Найти в Дзене
Киноледи

Людмила Гурченко в молодости и в старости: параметры и мужья

Оглавление

Ее называли - «Богиня Люся из Харькова». Но судьба Людмилы Гурченко сложилась непросто.

Людмила Гурченко – одна из самых ярких, харизматичных звезд отечественного кино. В ней непостижимым образом сочетались предельная эмоциональность, открытость и некая загадочность, даже таинственность. Люся шокировала и восхищала публику. В числе ее воздыхателей были самые успешные и знаменитые мужчины Советского Союза. Сложно понять, как обычная девочка «с Харькува», с трудом избавившаяся от акцента, смогла покорить вершины, недостижимые для столичных красоток.

Детство Люси

Актриса не уставала повторять, что самую большую роль в ее судьбе сыграл отец, Марк Гаврилович. Он с самого рождения «дочурочки» искренне верил, что ее ждет необыкновенное, славное будущее. Видимо, ей на роду было написано стать актрисой.

-2

Даже имя свое девочка получила в честь героини американского фильма, который Марк Гаврилович посмотрел 12 ноября 1935 года, когда отвез жену в роддом. Героиню картины звали Люси. Правда, в ЗАГСах того времени «буржуазные» имена не приветствовались. И новоиспеченный отец скрепя сердце согласился назвать дочку Людмилой. Милая людям – это ему понравилось! А дома маленькую Людмилку, конечно же, звали Люсей.

-3

«Заказ» отца небеса выполнили: девочка росла необыкновенно живой и артистичной. Малышка задорно пела и плясала под папин баян, а нередко в их полуподвальной комнате устраивались целые концерты для гостей.

Марк Гаврилович Гурченков (фамилия Гурченко – результат ошибки харьковской паспортистки) происходил из смоленских крестьян. Некоторое время парень работал на одной из шахт Кривого Рога. Он так хорошо играл на гармошке и баяне, что начальство отправило его в Харьков для получения музыкального образования. Правда, до диплома Марк так и не дотянул, но преподавателем музыки в школу его взяли. Там он и встретил девятиклассницу Лену Симонову, которая стала его женой, едва получив аттестат. Все предки Елены Александровны были столбовыми дворянами. После революции Лена вместе с матерью и сестрой волею судьбы попали в Харьков, и у них началась совсем не «дворянская» жизнь.

Отец и мать Гурченко
Отец и мать Гурченко

Мать Елены отнеслась к будущему зятю без восторга, ведь он был человеком совершенно иного круга, да еще на два десятка лет старше ее дочери. Но впоследствии она оценила человеческие качества Марка. Родители Люси занимались организацией культурно-массовых мероприятий и пользовались большой популярностью.

Люся всегда была для отца «богинькой», «богинечкой». Он всегда верил, что дочка станет известной актрисой. Это прозвище потом приживется и в актерской среде.

С началом Великой Отечественной войны Марк Гаврилович, несмотря на инвалидность, ушел добровольцем на фронт.

-5

Людмила Марковна называла себя «очень советским человеком из очень советского города Харькова». На долю маленькой девочки выпали те же испытания, которые переживала вся страна в военный период. В своих мемуарах Людмила Марковна рассказала, как актерский талант помог ей не умереть с голоду в годы оккупации. Девочка исполняла перед захватчиками песенки на немецком языке и получала за это кое-какую еду, которую несла домой. Люся ни слова не понимала по-немецки: она просто запомнила то, что звучало с пластинок…

-6

После освобождения города от фашистов Люся пошла сразу в две школы – обычную и музыкальную. А потом с фронта вернулся отец.

Параметры фигуры Людмилы Гурченко

При росте 173 см в молодости Людмила Гурченко весила 58 кг. С возрастом она добавила всего 3 килограмма.

-7

У Людмилы Гурченко была прекрасная фигура, она была обладательница редкой "осиной" талии.

На пике, ее талия составляла 58 см. Но большую часть времени актриса снималась уже с "нормальной" для советских женщин фигурой. Как рассказала костюмер Гурченко Ирина Великанова, талия актрисы составляла 68 см. Но фигура все равно смотрелась идеально. Этого удавалось достигнуть за счет изящной пропорциональной конституции тела. Также актриса носила пышные юбки и корсеты.

