Сага о японских феодалах оказалась главным многосерийным открытием года.
Совсем недавно в Лос Анджелесе на церемонии «Эмми» объявили её победителей. Сериал «Сёгун» стал безоговорочной звездой этого вечера: 25 номинаций и 18 завоёванных наград, включая премию за лучший драматический сериал и множество актёрских и технических призов. Так чем же историческая военная драма смогла покорить зрителей и киноакадемию? Давайте разбираться.
Сюжет
Вообще, «Сёгун» — это уже вторая экранизация одноименного исторического романа Джеймса Клавелла. Книга рассказывает историю английского лоцмана Джона Блэкторна, который попал в Японию на рубеже периодов Сэнгоку и Эдо. Первый сериал вышел ещё в 1980 году. Его продюсером был сам Клавелл. Он с 1950-х годов появлялся в разных голливудских проектах в качестве продюсера и сценариста, но в то же время не оставлял литературного поприща.Роман же основан на жизни Уильяма Адамса — мореплавателя, чьё судно в 1600 году потерпело крушение у берегов Японии. Он стал первым англичанином, посетившим страну восходящего солнца. Со временем Адамс и его помощник стали первыми самураями-выходцами из Европы на службе у сёгуна (японского полководца). Один из главных персонажей сериала — Джон Блэкторн — списан именно с этого исторического мореплавателя.Второй центральный образ истории — это японский феодал Лорд Торанага, которому пророчат звание сёгуна — авторитарного диктатора, который может управлять страной от имени императора. В Совете регентов разворачивается заговор против него. Это временный орган управления, который действует до тех пор, пока маленькому наследнику-императору не исполнится 16 лет. На титул сёгуна претендует и антагонист истории, могущественный даймё Исидо. В это же время Японию между собой делят Голландия и Испания, из-за чего в стране появляется конфликт между протестантской и католической церквями.
Второй центральный образ истории — это японский феодал Лорд Торанага, которому пророчат звание сёгуна — авторитарного диктатора, который может управлять страной от имени императора. В Совете регентов разворачивается заговор против него. Это временный орган управления, который действует до тех пор, пока маленькому наследнику-императору не исполнится 16 лет. На титул сёгуна претендует и антагонист истории, могущественный даймё Исидо. В это же время Японию между собой делят Голландия и Испания, из-за чего в стране появляется конфликт между протестантской и католической церквями.
Вся эта политическая междоусобица только на слух кажется невероятно запутанной и скучной. Большинство персонажей основаны на исторических архетипах, а действия сериала интригуют захватывают. Ровный темп повествования ускоряется по мере приближения к финалу. Часто сценаристы не брезгуют и грязными приёмами, чтобы сохранить напряжение: например, обрывом серии на самых интересных моментах. Несмотря на большое количество частей пазла в сюжете, история никогда не кажется чрезмерно сложной или затянутой. События в «Сёгуне» разворачиваются медленно, но в хорошем смысле. Обстановка и персонажи проработаны так, что зрителю всегда понятна логика действий персонажей, что в последнее время редкость.
Персонажи
«Сёгун» намеренно не создаёт прямолинейных персонажей: все они сложные и вызывают гамму эмоций. В стане условно «хороших» Лорд Торанага. Его заботит только защита своей семьи и выживание в коррумпированной стране. Но ради этого он готов жертвовать своими подчиненными и их семьями как фигурами на шахматной доске. Все остальные — не герои и не злодеи, а люди, которых определяют обстоятельства. Во время просмотра настолько стараешься уследить за тем, как меняются поступки и мотивы каждого, что это очень затягивает. Получается эдакая восточная «Игра престолов», только без драконов и чуть более правдоподобная.
Сильная сторона «Сёгуна» - фокусировка на людях и их взаимоотношениях. Когда приходится жонглировать таким количеством действующих лиц, всегда есть опасение, что большинство останется нераскрытыми, но здесь этого не происходит. Каждому выделен свой звёздный час.
Актёры
Очевидно, что «Сёгун» снимался как большое кино во всех его смыслах, актёрский каст — не исключение. Впечатляет буквально каждый герой. Приятно то, что глаз не режет несоответствие исторических персонажей и актёров — японцев играют не рафинированные люди с типичной западной внешностью и кучей пластики.
Главный в Голливуде по вопросам Японии — Хироюки Санада (Лорд Торанага) не только прекрасно сыграл мудрого и стойкого феодала, но ещё и стал продюсером всего проекта и отвечал за аутентичность костюмов и японских традиций. Космо Джарвис (Джон Блэкторн), которого можно вспомнить по «Острым козырькам», сыграл эдакого проводника в восточный мир для европейского зрителя. Он точно так же, как и вы погружается в незнакомую и завораживающую культуру.
Продакшн
Многие критики писали, что «Сёгун» действительно шедеврально снят, что и подтвердилось шокирующим числом статуэток «Эмми». Восточная эстетика, аутентичный фольклор, тщательная детализация быта, костюмов и обычаев, живописная природа — всё это сливается в визуальное пиршество, которое соседствует с напряжённой и драматичной историей и отменным набором персонажей.
Камера, летящая над бескрайним океаном, съемка сверху самых драматических моментов сюжета, широкоугольный объектив, показывающий масштабность действия — эти и другие приемы демонстрируют какой-то визуальный триумф Японии, особенно Осаки как центрального места действия. На этом фоне британский пилот-раскольник Андзин (прозвище Блэкторна для местных жителей, «лоцман» по-японски), разочарованные церковники из Голландии и японские самураи кажутся лишь мелкими песчинками в необъятных просторах жизни, смерти и войны в сериале.
Еще из удивительного - подавляющая часть диалогов в сериале поставлена на японском языке. Почти каждая сцена с речью сопровождена субтитрами. Это никак не ломает погружение в историю, а наоборот заставляет только сильнее прочувствовать сеттинг и восточный колорит.
Поражает «Сёгун» и количеством жестокости в кадре: здесь ни с того ни с сего одному из прохожих могут отрубить голову мечом, а буйного члена команды Блэкторна заживо сварить в котле. Причем воспринимается это как нечто в порядке вещей, — всё-таки средневековая Япония, привыкайте.
Награды
Успех на «Эмми» не случаен. Тут сразу видно, что сериал сделан по всем меркам масштабного голливудского проекта, но в то же время не теряет души оригинала и чтит японскую культуру и традиции. Качественно упакованная захватывающая история с тщательно проработанными персонажами, костюмами, интригами и национальным колоритом просто не могла провалиться. Сериал уже продлили на второй и третий сезоны, хотя события первого заканчиваются ровно там, где и оригинальный роман. Теперь остаётся только гадать, будет ли продолжение таким же успешным.
Автор материала: Михаил Стеняшин