Найти в Дзене
Международная панорама

Беспорядки на Шри-Ланке приводят к власти аутсайдера

Оглавление

Новый президент возглавляет партию с марксистскими корнями

Прошло два года с тех пор, как Шри-Ланка, страдающая от ковида, чрезмерных заимствований и ряда политических просчётов, объявила дефолт по своим долгам. Инфляция взлетела, рупия упала в цене, а запасы топлива закончились. Массовые протесты свергли дружественного Китаю президента Готабайю Раджапакса, который тут же бежал на Мальдивы. Теперь всё не так ужасно. Лидеры обуздали инфляцию, добились спасения от Международного валютного фонда и достигли соглашения с кредиторами страны о реструктуризации её долгов.

Тем не менее многие жители Шри-Ланки продолжают требовать фундаментальных перемен. Их возмущает не только жёсткая экономия: они также сыты по горло коррупцией и кумовством, которые они наблюдают среди элиты страны. Все это объясняет победу Ануры Кумары Диссанаяке, аутсайдера из партии с марксистскими и повстанческими корнями, на президентских выборах 21 сентября. Он набрал 42 % голосов, опередив во втором туре Саджита Премадасу, сына бывшего президента. Действующий президент Ранил Викремесинге (шесть раз занимавший пост премьер-министра) выбыл из борьбы в первом туре, набрав всего 17 %. Этот результат стал крупнейшим электоральным потрясением Шри-Ланки с момента обретения ею независимости от Великобритании в 1948 году.

В отличие от большинства предыдущих лидеров Шри-Ланки, Диссанаяке, также известный как AKD, происходит из скромных корней. Он сын подённого рабочего в сельской местности Шри-Ланки. Он стал первым президентом от партии «Джанатха Вимукти Перамуна» (JVP), которая возглавляла два неудачных восстания в 1970-х и 1980-х годах, прежде чем отказалась от насилия. Хотя он заседает в парламенте с 2000 года, его единственный опыт работы в правительстве - это год, проведенный в качестве министра сельского хозяйства два десятилетия назад. Когда он баллотировался на пост президента в 2019 году, то получил всего 3% голосов.

На этот раз он привлек внимание избирателей, пообещав, что пересмотрит условия парнёрства МВФ, а также пообещав обуздать коррупцию и вернуть деньги, которые, как он утверждает, были украдены из страны предыдущими лидерами (в частности, Раджапаксой и его братом Махиндой, который был президентом с 2005 по 2015 год). «Мы будем упорно работать, чтобы восстановить доверие, которое люди потеряли к политике, - сказал Диссанаяке в своей инаугурационной речи. - Я не волшебник, не чудотворец. Есть вещи, которые я знаю и не знаю. Но я обязуюсь всегда поступать правильно и возглавить коллективные усилия по восстановлению нашей страны».

Мандат Диссанаяке, возможно, и ясен, но его способность обеспечить перемены гораздо менее очевидна. Викремесинге предупредил, что попытка пересмотреть программу МВФ приведёт к задержке следующего транша кредита в размере около 350 млн долларов, который должен быть предоставлен в октябре. Другие участники говорят, что, вероятно, есть возможность изменить налоговые ставки и другие части существующего плана правительства по выполнению контрольных показателей МВФ. Но такие незначительные изменения вряд ли удовлетворят избирателей. Более существенные изменения могут также потребовать пересмотра сделки по реструктуризации долга с кредиторами Шри-Ланки, последняя часть которой (с держателями облигаций) была согласована только что, 19 сентября.

Диссанаяке также может столкнуться с трудностями в борьбе с коррупцией. Это будет особенно трудно, если его коалиция «Национальная народная власть» (ННП) не добьется успеха на следующих парламентских выборах, которые могут состояться уже в ноябре. Согласно конституции Шри-Ланки, президент назначает премьер-министра, который должен быть членом парламента (как и все министры). В настоящее время у НПП всего три места в парламенте. Неутешительный результат заставит Диссанаяке сформировать коалиционное правительство с более авторитетными партиями. Их члены могут не разделять того же рвения в борьбе с коррупцией.

Результат выборов может нарушить внешние связи Шри-Ланки в период растущей геополитической напряженности в регионе. В прошлом JVP имела тесные связи с Китаем. До недавнего времени она яростно выступала против индийского влияния в Шри-Ланке. Это может вызвать беспокойство у Индии, которая за последние два года восстановила свое влияние на острове после более чем десятилетнего периода, когда Китай добился значительных успехов благодаря военной помощи и кредитованию портов и других инфраструктурных проектов.

В последнее время JVP стала выступать за хорошие отношения с обоими азиатскими гигантами. В феврале Диссанаяке посетил Индию и встретился с ее министром иностранных дел Субрахманьямом Джайшанкаром. В своей первой речи в качестве президента Диссанаяке заявил, что его правительство будет «работать со всем миром», невзирая на геополитические разногласия. И Нарендра Моди, премьер-министр Индии, и Си Цзиньпин, лидер Китая, прислали сообщения, в которых поздравили победителя с победой.

Диссанаяке, вероятно, постарается поддерживать отношения Шри-Ланки с Китаем, Индией и Америкой в сбалансированном состоянии, говорит Паикиасоти Сараванамутту из Центра политических альтернатив, аналитического центра в столице страны Коломбо. Ближайшая задача нового президента - доказать сторонникам и противникам, что он и его партия могут грамотно управлять страной, несмотря на почти полное отсутствие опыта пребывания у власти. Но давление, требующее выполнения его предвыборных обещаний, может быстро усилиться как со стороны простых шриланкийцев, так и со стороны старой леворадикальной гвардии его собственной партии.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!