В данном материале предлагаю ознакомиться с ретроспективой моделей Toyota Corolla/Sprinter оснащавшихся мотором 4A-GE пятой, последней его генерации - 4A-GE 20V Black Top.
Двигатель Toyota 4AGE всегда был на острие технического прогресса. Инновационные решения - T-VIS, VVT, 5 клапанов на цилиндр, многодроссельный впуск сочетались с традиционными и проверенными - жестким чугунным блоком, охлаждаемыми маслом поршнями. Все это обеспечивало мотору высокую надежность и огромный запас прочности. Достаточно привести хрестоматийный пример - на основе 4AGE 16v строились спортивные моторы формулы Атлантик мощностью 240hp!
Моторы 4A-GE в разных поколений устанавливали на топовые модификации семейств Toyota Corolla/Sprinter, Corona/Carina, Celica и MR2 на протяжении почти двадцати лет (1983 по 2001)!
AE111 Corolla GT/Sprinter GT
Четырехдверные седаны-близнецы AE111 Corolla/Sprinter в модификации GT выпускались с 04.1997 по 08.2000. Это уже было традицией, в ряду утилитарных седанов делать мощную модификацию. Восьмое поколение модели не стало исключением. Однако GT версия появилась не сразу - с начала выпуска модели в мае 1995 и до апреля 1997 седанов с мотором 4AGE в кузове AE111 попросту не было.
Дело в том, что ниша полностью перекрывалась AE101 Corolla Ceres/Sprinter Marino G type с таким же двигателем. Лишь после модернизации модельного ряда АЕ111 и постепенного сворачивания выпуска Ceres/Marino, появился и седан GT. Мотор - конечно же двадцатиклапанник 4AGE (165ps при 7800rpm). Мало того, начало выпуска модификации совпало с началом выпуска шестиступенчатой коробки передач со сближенными передаточными числами и более короткой главной парой! В итоге получилось так что AE111 Corolla GT/Sprinter GT были только в "послерестайлинговом" кузове с "хрустальными" фарами, и в модификации с механической коробкой передач там была только шестиступка.
По традиции Corolla от Sprinter отличаются лишь иными бамперами и светотехникой. Конечно различий больше - капот, облицовка радиатора, крышка багажника - они другой формы. И самое главное - маленькое глухое оконце в задней стойке у Sprinter, что позволило Toyota гордо называть его "шестиоконный седан". Зато линейка Sprinter обделена люком в крыше. Модификации GT внешне отличаются лишь скромными шильдиками "GT" сзади и на передних крыльях. Классный двухтрубный глушитель канул в лету после мая 1995 как и надписи Twin cam 20 на бортах (исключение - наклейка на универсале AE101 Corolla BZ Touring).
Стандартное оборудование AE111 Corolla GT/Sprinter GT было довольно обширно - четырехканальная ABS, две AIRBAG, электропакет, гидроусилитель, регулируемая по высоте рулевая колонка. Как опция предлагались накладки на пороги, задний спойлер, люк в крыше (только для Corolla), литые диски. В августе 1998 произошли незначительные изменения конструкции и несколько изменилась цветовая гамма.
Периоды выпуска AE111 CorollaGT/SprinterGT: оригинальная модель - НЕ ВЫПУСКАЛАСЬ, рестайлинг - 04.1997-08.2000 (Latter term).
Интересные факты
Филиал Toyota в Южной Африке примерно в эти же сроки выпускал Corolla RSi 20V с двадцатиклапанным двигателем 4AGE - по видимому это аналог Corolla GT. Возможно это была просто сборка из привозных машинокомплектов, но все же это единственный известный мне случай официальной продажи машин с мотором 4AGE 20v вне Японии! В отличии от японского аналога модификация Corolla RSi 20V выпускалась и в "дорестайлинговом" кузове. Автомобиль был омологирован FIA по группе N и местные гоночные команды неплохо выступали на нем на ралли South African National Rally Championships.
AE111 Corolla Levin / Sprinter Trueno (BZ-G, BZ-V, BZ-R)
Levin/Trueno последнего поколения (1995-2000) имеет наиболее жесткий и в то же время легкий кузов (1070кг), хорошую управляемость (BZ-R и часть выпуска BZ-G оснащались подвеской Super Strut) среди всех моделей Toyota с двигателем 4AGE. Модернизированный двадцатиклапанник стал немного мощнее (со 160ps на предыдущем Silver Top мощность увеличилась до 165ps) что делало энерговооруженность машины весьма достойной.
Уникальная шести ступенчатая коробка передач (только на BZ-R с апреля 1997г.) со сближенными передаточными числами и более короткой главной парой не имела аналогов среди конкурирующих моделей того времени.
Отличия в конструкции подвески и ходовой части у BZ-G, BZ-V, BZ-R такие же как у других королл-спринтеров в GT исполнении: дисковые тормоза на задних колесах, замкнутая на моторный щит распорка между чашками передней подвески (Strut Brace), более жесткие пружины и амортизаторы, уже упомянутый Super Strut с передними дисками увеличенного диаметра и более мощными суппортами (только BZ-R и BZ-G).
Различие между Levin и Trueno заключались в разной светотехнике, бамперах. Из стильных элементов конструкции - стекла дверей не имеющие рамок, опциональные сиденья Recaro, аэрообвес с "высоким" задним антикрылом. С апреля 1997 на Levin стали ставить оригинальные задние фонари внешне отличавшиеся от фонарей Trueno лишь тремя горизонтальными полосками. Казалось бы - незначительный элемент, но многочисленные любители модели в Японии посчитали эту особенность очень стильной и ставили такие фонари на все модели и модификации семейства, в т.ч. дорестайлинговые.