Покорение столицы

Получив аттестат в 1953-м, Люся отправилась покорять столицу. Марк Гаврилович напутствовал свою «богинечку»: «Никого не бойся! Иди и вжарь як следует!» И Люся «вжарила»: поступила во ВГИК с первого раза, хотя конкурс был огромный. Ее педагогами стали легендарные Сергей Герасимов и Тамара Макарова. Люсю они считали одной из самых способных и неординарных студенток на курсе.

-8

В 1958-м Гурченко окончила институт и устроилась в Театр-студию киноактера, где проработала шесть лет. Следующим ее «пристанищем» стал «Современник», которым тогда руководил Олег Ефремов. Впоследствии Людмила Марковна блистала на сценах МХТ им. Чехова и Театра сатиры.

Триумф, ставший роковым

В 1957 году на экраны вышла комедия начинающего режиссера Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Главную роль исполнила Люся Гурченко. Вообще-то поначалу Рязанов утвердил другую актрису, гораздо более красивую и без «ужимок», которые так раздражали его в Гурченко. Но та красотка абсолютно не умела петь и танцевать. Видя, что съемки новогодней комедии на грани срыва, директор «Мосфильма» Иван Пырьев буквально заставил режиссера отдать роль Люсе.

-9

В очаровательную героиню Леночку Крылову мгновенно влюбилась вся страна, а песня «Пять минут» стала настоящим хитом. Марк Гаврилович неимоверно гордился дочкой и при каждом удобном случае сообщал людям, что он отец той самой актрисы. Конечно, ему часто не верили, но на этот случай у него всегда имелись с собой детские фото любимой дочурки. Марк Гаврилович щедро раздавал карточки желающим, предварительно подписав каждую: «Марк Гурченко, отец актрисы». По городу ходили сплетни, что Гурченко «дали, наверно, двадцать пять тысяч», чтобы не слишком красивую Люсю «взяли в кино».

Гурченко нравились брюнеты
Гурченко нравились брюнеты

Вот тут Марк Гаврилович не выдерживал и приходил в неистовство… Казалось бы, после такого триумфа путь Люси в кино будет усыпан розами. Но судьба распорядилась иначе.

Самые сложные годы

-11

Сценарий музыкальной комедии «Девушка с гитарой» писался специально «под Люсю». Однако героиня до боли напоминала Леночку Крылову, да и сама картина была сделана в том же жанре. В общем, успеха «Карнавальной ночи» не случилось, и Гурченко постепенно стали забывать.

Для Люси настали тяжелые времена. Падать с такой высоты очень больно, к тому же ей в буквальном смысле не на что было жить. Основным заработком Гурченко стали сборные концерты на предприятиях и творческие вечера. Пресса провоцировала сплетни, что на подобных мероприятиях актриса гребет деньги лопатой. Конечно же, это не соответствовало действительности. Но перестали снимать в кино Люсю по другой причине.

-12

Однажды, во время работы над фильмом «Девушка с гитарой», Гурченко вызвал к себе тогдашний министр культуры. Люсе предложили сотрудничество с КГБ: по сути, она должна была превратиться в «стукачку», зато получить множество выгод, в том числе квартиру в Москве.

Актриса с презрением отказалась от «заманчивой» перспективы, и этим решила свою судьбу. По словам Гурченко, ее просто стерли тогда в порошок. За десять последующих лет она не сыграла ни одной сколько-нибудь значимой роли.

Неизвестно, как бы выжила Люся, если бы не поддержка родителей. Они высылали ей деньги, взяли на себя заботы о маленькой внучке. «Я колесила с концертами по стране: тюрьмы, рыболовные поселки, заводы… Представляете, что у меня творилось внутри, когда я понимала, что мне 37 лет, самый расцвет и роскошный возраст для актрисы, а я никому не нужна?!», – вспоминала Людмила Марковна спустя время.

Наконец, в 1973 году режиссер Виктор Трегубович предложил Гурченко роль директора ткацкой фабрики в картине «Старые стены». «Эта роль пришлась мне на грани движения к смерти. Я вообще не хотела жить. Потому что не снималась, потому что была не в милости, не в моде», – рассказывает актриса. Именно после «Старых стен» от нее отцепилось-таки амплуа беззаботной хохотушки. Начался новый период, который сделал Людмилу Марковну легендой советского кинематографа.

70-е годы стали очень плодотворными для актрисы. Она сыграла в таких знаковых картинах как «Балтийское небо», «Пять вечеров», «Двадцать дней без войны», «Дневник директора школы», «Соломенная шляпка», «Мама», «Небесные ласточки», «Сибириада».

