В ГМИИ им.А.С.Пушкина летом 2024 года проходила небольшая, познавательная и редкая по своей теме выставка силуэтного портрета . Я в сентябре хотела сходить второй раз, но увы, эта выставка как беспечная летняя бабочка уже упорхнула из залов Галереи, где она размещалась.
Я сильно досадовала, но делать нечего-теперь могу смотреть только фото, сделанные в первый заход.И вам предлагаю погрузиться в атмосферу 18 -19 веков .Каково он было то без фотоаппаратов и телефонов ?
На протяжении сотен лет, до изобретения фотоаппарата, единственным быстрым и простым способом увековечить человека было фиксирование его тени, изготовление теневого портрета.
Поначалу мастера создавали силуэты, используя только ножницы и бумагу; позднее стали применять направленный свет и специальные устройства. Теневые силуэты обрели популярность в Европе в начале XVIII века, особенно это развлечение полюбила французская аристократия.Художник обрисовывал тень модели и, в зависимости от своего таланта и финансовых возможностей заказчика, гравировал силуэт, добавляя сложные элементы оформления.
Художники-силуэтисты посещали вельможные балы, где вырезали профили знати и королевских особ, демонстрирующих модные тенденции костюмов и изысканных париков. В 1781-1782 годах под именами графа и графини Северных тур по Европе совершали цесаревич Павел Петрович с супругой Марией Фёдоровной. Императрица Екатерина II лично составляла маршрут. Новый, 1782 год чета встретила в Вене. Молодые путешественники принимали участие в бесконечных торжественных приемах и прочих увеселительных мероприятиях. На акварели Мария Фёдоровна - на переднем плане вторая справа, Павел Петрович и император Иосиф II сидят на заднем плане:
По иронии этот вид искусства получил свое название по имени одного чиновника. В 1760-х годах Этьен де Силуэт, генеральный контролер финансов при Людовике XV, ввел жесткий налоговый режим. В знак протеста против его политики крестьяне надевали темную одежду, намекая на вырезки из черной бумаги, которые министр любил делать на досуге. По всей стране разлетелась поговорка: «Мы одеваемся а-ля Силуэт. Мы, тени, слишком бедны, чтобы носить цветное. Мы - Силуэты!».
Как всегда наиболее известных художников приглашали в Россию, это у них называлось россика.В России первыми профессиональными мастерами силуэтистами были француз Ф. Г. Сидо и немец Иоганн Фридрих Антинг.
Ф.-Г. Сидо - художник-силуэтист, зарекомендовавший себя как изысканный «художник ножниц», - был приглашен из Франции для портретирования Екатерины II и ее ближайшего окружения. За время пребывания в Санкт-Петербурге в 1782-1783 годах он создал около двухсот силуэтов. Все силуэты Сидо делал с натуры. Некоторые выполнены пером и китайской тушью, другие, впрочем, весьма немногие, печатали с медной пластины; самое же большое число вырезано ножницами из тонкой черной бумаги и наклеено на паспарту с гравированной рамкой.
Другой популярный и востребованный силуэтист Иоганн Фридрих Антинг родился в 1753 году получил богословское образование в Йене. Талантливый самоучка работал при разных королевских дворах в качестве силуэтиста. В 1783 год он оказался в Санкт-Петербурге. Ниже два силуэтных портрета царевича Павла и его супруги. Они еще не императоры.
В 1790-м Антинг перебрался во Франкфурт, но в 1793-м вернулся в Россию, став адъютантом и биографом фельдмаршала Суворова. На выставке представлены гравюры неизвестных авторов, созданные по оригиналам Антинга из альбома 1791 года «Коллекция из ста силуэтов выдающихся и знаменитых людей».
А это портрет Ивана Андреевича Остермана:
Иван Андреевич Остерман (1725-1811)-государственный деятель, дипломат, крупный землевладелец, чрезвычайный посланник и полномочный министр в Стокгольме (1760-1774), канцлер Российской империи (1796-1797):
И еще один герой русской истории из-под ножниц Антинга:Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737-1807)граф, один из главных участников дворцового переворота 1762 года. Командовал русским флотом во время Русско-турецкой войны, герой Чесменского сражения:
Здесь любопытен штамп , где читается "Румянцевский музей". Это первый музей Российской империи , образованный из коллекции графа Румянцева. Находился музей в дома Пашкова на Боровицкой площади.Сейчас этот прекрасный дворец 18-ого века сохранился и там расположились часть фондов Российской государственной библиотеки ( бывшая Ленинка).
