Разве можно знать заране,
что полюбится тебе,
память сердца, память сердца,
в человеческой судьбе?
Вероника Тушнова
...Посмотрела на днях фильм 1972 года «Сибирячка» о строительстве в Сибири крупной ГЭС. Массовая комсомольская стройка! Покорение Енисея! Годы, полные светлых надежд! Вкус успеха от коллективного труда и его грандиозных результатов! Именно в этом фильме я услышала фразу, которую нередко повторял мой отец: «Что вы какие скучные, как свёрнутые знамёна?!» Так вот это откуда? Из фильма о человеке-труженике, который преображает пространство и время! Таким был мой отец!
... «Память сердца» сразу перенесла меня в счастливое советское детство. И первое, что я почему-то вспомнила, это ноябрьские и первомайские демонстрации, длинные колонны радостных людей, песни в общем строю, развёрнутые красные знамёна.
Коллектив текстильного комбината, где работал мой отец, на демонстрациях всегда шёл первым! Из всех промышленных предприятий города он был самым крупным и самым победоносным! Отец работал на литейном-механическом заводе комбината слесарем высшего разряда. Мама, даже когда я была маленькой, отпускала меня с отцом на демонстрацию, и, помню, одевала на меня самые красивые платья, завязывала самые яркие красные банты и вручала маленький красный флажок. Мой отец и его бригада возглавляли праздничную колонну своего комбината. Отец, появившись в толпе сослуживцев, всегда говорил: «Что вы какие скучные, как свёрнутые знамёна?!» Ему в руки тут же вручали большое развёрнутое красное знамя, а меня с маленьким флажком усаживали на передвижную конструкцию с транспарантами. Я ехала рядом с великими тружениками, преисполненная гордостью за отца, его большую рабочую команду и за всю страну. После демонстрации нас всегда ждал вкусный мамин праздничный обед и бабушка с дедушкой, которые приходили к нам в гости в «красные дни календаря»!
... Середина семидесятых. Мне уже четырнадцать. Теперь на демонстрациях я иду в отдельной колонне школьников... Но это по-прежнему праздник - праздник единения, песен, развёрнутых знамён.
... Я отличница. Активистка. Спортсменка. Комсомолка. А как могло быть иначе в доме передовика социалистического производства?! Мой отец был отличником в своем деле, бригадиром, всегда перевыполнял план, иногда на двести процентов. Его фотография висела на доске почета, о нем писали местные газеты, он получал многочисленные награды... И мне, скромной ученице семидесятых, очень хотелось соответствовать уровню гражданственности моего отца-труженика. Соседки из нашего дома завидовали моей маме. Нередко останавливали её у подъезда и говорили: «Повезло же тебе, соседка, муж-то у тебя какой! Не пьёт, после работы сразу домой, всю зарплату - жене!» А вслед ей шептали: «А сама-то ничего из себя не представляет! Маленькая и какая-то невзрачная». Моя маленькая и и невзрачная мама была человеком открытым и добрым, с большим чувством юмора, и ещё слыла очень хорошей хозяйкой. Папа искренне её любил, и все свои трудовые подвиги посвящал семье.
...Сколько себя помню, отец никогда не болел и всегда был в рабочем строю! И только, когда я училась в десятом классе, его подвело давление, и он ушёл на первый в своей жизни больничный! Помню, к нам домой навестить отца пришли коллеги из его бригады, собрались на маленькой кухне, мама наскоро пожарила картошку, открыла банку вкуснейших соленых огурцов, рецепт которых просили у неё все родные, друзья и соседи, и нарезала колбасы, которую мы с отцом привезли из Москвы. В условиях дефицита продуктов и товаров в 70-е многие предприятия перед праздниками отправляли специальные автобусы в Москву за дефицитными товарами! Продукты в московских магазинах выдавали в определенном количестве на одно лицо, поэтому мама отправляла меня вместе с отцом, чтобы мы смогли привезти продукты к празднику ещё и для бабушки с дедушкой...
Я тихо сидела в своей комнате, делая уроки, но, конечно, слышала и разговоры на кухне.
