На центральном плоскогорье Восточно-европейской равнины расположен один из древнейших лесных массивов. В «Повести временных лет» этот лес назван Оковским. Здесь записано так: «Днепр бо потече из Оковьскаго леса, и потечетъ на полъдне, а Двина ис того же леса потечетъ, а идешь на полунощъе и внидетъ в море Варяжьское. Ис того же леса потече Волга на въсток». Уже в середине первого тысячелетия новой эры в этой местности по берегам многочисленных рек жили племена кривичей, которые соорудили не менее шести волоков для связи между тремя морями — Балтийским, Чёрным и Каспийским. Недалеко от истока на берегу реки Пырышни было построено укрепленное городище, названное по имени речки — Пырышенским. Рядом с городищем выросло село Оковцы (Оковец).
Реки, как известно, были основными торговыми путями древнерусских земель. Их обилие и разнообразные направления течения показывают, что территория Оковского леса не могла не быть издревле заселена человеком. У «волочан» (так называлось население, промышлявшее перевозкой на волоках) была тяжелая работа, которая, однако, обеспечивала безбедное существование. Волоцкие поселения находились на границах Смоленских и Новгородских земель. Их князья постоянно воевали между собой за владения волоками и право сбора податей за волок с купеческого люда.
В 25 км от Селижарова и приблизительно в 70 км от Осташкова и Ржева находится село Оковцы. Название «Оковцы» впервые встречается в летописи 1547 года в связи с побегом из Москвы опальных князей Михаила Глинского и Турунтая Пронского, объяснивших впоследствии перед государем, что «ехали в Оковцы помолиться Пречистой».
В древние времена на месте Оковец и в окрестностях шумел дремучий лес, занимавший почти всю юго-западную часть бывшего Осташковского уезда и прилегающий к нему северо-восточный край Смоленской губернии, который в летописи назывался Оковским.
В этом лесу, близ нынешних Оковец, было бедное городище, называемое Пыршенским. На одной стороне с ним, к западу, находилась деревня Клочки, на другой, к востоку, — деревня Дрябки (со второй половины прошлого столетия она стала называться Бредки). Там же, несколько дальше Бредков, размещались деревни прихода погоста Солодомля и земли помещика Ивана Стефановича Повадина.
Некоторые из жителей занимались воровством. И вот двум таким, Ивану и Ермолаю, в 1539 году, в канун празднования Вознесения Господня, явилась икона Животворящего Креста. А приглашенному впоследствии для засвидетельствования этого факта иноку Стефану, вероятно, из Селижаровского монастыря, и пришедшим с ним людям в день Пятидесятницы, 25 мая, открылось светозарное сияние иконы Богоматери с Предвечным Младенцем на левой руке и представшим тут же Святителем Николаем.
Инок не замедлил сообщить об увиденном Московскому митрополиту Иосифу и Великому князю Ивану IV Васильевичу (Грозному). Оба, удостоверившись в действительности происшедшего, для чего на Городище были присланы поверенные, а иконы доставлены в столицу, приказали на месте явления иконы Богородицы со Святителем Николаем поставить церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделом во имя свт. Николая Чудотворца, а на месте явления иконы Животворящего Креста — церковь во имя Происхождения Честных Древ.
На освящение храмов Иван Грозный прислал из Москвы священника Василия Ярца и диакона Ивана Жилу, снабдив их церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами. Торжество освящения было ознаменовано новыми чудесами. Великий князь тогда же снабдил обе церкви приличной утварью, а на довольство священнослужителей выделил значительное количество земли.
Со времени явления на Пыршенском городище икон и построения церквей местность эта стала называться Оковцами. Такое же название получила и волость. В её состав вошли все деревни прихода, а также смежного с ним Песочинского.
К концу первой трети XVII в. церковь Пресвятой Богородицы с приделами обветшала и вскоре развалилась. Иконы в то время уже находились в Новгороде, куда были отнесены (вероятно, в целях безопасности от наступления поляков и литовцев) и хранились там приблизительно до 1667 года. Часть церковной утвари была закопана в землю.
К середине XVII в. на месте деревянной церкви во имя Пресвятой Богоматери Одигитрии с приделом во имя Святителя Николая Чудотворца предпринято было построить каменную с приделом в том же наименовании. К строительству приступил крестьянин из Осташковской синодальной слободы Иван Семенович Мосягин, который за два года и закончил его. Освящение церкви совершено 15 июля 1754 года.