AE111 Sprinter Carib BZ-Touring
Модель Sprinter Carib сменила базовую платформу на AE11# в 1995. Эта модель широко известна, прежде всего, своими грузопассажирскими свойствами (универсал с высоким потолком) и традиционной трансмиссией 4WD. От сложной системы "Height Control" увеличивающей дорожный просвет, Toyota отказалась еще на предыдущей модели Кариба - AE95. Зато появились чисто переднеприводные модификации.
Унификация модельного ряда позволила поставить на Carib и самый новейший двадцатиклапанник 4AGE - эта модификация называется BZ-Touring. Мало того, с апреля 1997 на нее ставили шести ступенчатую коробку передач (как на Levin BZ-R!) со сближенными передаточными числами и более короткой главной парой. По существу это и есть Levin в кузове Carib, только более тяжелый (1170кг). Жесткость кузова универсал, конечно же, ниже чем у двух дверного купе, однако это не мешало поклонникам модели в Японии участвовать на них в любительских кольцевых гонках. Серийно Carib не оснащался подвеской Super Strut, так что все универсалы со стратовой подвеской на вторичном рынке в Японии- следствие проведенного тюнинга. Так или иначе, AE111 Sprinter Carib BZ-Touring наряду с AE101 Corolla BZ-Touring были самыми мощными 1,6л. универсалами в Японии и не имели аналогов среди моделей одноклассников.
Из стильных элементов конструкции - задние фонари в стойках кузова, аэрообвес, различные псевдоджиповые маски и кенгурины, которые без проблем могли быть установлены и на переднеприводные BZ-Touring.
Другие модификации - Z-Touring с 7A-FE и 4A-FE. Заслуживает упоминания ограниченная партия Rosso с 7A-FE и передком с круглыми фарами как у европейской Corolla.
Заканчивая этот краткий обзор моделей Corolla/Sprinter, оснащавшихся мотором 4A-GE 20V Black Top, нелзя не упомянуть о еще одной модели c таким двигателем, болеее крупном седане Carina GT.
AT210 Carina GT/1.6GT
В модельном ряду Toyota Carina AT21# позиционировалась между Corolla/Sprinter AE11# и Corona Premio AT21#, хотя с технической точки зрения Carina и Corona Premio практически один и тот же автомобиль. Carina всегда предназначалась для продажи через дилерскую сеть "Netz" (специализация - "технические новации", "молодежки" и т.п.), поэтому всегда была чуть более "продвинутой" в техническом плане, более "спортивной" чем Corona. На Carina уже ставили двигатель 4A-GE ранее (AA63, AT160, AT171), причем некоторые модификации даже назывались GT-R! Серия Carina AT210 в 1996 вновь получила мотор 4A-GE и модификацию GT.
Основные отличия конструкции подвески и ходовой части версии GT от других модификаций: более жесткие амортизаторы, дисковые тормоза на задних колесах, верхняя распорка между чашками передней подвески (так называемая Strut Brace, причем она не замыкается на моторный щит как на AE10# и AE11#, а просто соединяет чашки между собой), распорка креплений нижних рычагов задней подвески и, появившиеся на latter term моделях, пара усилителей кузова. Внешне о "спортивной" направленности Carina GT говорит лишь неброский аэрообвес (опция), руль обшитый кожей, да соответствующие шильдики GT.
Рестайлинг 1998 затронул решетку радиатора, передний бампер, всю переднюю оптику (фары "хрусталь"), задние фонари и аэрообвес плюс к этому стали ставить шестиступенчатую механику C160. Стали стандартными кондиционер с режимом AUTO, пятнадцатидюймовые легкосплавные колесные диски и шины 195/55-R15. В целом облик послерестайлинговых Карин более оригинален. Появились белые шкалы приборов, другой руль, а вот новая оптитронная панель приборов (опция) на GT, увы, не была предусмотрена. Существовала комплектация Pierna с более богатой комплектацией, в частности на всех Pierna есть задний стеклоочиститель.
Бытует мнение, что мотор 4AGE плохо подходил Карине. Конечно, при снаряженной массе 1160кг с механикой и 1190кг с 4 ст. автоматом ECT-S (а это на 60-140кг больше чем у младших Corolla/Sprinter) энерговооруженность Carina GT уже не кажется такой внушительной как у того же Levin BZ-R, но все равно машина оставалась очень динамичной. Естественно это относится к машинам с механической коробкой, среди которых немало экземпляров с шестиступкой. На ранние машины ставили и 5 ст. механику, конечно.
В активе модели - более просторный по сравнению с AE111 салон, большой багажник. Стандартное оборудование довольно обширно - четырехканальная ABS, две AIRBAG, электропакет, гидроусилитель, регулируемая по высоте рулевая колонка. Дополнительное оборудование для GT модификации включает в себя аэрообвес (передний спойлер, накладки на пороги, накладки на задний бампер, задний спойлер) и литые диски (стандарт после 08.98). Электролюка на GT не было, как ни на других модификациях Carina.
Периоды выпуска AT210 Carina GT/1.6GT: оригинальная модель - 08.1996-08.1998 (Previous term), рестайлинг - 08.1998-11.2001 (Latter term).
Интересные факты
AT210 Carina GT выпускалась до ноября 2001 года, что более чем на год дольше, чем другие модели с 4A-GE.