Отец, как всегда, встретил гостей любимым приветствием: «Что вы какие скучные, как свёрнутые знамёна?!» Мужики наперебой рассказывали ему о каком-то бригадном подряде. Именно их бригаде предложили вступить в эксперимент и работать не сдельно, выполняя индивидуальную норму, а коллективно, разделяя общую ответственность за результат труда. Отец сказал, что он много слышал об этом самом бригадном подряде и сам хотел предложить такой способ организации труда, при котором выполнение фронта работ и ответственность делегируются бригаде в целом как единому коллективу, включая бригадира. Потом он долго разъяснял принципы распределения доходов за выполненные работы, говорил о так называемом коэффициенте трудового участия каждого работника. Мужики стали громко отговаривать отца от участия в эксперименте - мол, не хотят работать за пьяницу Сидорыча, который приходит на завод с перепоя, с трясущимися руками, а доходом придется и с ним делиться. А ещё упоминали «трудного подростка» из их бригады, который только что закончил профтехучилище, и у которого нет ещё навыка работы, а потому он норму нередко вообще не выполняет. И ему деньги просто так отдать?! Пусть эти двое так сдельно и работают, как и раньше, и получают свои заработанные копейки. Таким был общий вывод членов бригады.
Я снова слышала уверенный, как за трибуной, голос отца: «Что вы какие скучные, как свёрнутые знамёна?! Вы знаете, мужики, что работать плохо намного труднее, чем работать хорошо? Вот вы свою работу любите?! То-то и оно! Самый лёгкий труд-это труд любимый, а нелюбимый приносит только усталость. Скажите, вот Сидорыч и наш «трудный сын полка» устают на работе? Нет! С настроением они всегда, а, значит, не все потеряно! Надо только организовать правильно работу, учёт и контроль. Здесь и воспитательный эффект может быть налицо. Сидорыч же наш непропащий....Помните, он первым в фонд мира средства перечислил, когда понадобилось! А «сын полка» вообще сирота. Ему надеяться можно только на себя. Если вкус успеха почувствует, он знаете, как работать станет. А пока у него только второй разряд слесаря. Подтянем мальчишку! В общем, мужики, соглашайтесь на бригадный подряд, а я выйду с больничного, все бумаги подпишу!»
А потом заместитель бригадира, в меру любопытный и в меру деловой человек, вдруг спросил отца: «А дочка твоя как? Всё также радует достижениями? Она у тебя с первого класса почувствовала «вкус успеха» - каждый учебный год заканчивает с похвальным листом».
И вдруг неожиданно для меня отец ответил: «Тут плохо дело, мужики. Не знаю, правильно ли я дочь воспитываю!» И отец тихо, без трибуны, стал делиться: «Да, были мы последний раз в Москве. Сами знаете, ездим от комбината нашего на «колбасном автобусе», как его называют в народе. Ездили за колбасой да маслом, и во всех магазинах мы с ней, с дочерью-то, в разные очереди за одним и тем же товаром вставали, чтобы получить его побольше, на две семьи. Только ее очередь подходила, я за ней глаз-да глаз. И вижу обвешивают ее в каждом отделе. А она одно твердит: «Спасибо! Спасибо! Благодарю!» Не выдержал я, да и сказал ей, что дурят её продавцы, а она мне знаете, что ответила: «Мы, отец, с тобой честные, а их нечестность, пусть на их совести останется! Мы колбасу да масло привезли, и на том спасибо. Во мне, отец, говорит Вероника Тушнова - это поэтесса такая - « нужно только, чтоб сердце не стыдилось над счастьем трудиться, чтобы не было сердце лениво, спесиво, чтоб за малую малость оно говорило «спасибо». В общем, она у меня, как в облаках витает... Хотя, бог его знает, вроде народ ей верит. Комсоргом избрал».
После этой речи заместитель бригадира почти шепотом произнёс: «Бригадир, ты про Бога-то поаккуратнее вслух говори!» На это отец ответил: «В детстве, мужики, я тайно молил бога о мотоцикле, чтобы гонять по деревенским дорогам, а потом понял, что, если Бог есть, он не так «работает». Он работает «голосом совести», а если ты не слышишь его, то остаешься у разбитого корыта». Тут моя мама, с трудом протиснувшись в маленькую кухню, громко «по совести» заявила: «Пора по домам, мужики! А накурили-то как! И так тесно. Анекдот знаете? Девушки замуж выходят худенькими, чтоб легче в дом проникнуть, а с годами толстеют, чтоб вытолкать тяжело было. По домам, мужики!»
Память сердца! Память сердца!
Где предел тебе, скажи!
Перед этим озареньем отступают рубежи...
Автор: antonovka
Источник: https://litclubbs.ru/posts/7082-pamjat-serdca.html
Понравилось? У вас есть возможность поддержать клуб. Подписывайтесь, ставьте лайк и комментируйте!
Подписывайтесь на канал с детским творчеством - Слонёнок.
Откройте для себя удивительные истории, рисунки и поделки, созданные маленькими творцами!
Публикуйте свое творчество на сайте Бумажного слона. Самые лучшие публикации попадают на этот канал.
Читайте также: