Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Экзамен в университет. Сочинение. Вступительный экзамен по истории. Экзамен по литературе и русскому.

Оглавление

Леонард Ремпель

Предыдущая глава: https://dzen.ru/a/ZvMph_kVXCWq6vfa

Экзамен в университет. Сочинение


   Университет ошеломил меня, но не великолепной оградой из кованных решёток, которые обрамляли весь университетский корпус и парк, а тем, что около входа бурлила весёлая, взволнованная толпа из красивых девушек и юношей. Девушки конечно больше взволновали.    Представьте себе молодого человек, который вообще почти не видел девушек и женщин полтора года, а тут пожалуйста, на расстоянии вытянутой руки была девушка, да не одна.
 Я конечно очень стеснялся, ну просто ужас как. Парадную форму мне не дали! Я правда и не просил. Я вообще был рад, что мне старшина дал увольнительную и я смог прийти на сдачу экзамена.
В зале ,для сдачи экзамена,  посадили около ста человек. Каждого за отдельный стол. Дали совершенно чистую бумагу с штемпелем, ручку, сказали, что за любое нарушение, за появление шпаргалок, каких-то чистых листов, которые не относятся к тем, что были выданы, любой поступающий будет лишён возможности поступления в университет в этом году.
На доске появились темы:
1. Катерина – «Луч света в темном царстве»
2. Обломов и Штольц.
Третья тема была свободной.
3. «Без пользы жить, безвременная смерть» - Гете.
Я обрадовался, темы мне близкие и знакомые. Образ Катерины сложный, чувствительный, чистый, возвышенный, романтичный, довольно таки смелый, мне был мил. Даже её суеверность, не портила его.
Катарина наделена ярким воображением, она мечтательна и эмоциональна. Слушая различные истории, она как бы видит их наяву. Ей часто снились райские сады и птицы, а когда она входила в церковь, то видела ангелов. Даже речь ее музыкальна и напевна, напоминающая народные сказания и песни.   Недаром Н.А. Добролюбов назвал ее “лучом света в темном царстве”.  Катерина самая привлекательная из тех персонажей, что описал А. Н. Островский в своей пьесе «Гроза».
      Естественно мне нравился образ Кулибина, а больше то и назвать то некого, ну не муж –тряпка Катарины, не говоря о хаме, тупице и самодуре Дикому или такой не понимающей людей Кабанихе. Я презирал и Бориса, за его бесхребетность и не способность оценить, на какую жертву идёт Катерина, любя его.   Она не хочет и не может обманывать и прямо заявляет:
-Обманывать-то я не умею; скрыть-то я ничего не могу!
 Любовь к Борису — это все для Катерины: тоска по воле, мечты о настоящей жизни. И во имя этой любви она вступает в неравный поединок с “темным царством”. Она не воспринимает свой протест как возмущение против целой системы, даже не задумывается об этом. Но так устроено “темное царство”, что любое проявление независимости, самостоятельности, достоинства личности воспринимается им как смертельный грех, как восстание против их основ господства самодуров. Именно поэтому пьеса заканчивается смертью героини: ведь она не только одинока, но и раздвоена внутренним сознанием своего “греха”.
    Гибель такой женщины — это не крик отчаяния. Нет, это нравственная победа над “темным царством”, сковывающим свободу, волю, разум. Самоубийство, по учению церкви, не прощаемый грех. Но Катерина уже не боится этого. Полюбив, она заявляет Борису:
 -Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда.
А последними ее словами были:
-Друг мой! Радость моя! Прощай!
       Вторая тема «Обломов и Штольц» была для меня много лет очень болезненной. Я боялся быть похожим на Обломова. Видимо черты характера Обломова были мне присущи, я хотел быть похожим на Штольца, но вместе с тем я почему-то все время не мог отдать мою еще воображаемую, а потом реальную «Ольгу», этому энергичному Штольцу.
 Эти противоречия очень сильно, раздирали порой мою душу.
      Третья тема «Без пользы жить безвременная смерть!» захватила сразу. Мне было 20 лет. Вся жизнь впереди.  В этой теме можно было сослаться на жизнь Обломова, который желал жить лишь в покое. Вкусно есть и сладко спать. Чтобы никто не нарушал его покоя. По идее жизнь никчёмная, похожая на смерть. Я написал там и про Штольца и про Обломова, сравнил их жизни. Написал, что самое главное, надо жить как Данко – для людей, не щадя своей жизни.
 «А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь... — Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. — Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.»
И хоть люди не заметили смерти Данко, но он совершил подвиг.  Естественно и о Павке Корчагине написал:   
« Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества.»
     Меня волновал смысл жизни — вот поэтому я взял для написания экзаменационной работы образы вышеперечисленных героев с их достоинствами и недостатками.
По залу ходили ассистенты, они потихоньку выводили людей, которые нарушили правила. Таких оказалось 8 человек.  Иной раз возле меня останавливалась очень красивая, приятная женщина, лет около тридцати. Когда я написал своё сочинение, и проверил. Она подошла ко мне и тихонько, дотронулась пальчиком до одного слова и ещё в одном месте. Сама доброта спешила мне на помощь.  Не было запятой и была ошибка в слове.
Из 39 человек, в том списке, куда я был записан, сдали сочинение на 4 лишь я и еще одна девушка, еше одиннадцать сдали на три. Остальные сдали на двойки и единицы.
Конкурс был двенадцать человек на место.

Вступительный экзамен по истории

Я поступал в университет можно сказать экспромтом.   Восьмилетку закончил в школе №14 города Кургана, в которой был просто блестящий состав учителей.  А среднее образование получил уже вечерней школе.   Ни в какие подготовительные классы я не ходил и для подготовки к вступительным экзаменам имел лишь учебники литературы и истории. И время где-то пару недель, да и то не надо забывать, что я был рядовым в армии, это вам не у себя дома, под крылом заботливой мамочки. То, что я очень много читал разных научных журналов, то это конечно очень много значило тоже. Уже с пятого класса, читал журнал «Семья и школа» всякие журналы по медицине, много книг по истории, журналы «Вокруг света», «Наука и жизнь» и т. д.
Мне предстояло сдать второй экзамен- историю.
Моя учительница по истории и географии Мальцева Нина Варламовна поступила со мной будем говорить мягко нехорошо, конечно она уже умерла, и по идее ни каких претензий к ней уже не может быть. У неё остались два прекрасных сына, у которых прошу прощения, за то, что пишу.  Но пишу то что было. Она была женщина вздорная, историю не знала.  Для неё надо было лишь отвечать по учебнику. Хорошо с её уроков помню лишь то, как у неё болели сыновья, то свинкой, то корью, то она везла к одному врачу сына, то к другому, что у неё замёрзла картошка и лук в погребе, и вот все в таком же духе. Дома я почти никогда не готовил историю. Только лишь на перемене быстро просматривал материал, который надо было ответить.  Помню, что иной раз голова начинала чесаться, и возникало желание, чтобы она спросила только не меня. 
 Когда она, глядя в класс говорила:
- А отвечать пойдёт?!  -    я открывал учебник под партой и лихорадочно старался запомнить то что видел в щель между крышкой и столешницей. 
-Пойдет?-  Повторила она и начинала оценивать кого бы вызвать? ... эта бегала за булочками, та ещё, что-нибудь хорошее для нее сделала, в общем она выбирала жертву, кто для неё ничего хорошего не сделал, а это был я.  Учебники открывать было нельзя, за этим она следила очень строго.   
-Отвечать пойдёт …?- она внимательно оглядывала класс…,все цепенели  Помню один случай.