-13

В 1982-м в жизни актрисы случилось судьбоносное событие: о ней вспомнил Эльдар Рязанов, который когда-то снял ее роли Леночки Крыловой. Теперь это был маститый режиссер, фильмы которого обожала вся страна. Вот как об этом вспоминает сам Эльдар Александрович:

«В 80-м я увидел Людмилу Гурченко в телефильме замечательного режиссера Евгения Гинзбурга «Песни войны». А мы с Эмилем Брагинским только что закончили сценарий к фильму «Вокзал для двоих». И по сценарию героине было восемнадцать лет.

-14

Молодая девочка, сияющие глаза, никакого развода, ребенка, усталости. А я понял, что играть должна только Гурченко. Мы работали над фильмом целый год, я хорошо изучил ее характер. Я знаю, что она стеснительна, застенчива, уязвима. Она много натерпелась в жизни и частенько ставит эдакий заслон между собой и человеком, которого не хочет пустить в свой внутренний мир. Она не терпит бездарностей, пошляков и лепит им в глаза горькую правду-матку! Отсюда частенько возникают толки о ее несносном характере, разговоры о «звездной болезни». Так вот, я, пожалуй, никогда не встречал такой послушной и дисциплинированной актрисы. Она безотказна в работе, исполнительна, всегда готова к бою. Она фанатик в самом лучшем и высоком значении этого слова».

В 1983 году, после выхода фильма на экраны, Людмила Марковна получила звание народной артистки СССР.

Конечно же, зрители любят ее яркие образы в картинах «Любимая женщина механика Гаврилова», «Отпуск за свой счет», «Полеты во сне и наяву», «Моя морячка», «Рецепт ее молодости». Отдельно стоит сказать о комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1984). Фильм мгновенно завоевал сердца миллионов зрителей и был буквально разобран на цитаты. И сегодня на постсоветском пространстве нет человека, не знающего, кто такая Раиса Захаровна, образ которой гениально воплощен Гурченко.

Людмила Марковна была разносторонне одарена. За свою карьеру она выпустила 17 музыкальных альбомов и 3 автобиографических книги. Зрители оценили видеоклипы с ее участием, особенно «Ненавижу», «Петербург-Ленинград» и «Хочешь?»

Личная жизнь

-15

Первым мужем Людмилы Гурченко стал кинорежиссер Василий Ордынский. Студентке Люсе на тот момент едва исполнилось восемнадцать, Василию было уже 30. Семейная жизнь продлилась недолго – меньше двух лет. Причиной расставания стало неумение Ордынского отстоять жену перед худсоветом: из-за этого Люся лишилась главной роли в картине «Человек родился».

 С Борисом Андроникашвили
С Борисом Андроникашвили

Вскоре Люся без памяти влюбилась Бориса Андроникашвили – красавца с «орлиным» профилем. Борис, который учился на сценарном факультете ВГИКа, происходил из знаменитой семьи: его родителями были репрессированный писатель Борис Пильняк и потомственная грузинская княжна, актриса Кира Андроникашвили. В этом браке родилась дочь Мария. Увы, Люся не получила того, о чем мечтала.

По сути, она стала добытчиком в семье, разрываясь между домом и бесконечными концертами. В то время как Борис пребывал в поисках» себя и «приземленными» проблемами не заморачивался. Чаша терпения переполнилась, когда Людмила узнала об изменах любимого мужа. Андроникашвили был вычеркнут из ее жизни навсегда. Дочь Маша, росшая в Харькове у деда с бабкой, стала носить фамилию Гурченко.

-17

Следующий супруг Люси был приемным сыном и тезкой писателя Александра Фадеева – автора «Молодой Гвардии». Люсю полюбила свекровь – актриса МХАТа Ангелина Степанова. Она подарила молодым квартиру в центре Москвы, на Маяковке. Но жить с транжирой и пьяницей Люся не смогла. Когда Фадеев в алкогольном угаре схватился за ружье, она поставила точку.

Фадеев
Фадеев

Не сложилась у Люси и жизнь с эстрадным певцом Иосифом Кобзоном. Карьера Кобзона развивалась стремительно, и он хотел, чтобы жена занималась исключительно домом. Естественно, Люся на это пойтти не могла: у нее были свои амбиции. Кроме того, Люсю бесили бесчисленные поклонницы мужа и «звоночки» о его изменах.

