С праздником, уважаемые читатели! Отражение в иконах церковной жизни и её особенностей можно отметить для многих образов. Но есть такие особенности богослужения, которые ушли в прошлое, и их следы заметить в иконописи не так просто.
Примером может служить так называемое "пещное действо". Это была часть богослужения утренней службы в последний воскресный день перед Рождеством Христовым (неделя святых праотец). Пещное действо показывало через песнопения и некоторые действия события, описанные в книге пророка Даниила (глава третья) о том, как еврейские отроки, чьи имена по-русски звучат как Анания, Азария и Михаил, отказались поклониться идолам в Вавилоне.
За это они должны были бы сгореть в печи, но явился архангел Михаил и охладил пламя, поэтому отроки не только не умерли, но даже и не пострадали. Изображалось это в пещном действе таким образом. Сначала аналой в центре храма заменяли на имитацию печи. Под ней должно было быть достаточно места для розжига травы, так как оттуда явственно должен был идти дым.
Изображавшие стражников люди (кто это был, мнения расходятся, так как роли их были не главными, наверное, могли быть варианты) заводили в эту импровизированную печь трёх певчих, изображавших отроков. А вот их квалификация была высокой, поскольку у них была задача исполнять песнопения. Песнопения эти назывались "росники", потому что охлаждающее действие ангела описывали как "дух росы шумящ". В определённый момент появлялся спасающий юношей ангел (по Преданию, Архангел Михаил). На Руси делали фигуру ангела и раскрашивали её.
Подчёркиваю, что так было на Руси. Изобретено это пещное действо было в Византии, только не в древности, а в относительно позднее время. Известно о совершении его в храме святой Софии в Константинополе в четырнадцатом и пятнадцатом веках. Были обнаружены даже рукописи с текстом этого чина. Существует предположение, что поскольку престольным праздником этого храма было предпраздненство Рождества Христова, то и стремились отметить его особенной службой.
Впервые на Руси чин появился, как считают сейчас исследователи, в Великом Новгороде, и уже оттуда перешел в Москву. Возможно, большую роль в этом сыграл святой Макарий, сначала архиепископ Новгородский, потом митрополит Московский. Но пещное действо и тогда не было распространено повсеместно, совершалось только в крупных городах в соборных храмах.
В Западной Европе также было пещное действо, но оформлялось оно более эффектно. Так, исполнявший ангела человек спускался на специальном канате из-под купола храма.
Пала Византия и прекратились на её захваченных землях торжественные празднствования. Позднее семнадцатого века чин пещного действа не встречается и в русской православной традиции, и его последование исчезает из требников.
Причём же здесь икона "Отроки в пещи"? Как считается, она претерпела изменения под влиянием особенностей чина. В самый важный момент, момент явления ангела и угашения огня, отроки во время пещного действа брались за руки. Им спускали с паникадила изображение ангела, и, поскольку оно было плоским, они должны были держать его за крылья и ногу перед собою. При этом они пели и ходили по кругу. В византийских текстах главное событие описывается аналогично: во время пения “Благословите все дела Господни” отроки ходили кругом внутри пещи, взявшись за руки, а когда появлялся ангел Господень, начинали петь: "Тогда ти трие" и кланялись, и ходили по кругу трижды, а ангела в руках держали перед собою.
Если мы будем рассматривать различные изображения "Отроков в пещи", то найдём такие, где именно так и показано это событие.
Вот на этой росписи отроки держатся за руки и за руки держат ангела, а движения их не похожи на стоящих людей, а наоборот, на движущихся.
Ещё более яркий пример - новгородская икона из цикла так называемых таблеток - аналойных икон "на полотне", то есть без деревянной основы. Здесь тоже заметна динамика отроков, напоминающая о движении по кругу.
Даже на иконе можно обнаружить такую особенность изображения этого события.
Интересно, что эти росписи и иконы происходят из двух мест: Москвы и Новгорода, а это те города, про которые точно известно, что там совершалось пещное действо. Вот так чин, совершаемый в храме, повлиял на изображение самого события на иконах.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!