Найти тему

ХИТ ВЕКА: Fur Elise – Бетховен

Все фото из открытых источников Интернета

В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831—1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене.

Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нотами. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля.

Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом.

В 1867 году Людвиг Ноль впервые опубликовал имевшиеся у него материалы в том виде, в котором мы знаем эту фортепьянную пьесу теперь, но сама рукопись вскоре бесследно исчезла.

В октябре 2009 года исследователь творчества Бетховена, испанский пианист Лука Кьянторе в своем докладе в Барселонском университете заявил, что имеет основания предполагать, что Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в форме версии, опубликованной Людвигом Нолем.

Согласно проведённым им восьмилетним исследованиям, тема произведения и практически весь материал, содержащийся в пьесе, несомненно, принадлежат Бетховену, что доказано тщательной проверкой черновиков рукописи BH 116, хранящейся в доме-музее Бетховена в Бонне, но самой рукописи с автографом, давшем имя произведению, никогда не существовало.

Существует версия, что пьеса посвящена жене российского императора Александра I Елизавете Алексеевне.

Людвиг ван Бетховен с детства проявлял талант к музыке, его первыми учителями стал отец Иоганн, служивший тенором в придворной капелле, и композитор Кристиан Готлоб Нефе.

Ключевую роль в становлении таланта Людвига сыграл также его дед, занимавший должность капельмейстера.

Именно он первым заметил тягу внука к музыке и настоял на необходимости дать мальчику образование.

В 21 год Людвиг отправляется в Вену, чтобы брать уроки у прославленного австрийского композитора Йозефа Гайдна, тот с одобрением отзывается о своем ученике.

Бетховен быстро осваивает мастерство игры на фортепиано и охотно импровизирует.

Интуитивно он находит новые пути, технику игры, комбинации, которые определят развитие музыки в XVIII веке.

К 30 годам у Людвига стал резко ухудшаться слух.

Для музыканта такой диагноз был хуже смерти, ведь под угрозой оказалась возможность заниматься музыкой.

Как мог он старался скрывать недуг от окружающих, но постепенно замыкался в себе и становился нелюдим.

Несмотря на то, что с годами Бетховен совершенно оглох, он все так же продолжал писать музыку, многие его самые известные произведения созданы на закате жизни.

Исследователи, которые работают с архивами Людвига Бетховена, отмечают, что у композитора был совершенно неразборчивый почерк, очевидцы отмечали, что и с произношением у него возникали сложности.

Все это дало основание предполагать, что, возможно, великий композитор страдал дислексией (плохое овладение навыками письма и чтения при общей способности к обучению).

Именно из-за нечеткого почерка произведение, известное сегодня как пьеса «К Элизе», было опубликовано именно под таким названием.

Стоит отметить, что пьеса-багатель была опубликована спустя 40 лет после смерти композитора, ее обнаружил музыкант Людвиг Ноль.

Интересно, что рукопись была случайно найдена в 1865 году, опубликована в 1867 году, но вскоре бесследно утеряна.

На сегодняшний день сохранилась только копия Ноля, где находится оригинал – неизвестно.

Следовательно, та информация, которой мы располагаем сегодня, - это то, как смог расшифровать записи Бетховена Ноль.

Почти наверняка оригинал прочесть было довольно сложно, поэтому Ноль уделил основное внимание тому, чтобы правильно перенести ноты.

Вряд ли для него принципиально важным было сохранить правильность наименования адресата.

Учитывая, что посвящение пьесы «К Элизе», долгие годы считалось, что ее адресат – Елизавета Алексеевна, жена российского императора Александра I.

Людвиг Бетховен прожил сложную жизнь, никогда не был женат, не имел детей.

В наследство человечеству он оставил свои музыкальные шедевры и вошел в историю, как гениальный композитор, который не слышал ни звука.

Порой, мы даже не задумываемся о том, что широко известные и горячо любимые нами музыкальные произведения имеют подчас непростую историю и их появление окутывает множество тайн и загадок.

Одно из таких произведений знакомо буквально каждому из вас – это фортепианная пьеса Л. Бетховена «К Элизе».

К слову сказать, это не единственный подобный случай в творчестве композитора.

«Лунная соната» вовсе не лунная и сам Бетховен наверняка очень удивился, узнав, что произведение носит такое название.

Да что там удивился, зная его взрывной характер!

Сам маэстро задумал написать «Сонату в духе фантазии» и посвятить ее очередной возлюбленной Джульетте Гвиччарди.

Название «Лунная» ей присвоил его друг Людвиг Рельштаб.

Первоначально композитор озаглавил ее как Багатель No 25 ля минор, само название "Für Elise" было лишь подзаголовком.

Безусловно, такое популярнейшее произведение постоянно привлекало исполнителей разных стран и эпох.

Сохранилось большое количество интересных исполнений и оригинальных обработок.

Например, известная группа из Голландии Shocking Blue использовала композицию Бетховена в своем сингле «Broken heart», который вошел в альбом 1972 года.

Интересную хэви-метал-обработку выполнил немецкий коллектив Accept, который презентовал ее в 1985 году.

Чуть позже уже исполнители из Норвегии, известные под названием Dimmu Borgir представили свою кавер-версию этой композиции, выполненную в таком же стиле.

Многим меломанам полюбилась блюзовая версия «К Элизе», записанная Вольфом Хоффманном в 1997 году.