Силуэт Орлова-Чесменского можно сравнить с портретом его же , но выполненным на кости гуашью:
Василий Михайлович Долгоруков:
Василий Михайлович Долгоруков-Крымский (1722-1782) князь, генерал-аншеф, московский главнокомандующий. Участник Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в результате которой Крым был объявлен независимым от Османской империи ханством под покровительством России.
Ниже Елизаветин питомец Кирилл Григорьевич Разумовский.Можно даже сказать родственник -брат ее фаворита , тоже работа Антинга:
Кирилл Григорьевич Разумовский (1728-1803)- граф, гетман Малороссии. Выходец из простых казаков, брат фаворита императрицы Елизаветы Петровны. В возрасте 18 лет стал президентом Императорской академии наук (1746-1798).
Живой технический ум человека не дремал и вот вместо унылого шаркания ножницами перешли к живому портрету , исполненному с помощью хитрого устройства .А что, так можно было???!!!
Вот он замечательный прибор Физионтрас или рисовальная машина:
«Живой портрет»-так характеризовали физионотрас, что было связано не с мастерством художника, а с тем, что изображенный был запечатлен очень точно, «как живой», «Волос в волос» - писали о физионотрасах в прессе того времени.
Слово «физионотрас» (physionotrace) происходит от французских слов physionomie -«облик, лицо» и trace/ tracerслед, отпечаток/чертить, рисовать», Физионотрасом называют как саму портретную машину, так и портреты, созданные таким способом, - рисунки и выполненные с них гравюры. устро Профили, изготовленные при помощи нехитрого механического устройства - портретной машины или силуэтного кресла, изобретенного в 1740-х годах Людвигом Хёпфнером, казались буквальной копией реальности, как впоследствии фотография.
Физионотрас, придуманный французским музыкантом Жиль-Луи Кретьеном в 1784 году, высоко ценился как первоклассный механизм для рисования за его превосходство над традиционными способами портретирования, поскольку те воспроизводили подобие непосредственно рукой художника. Когда натурщик позировал, оператор просто очерчивал его профиль на бумажном экране через визир. Изображение могли уменьшить сразу или позднее.
Стилос был связан через шарнирные металлические планки пантографа с карандашом, перемещавшимся по отдельному листу для копирования рисунка в ином масштабе. Применение пантографа давало возможность уменьшать силуэты, делая изображения более интимными. Этот механический абрис назывался «большой линией»; сохранившиеся образцы имеют размеры 46×37,5 см.
Качество и красота портретов, исполненных с помощью физионотраса, кардинально отличается от силуэта, вырезанного ножницами. Они уже больше похожи на живописные изображения. Судите сами:
Очаровательная мадемуазель на этом физионотрасе почти как Джоконда - то ли улыбается, то ли нет.Хорошо передан авантюрный характер Стефании. Амели Габриэль Стефания Луиза де Бурбон-Конти (1756-1825)- французская авантюристка, утверждавшая, что ее отец- Людовик Франсуа де Бурбон, принц де Конти, а мать- герцогиня Мазарини.
Уменьшенную копию переносили на металлическую пластину и, добавив детали костюма или украшений, печатали чаще всего в технике офорта и акватинты. Смесь морилки и мела или цветных красок помогала сделать механически скопированное изображение похожим на портрет, нарисованный от руки. Физионотрасы пользовались особой популярностью в 1780-1830-х годах в Европе и Северной Америке. Наиболее известны ателье следующих мастеров, чьи работы представлены на выставке: Жиль-Луи Кретьена (1754-1811), Эдме Кенедея (1756-1830) и Этьен-Эсперанса Бушарди (1768-1850).
На выставке со вкусом представлен французский бомонд 18 века.Как говорится все типажи .
