Найти тему
АиФ Удмуртия

Волонтёры дружбы. Школьники и студенты помогают национальным объединениям

   В 2023 году в регионе начал работать уникальный и очень интересный проект – корпус этноволонтёров.
В 2023 году в регионе начал работать уникальный и очень интересный проект – корпус этноволонтёров.

Понимание других народов помогает лучше узнать самих себя. Казалось бы, парадоксальное утверждение, но это так. Всё больше ребят из Удмуртии знакомятся с представителями самых разных национальностей, живущих в республике, и узнают о разнообразии и богатстве культур родной земли. В прошлом году в регионе начал работать уникальный и очень интересный проект – корпус этноволонтёров. Его участниками уже стали множество ребят, старших школьников и студентов.

Мы поговорили с координатором Регионального корпуса этноволонтёров Романом Серовым о том, как знакомство с другими культурами меняет подростков.

Гербер, Семык, Сабантуй

– Расскажите о проекте. Кто такие этноволонтёры?

– Проект зародился в 2023 г., на первом молодёжном этноакселераторе «БУД» (обучающая программа для молодых активистов национально-культурных объединений. – Авт.). Мы получили поддержку Фонда президентских грантов и начали работать. РРРебята помогают национально-культурным объединениям в Удмуртии. У нас их зарегистрировано более сорока двух. Ребята работают на различных мероприятиях, которые проводят эти объединения, Дом дружбы народов, Министерство национальной политики. Помогают в проведении больших праздников: удмуртского Гербера, марийского Семыка, татарского Сабантуя и т. д. Очень важно, что наши этноволонтёры выполняют просветительскую функцию – рассказывают своим друзьям, одноклассникам о тех событиях, в которых участвовали, и о народах, с которыми общались. Ещё одна важная работа – это помощь национальным объединениям в общении друг с другом. Для этого волонтёры проходят обучение межкультурной коммуникации и этномедиации (урегулирование конфликтов на межнациональной почве). Мы нацелены на то, чтобы ребята постоянно повышали свои компетенции. Не только помогали разным народам, но и узнавали много нового. Это помогает лучше подготовить их ко взрослой жизни.

   Волонтёры во время помощи в организации праздника знакомились с культурой народа. Фото: Из личного архива/ Роман Серов
Волонтёры во время помощи в организации праздника знакомились с культурой народа. Фото: Из личного архива/ Роман Серов

– А что именно делают ребята? Какие задачи они выполняют?

– Обычно волонтёры встречают гостей, ориентируют их, рассказывая, где и какие площадки находятся, могут провести небольшую экскурсию по территории. Например, в этом году они помогали в организации молодёжного праздника совершеннолетия – Эру (он проходил во время Гербера). Праздник проводился в формате соревнования по станциям для команд из районов республики. Наши этноволонтёры стояли на станциях и давали задания участникам. Во время праздника Гербер ребята очень помогали. Им нужно было принести благодарности, помочь расставить реквизит, декорации. Казалось бы, простые обязанности. Но так как они были включены в большой проект, то уже в процессе знакомились с культурой народа. В итоге работа имеет большой эффект.

Приводят друзей

– Как много ребят участвуют в проекте и как они о нём узнают?

– Сейчас у нас в корпусе этноволонтёров 250 человек. Конечно, не все могут быть постоянно активными. Всё-таки это дело добровольное, но по возможности участвуют в разных проектах. Узнают о нас из группы в соцсети «ВКонтакте», также мы проводим занятия и семинары в районах республики. В этом году открыли экспериментальную образовательную площадку в Республиканском лицее-интернате в с. Италмас. Мы выезжали, проводили занятия, и потом ребята проходили стажировку в Доме дружбы народов. Бывает, конечно, что ребята приводят друзей, некоторые звонят и спрашивают, чем у нас можно заняться. Мы предлагаем вступить в наш корпус.

– А сколько лет участникам проекта?

– В основном это старшие школьники – 9-11 класс, есть студенты колледжей и вузов. Что очень интересно – есть среди этноволонтёров и иностранные студенты, которые учатся в УдГУ, Медакадемии, ИжГТУ и т. д. Это ребята из Узбекистана, Таджикистана, Индии, был волонтёр из Индонезии. Благодаря проекту они узнают о культуре Удмуртии и народах, которые у нас живут.

Похожие черты

– Есть что-то, что им кажется необычным?

– Иностранные студенты очень удивляются, когда узнают, что здесь проживает столько народов. Изначально они думали, что в России живут только русские. А когда говоришь, что в Удмуртии более ста народов, это их поражает. Они даже и не думали, что в таком небольшом регионе так много национальностей. Некоторые иностранцы замечают у других народов похожие черты. Например, индонезиец говорил, что в удмуртском есть слова, которые напоминают те, которые есть в его родном языке. И потом наши иностранные волонтёры начинают с интересом узнавать о народах, которые у нас живут. Причём им интереснее общаться вживую, чем смотреть фильмы или читать. Представители национальных объединений тоже рады такому диалогу. В итоге всем интересно и все получают от этого общения пользу. Они обмениваются контактами и потом некоторые даже продолжают взаимодействовать.

   Иностранные волонтёры с интересом узнают о народах, проживающих на территории Удмуртии. Фото: freepik.com
Иностранные волонтёры с интересом узнают о народах, проживающих на территории Удмуртии. Фото: freepik.com

– Как меняются ребята благодаря такой работе?

– Они становятся более ответственными, потому что им поручают какие-то задачи. Возможно, не столь сложные, но все-таки взрослые. Новички сначала удивляются, узнавая много новых фактов о других народах и традициях. Это делает их более внимательными друг к другу, они проникаются уважением к другим народам. Работа на мероприятиях предполагает навык внимания к деталям, чтобы не было ничего, что могло бы обидеть представителей разных национальностей. Также вижу, что наши этноволонтёры становятся заботливыми, открытыми, всегда готовыми помочь людям. В них открывается множество положительных качеств. Конечно же, у них повышается чувство, как бы это ни было громко сказано, патриотизма, так как они больше узнают о своей малой родине. И в итоге я вижу, что они проникаются любовью к Удмуртии.