Значительно реже, но все же встречающийся способ обмана, который периодически мне попадается в рамках общения с жуликами из Фрод-рулетки.
Кто не в курсе про рулетку: это сервис, где ты сам «заказываешь» себе перехваченные звонки от мошенников и делаешь с ними что душе угодно.
"Звонок про письмо" имеет массу самых различных ситуативных вариаций, но общий смысл прост:
Жулики звонят от имени МФЦ архива/Почты и сообщают, что на ваше имя было важное-важное письмо, которое обязательно к получению. Если не получить – будет передано в архив на платное хранение за 100 рублей в день и прочие кары.
Сегодня коротко пара вариантов разговоров.
Один адресован абоненту женского пола, поэтому пришлось выкручиваться на месте. Даже если удается, то любые «умничать» сразу же отсекаются, мол, давайте мы непосредственному лицу перезвоним.
С «операторами», кстати, без проблем прокатывает легенда про «это моя жена, я ее номером пользуюсь». Иногда могут спросить "Зачем?". Ну и разок ляпнул, что «5 лимонов должен, коллекторы утомили» - сразу трубку бросили. Действительно, что с меня брать-то жуликам?
Что говорят?
Традиционно, Ж – это жулики, а Я – это, соответственно, ваш покорный слуга. Все кратко, без вступлений.
Приветствия и прочие уточнения персональных данных опускаю.
Ж: Такая-то? Как ее услышать?
Я: Кто ее спрашивает?
Ж: Архив МФЦ
Я: Она пока вышла в магазин, что ей передать?
Ж: Я перезвоню…
Я: Стойте. Что-то ей передать вообще?
Ж: А вы кем ей являетесь?
Я: Муж.
Ж: Информирую вас, что на ее имя поступило адресное письмо с пометкой «документация». От государственного органа. Она его ранее не забрала в отделении Почты России. Письмо пролежало две недели и после поступило к нам в архив. Звоним поинтересоваться, почему письмо не забрала.
Хм... вот первая реакция морально здорового человека - задать встречный и не совсем цензурный вопрос. А вас-то это почему чешет?
Я: Странный вопрос. Если не забрала, то было не нужно, это же логично, если письмо не получил человек.
Ж: Это письмо направлено со стороны госструктуры, оно обязательно к получению адресатом! Тут вам нет выбора, нужно или не нужно получать. Вы обязаны!
Я: Да вы что? У нас нет обязанности получать письма, это желание человека. Хочет - получает. Откуда письмо?
Ж: Если письмо направлено со стороны госструктуры, оно обязательно к получению от правительства. Можете посмотреть эту информацию, не знаю где, в интернете, где хотите.
Удивительный по своему абсурду довод. Вы обязаны, но где посмотреть - ищите где хотите.
Это реально какие-то стажеры. Вот «операторы связи» прямо-таки выдрессированы, на любое «А на каком основании?!» с максимально суровым тоном сыплют статьями закона «О связи», постановлениями Роскомнадзора и прочими докУментами.
На проверку, конечно, ту еще дичь несут, чаще не существующую и отношения к вопросу не имеющую, но хотя бы серьезное лицо делают и до последнего сами верят в то, что нагружают в ухо собеседнику.
Я: Так и назовите! Закон, статью, по которой это обязательно к получению.
Ж: Это Закон. Можете просмотреть на сайте, можете просмотреть на сайте МФЦ. Это первое. Второе, давайте я всё-таки перезвоню, когда ваша супруга вернётся, и тогда мы с ней побеседуем.
Далее я вынужден был срочно обрисовать собеседнику его положение в данном разговоре, дав понять, что он раскрыт. Чтобы не позвонил повторно человеку.
Другой звонок из той же оперы, но жулик попался какой-то… слабенький. Опять упомяну серьезный настрой тех же «операторов связи», которые возражения готовы 10-15 минут отрабатывать.
Видимо «почтовые звонки» реально какой-то стажерский сектор гонит.
Ж: Связывается архивный отдел МФЦ, меня зовут Станислав, звоню вам сообщить, что на ваше имя поступало персональное письмо с пометкой "документация", которое вы не забрали в отделении Почты России. Письмо пролежало там 2 недели, по истечении срока поступило к нам в архив, физически находится в архиве МФЦ, скажите пожалуйста, вам приходило извещение Почты России для получения письма?
Я: Ну может и приходило. Что за письмо?
Ж: Так как отправителем письма является пенсионный фонд, а письмо с пометкой «документация», то оно обязательно к получению.
Я: Хм… если не получил, то значит оно мне не нужно. Пенсионный фонд ничего хорошего не пришлет.
Ж: Вы отказываетесь от получения письма?
Я: Верно. Зачем оно мне? Не обязан получать.
Ж: Я перенаправляю письмо на платное хранение, будете оплачивать платное хранение. Чтобы не были таким умным - будете платить за хранение! До свидания…
Ишь ты. То ли комплимент сделал, то ли переиграл и уничтожил.
Возможно, далее должен был поступить повторный звонок – с какими-нибудь ужасами «Вы уже должны 100500 мильонов», но мне он никак не попадет, поэтому имеем то, что имеем.
В чем смысл?
Смысл, традиционно, прост и понятен.
При согласии жертвы на получение письма потребуется «подтверждение личности через Госуслуги», а далее все по старой и избитой до трещин схеме.
Код на восстановление, код на подтверждение смены номера и привет-пока учетная запись.
А далее или кредиты и микрозаймы на ваше имя или второй этап развода под названием «Следователи ловят мошенников». Жертве расскажут, как у нее угнали учетку Госуслуг и вот-вот продадут квартиру и наберут кредитов, наделав "всяких электронных подписЕй".
Короче не мните мягкие навершия, а срочно продавайте ее сами и давайте денежки «на безопасный счет». Еще и кредиты наберите на всю сумму. И вклады передайте. Все-все.
Веселье – весельем, но страшно все это, на самом-то деле.
Не забываем, что никаких «обязательных писем» у нас нет, законов на этот счет (обязывающих получать письма) нет, а если вам угрожают «платным хранением» за неполученное письмо – это 100% мошенник.
Не верьте, ничего не высылайте.
Давите «Нравлика» и пожелайте хорошего улова в Рулетке.
Кстати! Кто следит за сценарными разводами с участием Лехи_с_ружьем и случайного медведя – в работе новый сценарий: «На охоте» называется. Леху все-таки настигнет медведь...
Первые нарезки в ближайшее время в Телеграмме, подписываемся!