Мода на физионотрасы пришла ведь из Парижа. Французские салоны физионотрасов - витрина парижского общества XIX века. Они зарекомендовали себя как развлечение, а их продукция стала новинкой материальной городской культуры. Для портретов модели позировали в элегантных нарядах, с прихотливыми прическами и изящными головными уборами, демонстрирующими разнообразие и причудливость тогдашней моды: при Консульстве и в начале Первой империи женщины щеголяли в платьях стиля ампир, с уложенными наверх или вперед волосами, что позволяло наилучшим образом показывать украшения, Кружева, воланы и завитые парики удивляют на портретах тонкостью гравировки. Давайте и мы с вами полюбуемся известными столичными жителями Франции:
Адин Жоливо де Сегре (1756-1830) - французская поэтесса, баснописец ( говорят очень едкая была , стишки как эпиграммы, а на физионотрасе очень даже милая особа.
Ниже уже дама из политического бомонда-Манон Жанна Ролан де ла Платьер (1754-1793)- французский политик, революционерка, жирондистка, публицист.
На гравюрах вдоль округлого медальона мелким витиеватым каллиграфическим почерком помещалась едва различимая глазом подпись с указанием процедуры и имени гравёра: Рисунок с помощью физионотраса и гравюру[выполнил] Кенедей (в ателье на]улице Круа-де-Пети-Шан [в доме] №10 в Париже или Рисунок (выполнил] Фуке, гравюру[выполнил] Кретьен, изобретатель физионотраса, [в ателье на] улице Сен-Оноре, напротив церкви Луврского оратория, (в доме) №45/133 в Париже. Адрес выполнял информационную роль, рекламируя салон и подтверждая подлинность марки производителя. Улюдей на портретах редко указано имя (изображения были личными), а карандашные пометки не всегда достоверны, они делались гораздо позже, когда листы попадали в руки коллекционеров и хранителей.
Религиозные деятели тоже удостаивались быть запечатленными . Анна Биже, или сестра Марта (1749-1824) - монахиня; посвятила свою жизнь обездоленным, увечным и заключенным в годы Французской революции и Первой империи.
Ну и из музыкального Парижского Олимпа . Франсуа-Жозеф Госсек (1734-1829)- композитор, важная фигура в пантеоне французских композиторов XVIII века, чьи произведения сформировали классические формы французской симфонии:
Физионотрас- одно из тех многих фиксирующих устройств, о которых сегодня мало кто помнит, тех, что участвовали в процессе рождения первого в мире средства массовой информации между 1770 и 1830 годами - фотографии.
Конечно французская новинка была взята и нашими дворянами. Пётр Степанович Молчанов (1772-1831)- переводчик, писатель, статс-секретарь при Александре I.
И рядышком его супруга :
Чувствуется большое достоинство в этой женщине , без французских ухмылочек .Обратите внимание на высокую прическу, которая позволяет продемонстрировать украшения.
Обычно физионотрасы печатали черными на белой бумаге, но даже ранние образцы представляют некоторое разнообразие изобразительных эффектов. Одни напоминают рисунки карандашом, другие - пером или тушью. Встречаются примеры цветных оттисков. Гравёры адаптировали офорт и акватинту для создания сложных тональных эффектов, которые обеспечивали имитацию дорогой гравюры.
Или вот этот улыбчивый дяденька Степан Васильевич Руссов (1768-1842)- поэт, писатель, автор многочисленных исторических исследований:
Камилл Ксаверьевич Лабенский (1800-1871)-русский дипломат, тайный советник, камергер:
Камергер немного похож на Алексея Баталова, особенно когда он в фильме "Звезда пленительного счастья".
Портреты заказывали часто парными, ниже гравюра по физионотрасу жены Лабенского:
На выставке много портретов аристократов, ну вот еще покажу вам несколько. Мария Фёдоровна Барятинская (1792-1858)- княгиня, одна из основательниц первой российской общины сестер милосердия:
Княгиня здесь юна и чиста , сразу приходят на ум портреты кисти Рафаэля.
Христиан (Христианович) фон Стевен (1781-1863)ученый, ботаник ( правда не русский аристократ). Занимался систематизацией растений. Первый директор Никитского ботанического сада.
Князь Куракин, известный дипломат:
Алексей Борисович Куракин (1759-1829) - князь, дипломат и государственный деятель, друг детства императора Павла I, действительный тайный советник 1-го класса, канцлер.
Отдельная стена на выставке посвящена Наполеоновским войнам.
