всем желающим прямо на набережной частники предлагают водные прогулки на катерах. Цена удовольсивия - 1000 рублей за 10 минут. Мы договорились на полчаса и отправились на морское приключение.
Это яхта верховного главнокомандующего, участвующая, в том числе, в военно-морских парадах:
Трудяги-буксиры и торговые суда в одной из защищенных гаваней Балтийска:
А эта небольшая пристань облюбована белыми лебедями - ещё одним символом Балтийска:
Военные корабли старого образца:
И совсем новые, современные суда:
Огромное судно, предназначенное для перевозки грузов и, в том числе, железнодорожных вагонов:
Вышли из гаваней и идём по каналу в сторону моря.
Достопримечательности с воды:
Бакланы облюбовали искусственные защитные сооружения:
Доходим до конца молов, разворачиваемся и возвращаемся на набережную.
Идём к лебедям:
Жалко, что у нас нет для них никакого угощения. Ну, надеюсь, они не в обиде.
А это знаменитый маяк Балтийска - одна из его главных дрстопримечательностей:
Балтийский маяк – самый западный маяк России. Здесь находится центр маячной службы Балтийского региона, на который возложены обязанности обеспечения навигационной безопасности региона. В режиме 9 секунд – свет, 3 секунды – темнота маяк и сегодня помогает морякам узнать родной берег. Маяк был построен в 1813 году (гидроинженер Шульц, чертежи Карла Фридриха Шинкеля).
И раз уж зазвучали немецкие фамилии и в тексте уже упоминалось прежнее название города - Пиллау, то предется опять погружаться в историю.
За время своего существования город, ныне называемый Балтийск, несколько раз переходил под контроль различных государств.
История Балтийска берёт своё начало в XIII веке, когда впервые упоминанается поселение рыбаков в этой местности.
1363 году относится первое упоминание о поселении «Пиле» или «Пиль» (от прусского pilis — «крепость»).
К быстрому развитию крепости привёл сильный шторм 10 сентября 1510 года. В результате этого шторма образовался пролив Фриш Гафф, который и по сей день отделяет Балтийскую косу (в Польше - Вислинская коса) от материка. Пролив стал судоходным, и Пиллау начал расти, став крупным транспортным узлом.
В XVII веке, в результате Польско-шведской войны, поселение было оккупировано шведской армией.
Шведы заложили одну из главных достопримечательностей современного Балтийска - крепость-звезду (цитадель Пиллау).
В 1635 году Пруссия заключила мир со Швецией. Войска некогда неприятельской армии были выведены из Пиллау, а недостроенная крепость была выкуплена жителями города у Швеции за 10 000 талеров.
Начался относительно долгий мирный период.
В 1697 году в Пиллау в рамках Великого посольства побывал Пётр I со свитой, насчитывавшей 4000 человек. Потом он был здесь ещё дважды: в 1711 и 1716 годах.
18 января 1725 года произошло знаковое событие в жизни Пиллау: король подписал указ о придании поселению статуса города. Городу был пожалован герб - осётр с короной, сохранившейся за Балтийском до сих пор.
Как я уже упоминала, во время семилетней войны Пруссия была занята русскими войсками. Но ненадолго.
В 1812 году французские войска занимали Пиллау при отступлении из России. В 1813 году они были вынуждены отступить из города под натиском русского корпуса генерала Сиверта.
Во время Великой Отечественной войны Пиллау, к сожалению, сильно пострадал. В городе шли ожесточённые бои.
17 октября 1945 года часть Восточной Пруссии, немецкий город Кенигсберг с окружающими его землями, вошла в состав СССР по результатам Ялтинской и Потсдамской конференций.
4 июля 1946 года Кенигсбергская область стала Калининградской.
27 ноября 1946 года город Пиллау получил название Балтийск.
Минутка истории подошла к концу.
А мы, тем временем, начинаем прогулку по центру Балтийска-Пиллау.
Музей Балтийского флота, расположенный в немецком здании начала ХХ века, в котором некогда находился суд:
А в этом здании, построенной в 1906 году, ранее располагалась Королевская реальная школа, а в советский период - матросский клуб Балтийской ВМБ:
А это Собор Георгия Победоносца в здании бывшей лютеранской кирхи, построенной в 1866 году:
Идём дальше в сторону железнодорожного вокзала. Наша цель - поиск ресторанчика для ужина.
По дороге любуемся старыми зданиями:
По адресу проспект Ленина, д.1А расположено одно из зданий бывших пехотных казарм Пиллау, построенных в 1904 году:
Это здание казармы "Север":
По адресу пр-кт Ленина, д.16А расположено неплохое заведение - кафе "Станция". Особую атмосферу этому заведению создаёт старая немецкая водонапорная башня:
Ну и кухня замечательная. Особенно понравились блюдо "Королевская сковородочка" и медовик собственного приготовления:
Ну а мы, уставшие, но довольные, возвращаемся домой. Решаем пройтись пешком, благо вечер тёплый и приятный. Ложимся пораньше, чтобы утром следующего дня отправиться на Балтийскую косу...
Утро встретило теплом и солнцем...и работой. Мужа буквально завалили звонками и организационными вопросами. Ни о каком выходе из дома пока не могло быть и речи: нужны были быстрый интернет и ноутбук. Поэтому и я погрязла в рабочей рутине, помогая супругу быстрее решить текущие вопросы.