 В очередной раз я  положил учебник на колени, и в щель между крышкой и самой парты, просто фотографировал, то что там написано.
-Отвечать пойдёт! …- повторила она, при этом внимательно оглядывала класс…, продолжая ходит и мучать нас. И вот она видит меня, который буровит взглядом какую-то щель.
-Ремпель !...Ты должен смотреть на учительницу, когда она обращается к классу!-слышится возмущённый, голос Нины Варламовны, которому нельзя не подчиниться.
Делать нечего, я начинаю просто пожирать её глазами. Ну обидно же, что она не понимает, как это тяжело терять время, когда могут спросить.
 Нина Варламовна, продолжает всматриваться в класс, но теперь она не может выбрать другую жертву, кроме меня.
-Ремпель, что это такое? Ты как-то подозрительно на меня смотришь!  Я ведь не твоя любимая девушка! -  Заулыбалась она, довольная своей шуткой.
- Ну если ты так хочешь, то иди отвечай! 
 У меня уже было 12 оценок одна тройка и остальные были четвёрки, которые поставила она в течении четвертой четверти.  А получил я столько оценок, потому что отвечал на её вопросы, которые она задавала классу. И у многих вообще было всего по две оценки или три, я это чётко помню, потому что изучил журнал на перемене.
Трояк был законный, я тут ничего не скажу. Но дело было в том, что она вывела мне трояк за четвертую четверть и несмотря на то, что за первую, вторую и третью четверть у меня были четвёрки, выставила тройку за год и на этом основании поставила тройку в аттестат за восьмилетнюю школу. Примерно ту же комбинацию она провела и с оценками по Географии, так что у меня было две тройки за восьмой класс.  Тройки (даже одна) в свидетельстве об окончании восьмилетней школы, в те времена не давали право учиться дальше в дневной школе. Не буду тут обвинять Нину Варламовну, что из-за неё я не пошёл в 9 класс нормальной школы.  В то время, в 15 лет я сам не знал, что я хочу. Скажу коротко, по тем временам, я знал географию на пять, а историю на твёрдую четверку.   
     Перед классом, где сдавали историю,  толпа бывших школьников.   Я в своей солдатской робе, хоть и чистой, встал чуть поодаль.   Совсем рядом стоит группа офицеров, человек пять, они весело о чём-то говорят.  Среди лейтенантов, один майор.  Я конечно не рискую к ним подойти. Кто они? Да они офицеры! А кто я? Я рядовой солдат стройбата. Не много горько, но ничего не поделаешь как говориться со свиным рылом не лезь в калашный ряд.
 Вызвали майора, потом лейтенанта, потом нескольких школьников. Прошло какое-то время, красный, возбуждённый, счастливый выходит майор.
Офицеры бросаются к нему:
-Ну как?
-Да все отлично. Сдал на пять!
-Поздравляем товарищ майор! С вас пол-литра!
-Да поставлю! Какие проблемы! Прямо пруха какая-то пошла! Майора дали вне очереди, теперь вот тут везёт. Они ещё о чём-то говорили. Вышел лейтенант красный, потный.
-Не сдал я! Ну не знал я этих вопросов, хоть убей! Ни одного не знал.
Вызывают меня. И вдруг майор, бравый крепыш не высокого роста глядя на меня все ещё не отошедший от того счастья, от сданного на отлично предмета история, говорит мне:
-Солдатик! Иди в правый ряд и садись за предпоследний стол!
Я так и сделал.
Но перед этим вытянул билет.
Было всего три вопроса.
1.Общественная и политическая жизнь Российского общества в 30-50 годы 19 века?
2.Апрельские тезисы – основные положения.
3.Третий вопрос не помню.
Второй вопрос для меня был известен. Я его знал, очень хорошо. В «Апрельских тезисах» были сформулированы основы ленинизма. Это бы план борьбы за перерастание буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, предложенный В.И. Лениным в апреле 1917 года.
Поэтому я быстро набросал десять пунктов этого плана. 
1.Резкая критика войны («кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала»), абсолютный отказ от «революционного оборончества»;
2.«Буржуазно-либеральная» стадия революции завершена, и следует переходить к революции «социалистической», в ходе которой власть должна перейти в руки пролетариата и беднейшего крестьянства;
3.«Никакой поддержки Временному правительству»;
4.Необходимость противостояния блоку мелкобуржуазных оппортунистических элементов при одновременном продвижении лозунга о необходимости перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов;