До того, как отправиться в поход, или после получения наград мужчины в военной форме позировали в ателье Кенедея или Бушарди в Париже. И, прежде чем усесться в кресло, они заботились о том, чтобы прикрепить на левую или правую сторону мундира важные знаки отличия и медали.
Часть орденов не помещалась «в кадр», и их просто пририсовывали по просьбе заказчиков, иногда без соблюдения пропорций и статутов.
Генрих (Антуан-Анри) Жомини (1779-1869)- швейцарский подданный, участник итальянских походов Наполеона (1796-1797, 1800). С 1813 года находился на русской службе:
Дворец Пале-Рояль стал одним из центров по производству физионотрасов. С 1814 по 1818 год в этом же месте были расквартированы русские войска. Если на первом этаже располагались лавочки, ресторанчики и офицерский клуб, то выше - оружейные мастерские, игровые залы и номера. Офицеры не без интереса посещали все увеселительные заведения.
На физионотрасах запечатлены многие государственные и военные деятели периода Наполеоновских войн и Первой империи, в частности барон Генрих (Антуан-Анри) Жомини - наполеоновский генерал, ближайший сподвижник маршала Нея. Живописный портрет Жомини представлен в Военной галерее Эрмитажа не случайно. После перехода на русскую службу Жомини получил звание генерала от инфантерии, был преподавателем военного дела у будущего императора Николая I и позднее его ближайшим военным советником, основателем Николаевской академии Генерального штаба, участником Русско-турецкой и Крымской войн.
И напоследок из темы военной портрет исследователя и историка этих событий,Дмитрий Иванович Ахшарумов (1785-1837)-генерал, исследователь, хроникер. Его перу принадлежат «Историческое описание войны 1812 года» и «Описание войны 1812».
:
И вот наконец-то мы подобрались к первым фотографиям, которые носят назвать дагеротипы. Дагеротипия - фотографический процесс, изобретенный французами Нисефором Ньепсом и Луи Жаком Манде Дагером и запатентованный последним в 1839 году.
Технология, позволяющая отобразить реальность точно и с высокой степенью детализации, стала финальным этапом развития механических процессов рисования. Дагеротип сразу оказался востребованной изобразительной техникой, особенно популярной с начала 1840-х до 1860-х годов. Дагеротип создавался в единственном экземпляре.
Медная пластина, покрытая серебром, становилась светочувствительной под воздействием паров йода. Подготовленная пластина устанавливалась в фотоаппарат (камеру-обскуру) в светонепроницаемой кассете, а затем экспонировалась. Процесс занимал несколько минут. После этого изображение проявляли и фиксировали. Дагеротип можно было очень легко поцарапать, поэтому его накрывали стеклом, а между ними помещали паспарту из золоченой латуни или картона.
Часто портрет заключали в рамку или в футляр из дорогих сортов дерева. Дагеротипическая картинка в зависимости от угла зрения может выглядеть как позитив или как негатив. Ранние фотографии называли «светописью», что объясняло технологию получения изображения, кроме того, они имели зеркальную поверхность, благодаря чему появилось еще одно название дагеротипа - «зеркало с памятью».
Мемориальная функция фотографии, безусловно, привлекала общество. Люди стремились сохранить свой образ с помощью нового визуального метода, Фотографические портреты дарили любимым или хранили на почетном месте, восхищаясь поразительным сходством персонажа с оригиналом. Экспозиция ранних дагеротилов длилась долго, и это объясняет статичность и некоторую оцепенелость моделей.
В студии фотографа, которого так же, как и тех, кто занимался физионотрасом, называли оператором, находились кресла, колонны, тумбы, которые помогали позирующим сохранять неподвижность, Использовались также копфгальтеры - держатели головы. Первыми дагеротилистами в России часто были иностранцы. В 1840-1850-х в Москве и Петербурге открывались различные ателье, в том числе французского подданного Иосифа Пейшеса и австрийского подданного Иосифа Венингера.
Благодаря выставке , мы с вами совершили путешествие от силуэтного портрета до дагеротипа. Эти вещицы наверное десятками лет не видели дневного света , но все они в идеальном состоянии. Благодаря музейщикам и коллекционерам мы имеем возможность узнать много интересного. Может быть и те фото, которые лежат в ящиках наших стенок и комодов тоже станут редкостью, почему бы нам не сберечь их для будущих поколений?