К сожалентю, быстро не получалось. И чтобы не скучать, я одна отправилась на берег моря.
Балтику штормит, море неспокойное:
Зато кайтеры в восторге:
Прошу добрых людей сделать фото хорошего человека:
Прекрасно провожу время: всегда же интересно с умным человеком.
Сижу на скамеечке, любуюсь морем:
Даже собака отдыхает на море! А Вы?
Наконец-то выходим из дома. Нам нужно на паром, который через канал перемещает горожан и туристов на западную часть Балтийска.
Балтийский канал делит город на две части: материковую и район на оконечности Балтийской косы.
Вызываем такси и едем на паромную переправу.
Покупаем билеты на паром в 14.00 по цене 70 рублей с человека туда и обратно.
У нас ещё 20 минут до начала посадки, поэтому решаем пойти к лебедям.
Идём по набережной мимо памятника Петру I:
Лебеди на месте. Ждут нас:
Садимся на паром, битком забитый машинами и людьми. Не представляю, какой ажиотаж творится летом.
Паром идёт всего 5 минут и является единственным средством перемещения пассажиров и автомобилей с одной стороны Балтийска на другую.
Летом частники на катерах за 100 рублей также перемещают туристов из центра города на Балтийскую косу, но во время штормов на такой способ передвижения расчитывать не стоит.
Ну а мы отходим от пристани и держим курс на косу:
До парома в обратную сторону у нас 2 часа. А посетить хочется и Южный мол, и Западный форт, и руины старой немецкой авиабазы.
Поэтому берем напрокат велосипеды. Пункт проката размещён прямо вблизи паромного терминала:
Через канал виден центр города:
А мы заезжаем на Южный мол:
Штормит. Тетраподы на страже мола от непогоды:
Едем прямо в море:
Бакланы облюбовали защитные заграждения:
Балтика волнуется:
Мимо такого красавца проехать просто невозможно:
Времени у нас осталось мало. Поэтому держим курс на руины Западного форта.
Форт «Западный» на Балтийской косе был построен в 1869-1871 годах. Он входил в систему оборонительных сооружений Пиллау и предназначался для прикрытия пролива, по которому корабли входили в Кенигсберг.
В разные годы форт вооружался орудиями разных типов и калибров. Гарнизон состоял из пехотной роты, артиллерийских расчетов и саперных подразделений. За свою историю ему не пришлось участвовать в боевых действиях. После взятия советскими войсками Пиллау и высадки десанта на косу в апреле-мае 1945 года форт был блокирован и капитулировал.
Сейчас форт никак не используется и до недавнего времени постепенно разрушался.
Но сейчас ведутся работы по укреплению береговой линии и не за горами реставрация фортификационного сооружения.
Заходим во внутренний двор форта и устремляемся на его крышу:
Море способно уничтожить даже такое масштабное сооружение:
Вид на форт, Балтику и Южный мол:
Спускаемся вниз. Устраиваем небольшую фотосессию в полуразрушенных помещениях:
Нагулялись и полезли купаться в холодные балтийские воды.
Долго в воде не сидели, но, тем не менее, на купание затратили минут 30.
Времени до отправления парома осталось минут 25. А нам ещё ехать 10 минут.
Увы, времени на посещение старой немецкой авиабазы не осталось. Нам же ещё велосипеды сдавать и прокат оплачивать.
Мчим на всех парах в сторону паромного терминала!
Успели!
Паром отходит от причала в 16.10.
Паромчик идёт за нами:
От беготни и велоспорта разыгрался аппетит.
Прямо возле кассы на паром находится неплохое заведение "Туристик Бар Палуба". Мест в нём немного. Поэтому неясно, как заведение справляется с потоком туристов в летний сезон.
Заказываю камбалу на гриле:
Восторг!
Ну, за отдых!
Есть - так есть...Когда ещё получится?
Поэтому со спокойной совестью заказываю себе тортик и кофеёк:
Ну а после позднего обеда или раннего ужина решаем (решаю) пешком дойти до дома. Заодно и город посмотрим.
Проходим мимо крепости Пиллау:
Попасть туда можно только с организованной экскурсией, которая начинается в 13.45 четыре раза в неделю. Увы, мы не успели. Ну, значит, точно вернемся!
Идём по улице Красной Армии.
Отлично отреставрированные довоенные постройки:
Еще одно узнаваемое сооружение города – водонапорная башня, входящая в комплекс Пехотных казарм. Ее построили в 1905 году, чтобы обеспечить местных жителей водой:
А мы идём в сторону дома через парк имени адмирала Арсения Головко. Парк благоустроен. Хорошие дорожки, скамейки, места для отдыха.
Хочется попрощаться с морем Балтийска. Идём на пляж провожать солнце:
Высшее наслаждение для глаз - закат на море. Высшее наслаждение для ушей - шум волн.
Уходить не хочется. Но надо: на следующий день у нас запланирована обширная экскурсионная программа, переезд в Калининград и встреча с друзьями...
Ещё пару минут посидим на пляже...
Пора!
Едем на такси в супермаркет Спар (улица В. Егорова, д.10). Покупаем еду на ужин, подарки друзьям и их детям. И домой. Нам предстоит собрать рюкзаки и хорошенько выспаться.
Наше путешествие по Калининградской области продолжается!
Ну а Балтийск запал в моё сердце. Очень хочется вернуться сюда уже летом. Надеюсь, что мечта моя исполнится.