5.Не парламентская республика, а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху, с упразднением полиции, армии и бюрократического аппарата и замене постоянной армии всеобщим вооружением народа;
6.Аграрная реформа — конфискация всех помещичьих земель и национализация всех земель в стране;
7.Банковская реформа — слияние всех банков страны в один общенациональный банк, подконтрольный Советам рабочих депутатов;
8.Контроль Советов за общественным производством и распределением продуктов;
9.«Партийные задачи» РСДРП(б) (включая переименование в Коммунистическую партию);
10.«Обновление Интернационала».
А вот на первый вопрос я изо всех сил пытался хоть, что-то вспомнить. Я знал, что Герцен в 19 веке, был заметной фигурой, в общественной жизни России. Он занимался , с друзьями  изучением русской истории, усвоением идей Сен-Симона (утопический социализм которого Герцен считал тогда наиболее выдающимся достижением современной ему западной философии) и других социалистов. Знал что   Герцен  в Лондоне, издавал еженедельную газету «Колокол». Ну и что с этого? Ведь не один Герцен, определял общественно –политическую жизнь России в те годы?
Вспомнился майор, зачем он приказал садиться на это место? Заглянул в стол. О Боже! В столе была вся изорванная на клочки огромная книга по истории.
Спасибо Нина Варламовна, за то, что я у вас прошёл начальные уроки чтения под столом! Чудом нашёл в этих клочьях нужную тему, а там было страниц пять и впился в эти страницы.
Очнулся от очень приветливого и доброжелательного голоса высокого, красивого, интеллигентного мужчины, который стоял рядом со мной:
-Я вижу молодой человек, что вы уже готовы!
Нет я был не готов к тому, чтобы меня с позором вывели из класса, ведь я помнил, как выводили людей из зала, где сдавали письменный экзамен по литературе, за списывание со шпор.
Резко прогнувшись животом, я отправил этот хлам в конец нищи стола, взял свои листки и пошёл за преподавателем. Он привел меня к столу, где сидела еще одна преподавательница.
-Профессор Прохоров, ( имя отчество забыл.)- представился мужчина!
-Отвечайте на первый вопрос! – сказал он.
Я не знаю видел ли он то что я читал под столом книгу, думаю, что видел, и бесконечно благодарен ему за его человечность. Для меня этот человек является разрушителем тех стереотипов, которыми была довольно таки основательно, заполнена моя голова. Я помню какое влияние оказала на меня книга Виктора Гюго «Отверженные». Особенно то, что сделал епископ Мириэль Диньской. Своей ложью полицейским о том, что каторжник Жан Вальжан оказывается не украл у него серебряную посуду, а эту посуду епископ подарил этому «отверженному» человеку, этот епископ спас Жана Вальжана от жестокой каторги, и изменил отношение этого человека к людям. Естественно я не был преступником, и людей я любил, и Родину тоже.
-Успокойтесь! Что вы можете сказать по первому вопросу? - его такой доброжелательный спокойный голос, просто оживил меня.
- В общественной жизни России в 30-50 годах 19 века были две доминирующие философские мысли, которые выражали западники и славянофилы. - Начал я.
-Между ними был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства. -продолжил я.
-Ну и в чём заключался, этот раскол? - спросил профессор.
-Западники, а к ним относились Тургеньев, Чичерин считали, что Россия должна следовать примерам развития западной Европы.
А славянофилы, к которым относился Герцен, Аксаковы, Самарин считали, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.
В духовной сфере славянофилы взяли за основу Православие-как главную духовную опору, а западники взяли за основу, развитие просвещения, науки, техники, правового сознания.  У обоих было единое идейное воззрение. А это вера в возможность России в процветании, отмена крепостного права, и решительное отрицание революционного движения.
-У меня нет вопросов к этому молодому человеку! Я думаю, что он заслуживает оценки отлично! - обратился профессор Прохоров, к молчаливой женщине, которая сидела с ним рядом.
У меня не было ни каких восторгов по поводу моей четвёрки и пятёрки полученных на вступительных экзаменах, я хотел очень страстно поступить учиться в этот прекрасный университет.