В 1755—1756 гг. тем же мастером построена каменная колокольня. К 1770 г. С южной стороны храма был сооружен каменный придел во имя Происхождения Честных Древ. На месте же явления иконы Креста Господня была со временем поставлена деревянная часовня.
Иконостас главного храма был пятиярусным с золочённой резьбой и колонками. В первом ярусе располагались местные иконы, во втором — иконы двунадесятых праздников, в третьем — образ Спасителя с апостолами, в четвертом — образ Богородицы с пророками, в пятом — Бога Отца с праотцами. Венчал иконостас Крест Господень с предстоящими. Устроенный в 1831г. осташковским купцом Николаем Терентьевичем Глазухиным иконостас был полностью обновлён в 1891 г. мастером Акимом Ивановичем Артюховым. Тогда же переписаны были и настенные росписи.
Иконостас придела святителя Николая Чудотворца, устроенный в 1850— 1851 гг., через 40 лет был заменен новым — на золотом фоне, работы ржевского мастера Николая Садовникова.
Между тем слух о чудодейственной силе Оковецких икон продолжал распространяться в народе. Ещё в январе 1540 г. началось перенесение чудотворных икон во Ржев. За 35 лет их «хождения» было собрано более 50000 руб. В Оковцах при непосредственном деятельном участии проториерия Андрея Воскресенского на эти средства сооружена величественная четырехъярусная колокольня высотой более 25 сажен, приобретен новый большой колокол в 500 пудов, выстроена кладбищенская церковь, а само кладбище обнесено каменной оградой. Кроме того, при Святом Ключе, находящемся в полутора верстах, построена каменная, красивой архитектуры — в виде креста — часовня. Резервуар ключа, при котором имеется приспособление для обливания водой деревянное здание с двумя отделениями, выложен тесаным гранитом.
Оковецкий Ключ — символ духовности нашей. Одна из самых известных достопримечательностей Селижаровского края.
Расположен источник в трёх километрах тот села Оковцы на луговом берегу реки Пырошни, на полуострове, охваченном рекою, а за нею — высоким берегом и обрывами, увенчанами соснами, заросшими лозою и высокими травами. Средь белоствольных берёз, пушистых елей — небольшая насыпь в форме отлогого усечённого конуса. На этом возвышении кольцеобразный уступ охватывает край круглого водоёма. В прежние времена вокруг ключа существовал лишь деревянный обруб с деревянным навесом на столбах. В 1878 г. водоём был выложен тёсаным уральским гранитом, что стоило большого труда и больших денег, и обнесен узорчатой металлической решеткой. Водоём до самого края заполнен прозрачной, хрустальной, очень холодной водой. Ключ почитается святым по преданию об исцелениях, свершившихся на этом месте. Приходящие сюда обливаются студёною водою и пьют самую воду. Из водоёма течёт по одному жёлобу могучая струя в купальню, а по другому — для страждущих испить живительной влаги и набрать впрок. Температура её круглый год — в зной летом, в лютый холод зимой — в пределах четырёх градусов.
Первое богослужение на Святом Ключе после многолетнего перерыва провёл в 1991 г. о. Владимир с погоста Голенково (ныне он о. Варфоломей из Нило-Столобенского монастыря). Тогда же здесь побывал и владыка Виктор. Теперь же здесь ежегодно 24 июля, в день Явления чудотворных икон, совершаются службы архиерейским чином. В религиозные праздники службы и водосвятный молебен проводит настоятель Оковецкой церкви о. Роман.
Для удобства паломников, приходящих и приезжающих из разных мест и желающих насладиться ключевой водой, сделано три деревянные купели. В 1998 г. начато строительство сторожки.
До июля 1998 г. на Святой ключ добирались несколькими путями: одни сворачивали перед Тришкином, другие шли вдоль Пырошни, третьи — мимо школы. Сделанная подсыпка дорожного полотна, стоянка для автотранспорта, 180-метровый деревянный мост значительно облегчили доступ к святому месту.
Служба на Святом Ключе непривычна и необычна своим устремлением в будущее, связываемое с духовным наследием России, её возрождением.