Я тут наткнулся на заметку из журнала "катера и яхты" за 72 год о новом подвесном лодочном моторе "Салют".
Наверняка многие водномоторники знакомы с этим агрегатом:
- 2 лошадиные силы,
- прямозубые шестерни в редукторе которые создают дополнительный шум,
- 2 тактный мотор с электронным зажиганием (прямо скажу, не самое надёжное магнето МБ-1)
А чего хотеть от технологий 70-х годов прошлого века? Те же эвинруды в то время тоже были не такие технологичные, как сейчас.
Всё так, но обратите внимание на цену.
Цена мотора 170 рублей за мотор!
Что такое 170 рублей в то время? Это не кислые такие деньги. Среднемесячная зарплата по стране тогда - 130 рублей.
Сегодня среднемесячная зарплата по стране - 87740 рублей.
Аппроксимируем цену мотора в 1972 году на среднемесячную зарплату сегодня и получаем стоимость мотора "салют" в сегодняшних ценах (170/130)*87740 =114736 рублей.
Кто же его купит?
За эти деньги сегодня можно купить 4 тактный японский мотор 5 лошадей или вполне приличный китайский на 10 лошадей.
Эффект масштаба предприятия. Когда моторы сузуки или ямаха поставляются по всему миру сотнями тысяч штук, можно позволить себе купить станки под каждую шестерню. Эти станки будут делать только одну шестерню, но очень быстро и дёшево. Сам станок при этом может стоить космических денег, но в пересчёте на количество произведённых деталей - мелочи.
Затраты на разработку мотора так же «размазываются» на миллион экземпляров и в цене каждого мотора это совсем не много.
Короче говоря, по законам рыночной экономики, наши отечественные моторы должны были либо продаваться по всему миру (а для этого они должны быть конкурентными по качеству), либо вымереть, как динозавры.
Печально, но всё пошло по второму сценарию.
Есть ли второй шанс у Российского лодочного мотора?