Экзамен по литературе и русскому


В день сдачи экзамена по литературе и русскому, все явно желало, не допустить того, чтобы я попал на это, такое важное для меня мероприятие.
Самого экзамена я не боялся.  У меня была учительница по русскому и литературе, ну очень уж дотошная. Её звали Елена Михайловна Пескова. Она гоняла нас по правилам грамматики и синтаксиса. После контрольных, всегда был разбор ошибок, и тут она была очень настойчива, чтобы ученик понял свои ошибки. Меня даже заставила сидеть за учебниками пару недель, и учить правила разбора предложений, синтаксис.
Все началось с того, что старшина Беготский, просто на просто не дал мне увольнительной. К Косько обращаться было бесполезно, а майора Танчика не было в части. Обратиться к полковнику Ромашкину, командиру части, я не решился.
Пришел в свою мастерскую, там тоже, дело труба, назначили нового начальника мастерской, капитана Горбатенько. Он был такой педант, что даже думать обратиться к нему за увольнительной, было безумием.
Делать не чего, решил идти самовольно, на сдачу экзамена.  Пробираясь, среди хлама, гор земли, траншей, в строящихся гаражах, вышел к гаражу, где обычно стояли машины, на которых работали как гражданские, так и водители –стройбатовцы.  В одном из проулков, который я проходил, стояла машина. За рулём сидел жиганистого вида водитель, которому было где-то лет около 30. Было видно, что алкоголь, хоть и не лучший, но вполне обычный его друг. Рядом с ним сидел грузин, и на подножках машины, с двух сторон, стояли еше два грузина. Все грузины стройбатовцы.
-Отдай ключи! - и сразу же последовал, довольно таки сильный удар по зубам водителя, от грузина, который стоял на подножке, рядом с ним.
Сердце моё обожгло, от всего того, что я увидел.
Грузины отбирали машину, чтобы поехать куда-то, по своим делам.
-Вы , что делаете, оставьте его в покое?
Теперь грузины, обратили все внимание на меня.
-Шел бы ты своей дорогой!
-Слуший! Ты чего лизишь, туда куда не надо?
Я в самоволке, грузины тоже, им нужна машина, мне тоже, водитель, русский парень, явно не будет мне помогать в драке, мне было его жалко. Скрепя сердце, не солоно хлебавши, провожаемый злобными взглядами грузин, я продолжил свой путь.
Что за день то такой, несчастливый,-думал я идя по полевой дороге до шоссе.
Вдруг остановилась машина, в ней сидел солдат:
-Куда тебя подбросить?
-Мне надо в Саратов, прямо на площадь!
-Не могу туда ехать, но квартала за четыре до неё, я тебя доброшу.
Я был рад этому! Уже приближался к заветному университетскому зданию, опасаясь патрулей, когда на перекрёстке, остановилась нарядно наряженная «Волга». Из машины вышла красивая пара, и прелестная, красивая девушка – невеста, махнула мне рукой, как бы предлагая остановиться. Они оба подошли ко мне, и она протянула мне чудесный букет гладиолусов. Все это было для меня, как в каком-то кино. Но это было на самом деле.
Мне, обычному рядовому солдату, цветы.
-Это вам цветы, в знак памяти и уважения к солдату, к наследнику славных традиций наших отцов и дедов, которые не жалели крови и самой жизни, в защите нашей Родины. Она обняла меня и поцеловала в щеку. Её жених, тоже пожал мне руку,
-Служи так, чтобы Родина могла спать спокойно!
Я просто на просто растерялся! Но пожелать им счастья и счастливой жизни, все-таки догадался.
И вот иду я , с этим большим букетом, ну прямо , как тополь на Плющихе, только он стоит, а я привлекаю внимание всех прохожих, этими красивейшими и роскошнейшими гладиолусами, и боюсь патруля.
В моей группе, уже все сдали, так что я был последний. Цветы отдал очень строгой, красивой, молодой преподавательнице.
Она даже удивилась:
-Столько приняла экзаменов, и вы первый, который пришли с цветами.
Берите билет.
По литературе был вопрос
1. Лев Толстой, как зеркало русской революции. – В.И. Ленин.
Я на этот вопрос ответил, что Ленин, очень хорошо понял сложную натуру, великого русского писателя. Толстой является выразителем тех идей и настроений, которые сложились у миллионов русских крестьян. Толстой является зеркалом крестьянской буржуазной революции.
Противоречия в произведениях, взглядах, учениях Толстого- действительно кричащие.  У Толстого , гениального художника, который описал картины русской жизни, и которые являются первоклассными произведениями мировой литературы с одной стороны показан сильный , искренний протест против общественной лжи и фальши, - с другой стороны , он проповедует не противление злу , насилием. Навязывая обществу, своего выдуманного Христа.
По русскому был дан текст, где надо было расставить правильно знаки препинания и поставить правильно пропущенные буквы, кроме этого было дано очень сложное, сложносочиненное предложение, где надо было тоже правильно поставить знаки и определить тип придаточных предложений.
И за этот экзамен, мне была поставлена пятерка.

-2

Продолжение следует

Другие рассказы автора на канале:

Леонард Ремпель | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен