Книги, сформировавшие обычаи Рождества, появились на два десятилетия раньше «Рождественской песни в прозе» Диккенса. В 1822 году Рудольф Аккерман, предприимчивый англо-немецкий пионер книгоиздания, с большой выгодой для себя продававший роскошные литографии и иллюстрированные издания, создал совершенно новый, ни на что не похожий библиографический продукт.
Под названием «Незабудка» (Forget-Me-Not) в Англии вышла подарочная книга или, иначе говоря, рождественский альманах. Как говорилось в предисловии, она следовала давней немецкой традиции литературного альманаха или книги карманного формата: «Британской публике впервые предлагается соперница во множестве издаваемых на континенте элегантных книг, служащих знаками внимания, дружбы или воспоминания, в такое время года, когда, согласно старинному обычаю, особенно принято обмениваться подобного рода подарками».
Книга вышла из печати в ноябре 1822 года, чтобы успеть на недавно сформировавшийся рынок праздничных подарков и еще больше оживить его. Сборник «Незабудка» сразу же стал настоящим хитом. Эта книжечка карманного формата была украшена сентиментальными листочками и цветочками, гравюрами, изображающими пухлых детишек Георгианской эпохи, и стихотворными подписями к ним.
В 1930 году писательница Вита Сэквилл-Уэст язвительно подметила, что в сборнике не был пропущен ни один элемент, милый сердцу читателя XIX века: «Тут вам Швейцария и Каледония; романтическая любовь и триумф добродетели; женская скромность и мужская сила; привидения, руины, кладбища, лесные долины; плоды игривой фантазии и возвышенный, высокоморальный тон — ничего не упущено, чтобы эти миниатюрные новинки получили заслуженный успех».
Книги с названиями вроде «В память дружбы: сборник рассказов», «Литературный сувенир» или просто «Подарок на память» стали появляться одна за другой, по мере того как издатели по обе стороны Атлантики содействовали развитию обычаев дарения, связанных со временем года, и превратили их в ходовой товар.