В обществе существует мнение, что в паре гиперактивного и спокойного ребёнка высокий уровень внимания больше присущ второму, и именно вторые более успешны в учёбе и могут радовать родителей отличными оценками. Сейчас попробуем развенчать этот миф!
ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?
Давайте сначала разберёмся, что такое внимание, и в чём его роль в формировании личности ребёнка. Внимание - это способность увидеть или услышать, что происходит вокруг, а потом осмыслить и понять. По факту внимание - это основа качественной интеллектуальной деятельности, т.к. без первичной обработки, информация просто не будет задерживаться в сознании ребёнка, а значит и не будет памяти и других когнитивных функций. Многие считают, что интеллект это набор энциклопедических знаний, но это далеко не так. Интеллект - это высокая функциональность мозга, с такими развитыми способностями, как внимание, память и самоконтроль, а также способность к анализу и критическому мышлению, без достаточного развития которых, говорить о развитом интеллекте сложно. Уровень внимания имеет свою шкалу от низкого до высокого. Очевидно, что чем выше уровень внимания, тем более успешен ребёнок в своём взаимодействии с окружающим миром.
Для многих родителей счастье иметь спокойного ребёнка, - сильно не донимает, не нарушает спокойствие, что говорят, то и делает. Активные же дети доставляют много хлопот и неопытному родителю сложно справиться с неуправляемым ураганом. Если посмотреть поверхностно, то, чтобы эффективно воспринять информацию, нужно как минимум остановиться, успокоиться, потом увидеть, услышать и осознать. Конечно кажется, что спокойный ребёнок больше склонен к таким действиям, чем ребёнок активный. Родители энергичных детей, как правило, выбирают им путь связанный с физической активностью, делая упор на спорт, не уделяя внимание развитию интеллектуальному. И очень зря! То же самое касается и родителей спокойных детей, которые наоборот лишают своих чад физической активности, думая, что он вырастет "академиком" и спорт ему ни к чему.
РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.
Примерно год назад к нам в школу пришла девочка, мама которой была уверенна, что математика это не её, т.к. в обществе существует миф, что математика это скучно и нудно. Попала она на пробный урок случайно и с тех пор математика это её любовь. Амелия очень открытый, искренний и очень активный ребёнок, занималась пением, танцами и даже озвучкой в студии звукозаписи, на тот момент ей исполнилось 5 лет. Первое время она не могла усидеть на месте дольше 15 минут, но при этом она быстрее всех выполняла все задания, придумывала себе ещё несколько дел и все их выполняла. Больше всего поразил уровень внимания этой девочки, насколько точно она воспринимала информацию, которую ей говорил педагог, быстрее всех прорешивала строчки примеров с необычайной точностью. Её активность приобрела упорядоченность на занятиях, это уже был не хаос, который сложно усмирить, это была скорость, направленная на быстрое эффективное выполнение поставленных задач. Со временем она стала и более дисциплинированной на уроке. В конце учебного года Амелия стала чемпионкой в своей категории в Региональной Олимпиаде по ментальной арифметике и сейчас продолжает занятия, демонстрируя свои поразительные способности. Могу привести ещё много примеров активных детей, которые демонстрируют высокий уровень внимания и склонность к развитию высокого интеллекта.
В противовес таким детям, в моей практике встречались дети, которые, наоборот, были очень спокойными, но при этом уровень их внимания был на крайне низком уровне. Однако, самые распространенные это примеры спокойных и очень внимательных детей и примеры гиперактивных и не внимательных детей.
ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ.
Если ваш ребёнок активен, это не значит, что он не способен к интеллектуальной усидчивой деятельности, просто его активность нужно систематизировать, направить на развитие высших психических функций. И наоборот, если ваш ребенок спокойный - это совсем не гарантия его успешной учёбы в школе и вообще успешной учёбы где бы то ни было. Любой навык - это навык тренируемый, и развитие высших психических функций доступно каждому.