-19

После развода с Кобзоном в СМИ начала появляться информация о романтических отношениях Гурченко и Владимира Высоцкого. Людмила всегда принадлежала к числу его поклонников, но влюблена в него не была. Актриса не дала ни одного комментария по этому поводу.

Брак с пианистом Константином Купервейсом не был официально зарегистрирован, зато продержался почти 20 лет. Константин был моложе Гурченко на 14 лет, однако дочь Маша стала называть его отцом – этого не удостаивался ни один из прежних мужей мамы.

-20

Купервейс трогательно заботился о Люсе, когда на съемках фильма «Мама» она получила серьезную травму ноги и перенесла несколько сложных операций. Вместе с Люсей он участвовал над созданием программ «Песни войны» и «Любимые песни». Людмила Гурченко и Константин Купервейс расстались из-за возникших в последний год отношений сложностей, с которыми они не смогли справиться. Музыкант остался без работы, а артистка его не поддержала. Последовали конфликты. Однажды после очередной громкой ссоры актриса чуть было не покончила с собой. В одно время бывшие влюблённые хотели снова сойтись, но у них не вышло: слишком сильны были прошлые обиды друг на друга.

-21

С последним мужем, продюсером Сергеем Сениным, Гурченко была действительно счастлива. Они познакомились в 1990-м, когда одесситу Сенину предложили стать продюсером фильма «Сексказка». Главную роль играла Людмила Марковна. «Я увидел фантастической красоты женщину. Опешил. Онемел. Подарил цветы. После съемок проводил до гостиницы», –рассказывал Сенин. После он помог Гурченко с организацией гастролей в Израиле. Разница в возрасте была огромной – больше четверти века! Но, как ни странно, Сенину постоянно казалось, что он старше жены. Впервые в жизни Люся почувствовала себя ЗАмужем. Все важные решения в их семье принимал Сергей. Он сумел найти подход к Маше, у которой на тот момент были весьма непростые отношения с матерью.

-22

Гурченко и Сенин расписались через шесть лет совместной жизни. Разлучила их только неожиданная смерть Людмилы Марковны в марте 2011-го. Сергей больше не женился. Он делает все, чтобы память о любимой женщине жила вечно. А еще очень переживает, что недодал ей любви и внимания… «Когда буду уходить, я буду знать, что прожил жизнь не бессмысленно, потому что рядом была она», – признался Сергей Михайлович.

Дочь Мария

Людмила Марковна мечтала о сыне, которого хотела назвать «лучшим именем на свете» и – Марк. Но у нее родилась «добрая, хорошая Машенька». Девочка появилась на свет в июне 1959-го. Заботу о малышке взяли на себя Марк Гаврилович и Елена Александровна: они считали, что Люся должна строить карьеру в столице. То трех лет Маша жила с ними.

Дочь Мария
Дочь Мария

Конечно, Людмила Марковна надеялась, что Маша пойдет по ее стопам. Но девочка росла абсолютно не амбициозной. Она с трудом привыкала к Москве и все время рвалась к дедушке и бабушке в Харьков. Училась Маша плохо. Ни театр, ни кино ее совершенно не интересовали: Маша хотела жить жизнью обычного человека и после школы поступила в медицинское училище.

Мария очень рано вышла замуж. Ее избранником стал ничем не примечательный парень Александр Королев. Вскоре они стали родителями маленького Марка. Конечно же, на этом имени настояла Людмила Марковна! Через несколько лет Маша родила дочку, названную Еленой в честь прабабушки.

-24

Своего внука Людмила Марковна обожала. Можно представить, какой трагедией стала для нее смерть 16-летнего Марка. Парень погиб от передозировки. Гурченко не могла простить Маше, что та не сообщила ей о трагедии: она узнала это от другого человека…

Война между матерью и дочерью прекратилась только с уходом Людмилы Марковны из жизни. Актрисе много нервов стоили суды из-за квартиры, которая досталась Маше от бабушки. Купила эту квартиру в свое время Люся…

Маша пережила маму всего на шесть лет. Ее нашли мертвой в подъезде. По официальной версии причиной смерти стал сердечный приступ. Ей было всего 58 лет. Похоронили ее рядом с мамой на Новодевичьем кладбище. Наконец-то конфликт между матерью и дочерью завершился – теперь они навсегда рядом…