Найти тему
Тесные времена

Приютино и Менелас?

В последнее время несколько раз приходилось сталкиваться с упоминаниями о художнике Иване Алексеевиче Иванове (1779-1848). В августовскую поездку по торжокским усадьбам о нем вспоминали в Никольском-Черенчицах, где он жил у Н. А. Львова и зарисовал план рабочего кабинета мэтра. В мае 1799 года Иванов, закончивший обучение в Академии художеств со званием художника архитектуры XIV класса, был прикомандирован к Н. А. Львову (1753-1804), назначенному Павлом Петровичем директором угольных приисков в империи и одновременно директором училища землебитного строения. Вот в этих делах Иван Алексеевич и стал ближайшим помощником Львова и даже учил рисованию членов его семьи. Кстати, именно Иванов исполнил «Альбом землебитных строений», преподнесенный Львовым Александру I, он же во время болезни Львова стал фактическим руководителем землебитной школы в Тюфелях под Москвой, где в это же время служил и другой помощник Львова архитектор Адам Адамович Менелас (1753-1831).

В. Л. Боровиковский. Портрет А. А. Менеласа. Начало 1790-х годов
В. Л. Боровиковский. Портрет А. А. Менеласа. Начало 1790-х годов

Помимо основной службы у Львова, Менелас участвовал в строительстве усадеб для Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) на Гороховом поле на Яузе и в Горенках под Москвой, в Яготине в Киевской губернии, а также дворца для Кирилла Григорьевича Разумовского (1728-1803) в Батурине. Авторство проектов этих усадеб подвергается обсуждению, но, по тому, что известно сегодня, представляется, что это совместное творчество Н. А. Львова (идея, эскизные наброски) и строителя, на ходу дорабатывавшего проекты в контакте с заказчиком, А. А. Менеласа. При этом именно И. А. Иванов зарисовал усадьбу Разумовского на Гороховом поле вскоре после окончания ее строительства, да и в последней командировке Львова на Кавказ с целью обустройства курорта на Кавказских Минеральных Водах этот художник сопровождал Львова и делал живописные зарисовки.

И. А. Иванов. Вид усадьбы А. К. Разумовского на Гороховом поле. 1800-е годы
И. А. Иванов. Вид усадьбы А. К. Разумовского на Гороховом поле. 1800-е годы
И. А. Иванов? Вид усадьбы А. К. Разумовского в Горенках. 1800-е годы
И. А. Иванов? Вид усадьбы А. К. Разумовского в Горенках. 1800-е годы
Неизвестный художник (И. А. Иванов?). Вид усадьбы А. К. Разумовского в Яготине. 1800-е годы.
Неизвестный художник (И. А. Иванов?). Вид усадьбы А. К. Разумовского в Яготине. 1800-е годы.

Таким образом факт, что Львов, Менелас и Иванов были прекрасно знакомы и дружно работали вместе до смерти Львова, не подлежит сомнению.

В 1806 году Иванов становится художником Стеклянного завода, тогда как Менелас, выйдя в отставку, строит по частным заказам, прежде всего на Украине, куда он на время переселяется.

Ситуация меняется в 1813 году, когда 60-летний как минимум (даты рождения нашего героя разнятся) Адам Адамович хлопочет о новом поступлении на государственную службу. Наилучшие рекомендации ему дают А. К. Разумовский (что вполне понятно) и... А. Н. Оленин.

А. Г. Варнек. Портрет А. Н. Оленина. 1824
А. Г. Варнек. Портрет А. Н. Оленина. 1824

Понятно, что Оленин с 1795 года входил в тот же кружок Державина, куда входили и Н. А. Львов, и А. А. Менелас, так что знакомство между ними, безусловно, было, дружен был Оленин и с другим благодетелем Адама Адамовича А. К. Разумовским, однако пишет он к министру внутренних дел Козодавлеву (Менелас устраивался на службу в Строительный комитет МВД) о своем протеже как о строителе, которого трудно превзойти:

«2 декабря 1813 года

Милостивый государь

Осип Петрович

Я к Вашему Превосходительству всегда смело обращался с моими просьбами, тому причиною благосклонное всегда внимание ваше на покорнейшие мои прошения... В сей надеже я и ныне прибегаю к Вашему Превосходительству и вот в чем дело состоит.

Вручитель сего коллежский асессор Менелас, шотландский уроженец, давно в России живущий и мне 18 лет весьма знакомый, жил долго в Малороссии и там <нрзб> выдал дочь свою в замужество за коллежского секретаря Яновского, служащего ныне экспедитором в Почеповской почтовой конторе и просящего теперь о перемещении на вакансию Стародубского городового почтмейстера - вот Ваше Превосходительство и моя покорнейшая просьба, буде было это возможно, а сверх того и другая, которая прямо же относится до вручителя сего письма.

По страсти моей к строениям я давно познакомился с г. Менеласом как с человеком весьма знающим строительную часть не токмо по одной теории но по долговременному собственному опыту и упражнению. Если Вашему превосходительству нужен по сей части человек, то я смело могу уверить вас, милостивый государь, что здесь мало вы найдете людей, которые могли бы с ним равняться, в практических его познаниях в строительной части. Осмеливаясь поручить как его так и зятя его в милостивое ваше внимание имею честь быть с истинным почтением и совершенной преданностью

Вашего превосходительства

покорнейшим слугою

Алексей Оленин»

В связи с этим правомерно поставить вопрос: а не был ли А. А. Менелас строителем Приютино? Кто был автором этой усадьбы, документально не известно - обсуждалось авторство Львова, но оно отвергнуто, в то же время высказывалось предположение о том, что архитектором был уже знакомый нам... И. А. Иванов, исполнивший план Приютино. Но Иванов - это, прежде всего, художник, значительная часть творческого пути которого прошла в сотрудничестве с Н. А. Львовым и А. А. Менеласом. Когда в 1820 году Менелас начнет в Царском Селе перепланировать бывший Зверинец в английский пейзажный парк, то добьется временного причисления И. А. Иванова «к ведомству архитектора Менеласа по садовым строениям Царского Села», по-видимому, в качестве привычного рисовальщика и чертежника. В 1827 году Иванов исполнит «панорамический вид Царского Села», в 1828 году - «три окружных вида Царского Села» с верхней площадки Белой башни, запечатлев совместную работу с Адамом Адамовичем. Словом, Иванов был помощником Менеласа до конца жизни последнего.

Так почему и в Приютино они не могли сотрудничать?

Обратимся к архитектуре приютинского дома.

Усадьба Приютино. Всеволожск. Современное фото
Усадьба Приютино. Всеволожск. Современное фото
Господский дом усадьбы Приютино. Современное фото. Википедия
Господский дом усадьбы Приютино. Современное фото. Википедия

Он двухэтажный, красного кирпича, что не характерно для господствовавшего в то время для классического стиля (а для Менеласа царскосельского периода очень даже характерно!), в первом этаже окна с полуциркульным завершением, иногда вписанные в плоские ложные арки, привычные для английского классицизма и заимствованные Львовым у Камерона (прием использован при строительстве Батуринского дворца и в усадьбе на Гороховом поле), полуциркульное окно во фронтоне, заимствованное Львовым у Пиранези...

И хотя Менелас в Александровском парке в Царском Селе это уже, как правило, не классицизм, а эклектика (или историзм, кому как нравится), все же мы можем найти две не самые громко известные постройки этого архитектора в классическом стиле, имеющие параллели с Приютинским домом. Это хозяйственный корпус Фермы (1818-1822), где можно обратить внимание, в частности, на ризалит, и комплекс оранжерей Верхнего сада (1819-1830).

Александровский парк. Хозяйственный корпус Фермы. Современное фото (с сайта Ситиволлс)
Александровский парк. Хозяйственный корпус Фермы. Современное фото (с сайта Ситиволлс)
Александровский парк. Оранжереи Верхнего сада. Корпус Х. Портик южного фасада. Современное фото (с сайта Ситиволлс)
Александровский парк. Оранжереи Верхнего сада. Корпус Х. Портик южного фасада. Современное фото (с сайта Ситиволлс)
Александровский парк. Оранжереи Верхнего сада. Корпус Т, юго-западный торец. Современное фото (с сайта Ситиволлс)
Александровский парк. Оранжереи Верхнего сада. Корпус Т, юго-западный торец. Современное фото (с сайта Ситиволлс)
Александровский парк. Оранжереи Верхнего сада. Корпус У, северо- западный угол. Современное фото (с сайта Ситиволлс)
Александровский парк. Оранжереи Верхнего сада. Корпус У, северо- западный угол. Современное фото (с сайта Ситиволлс)
Александровский парк. Оранжереи Верхнего сада. Корпус Ц. Западный фасад. Современное фото (с сайта Ситиволлс)
Александровский парк. Оранжереи Верхнего сада. Корпус Ц. Западный фасад. Современное фото (с сайта Ситиволлс)

И, кстати, не Иванову ли принадлежит воспроизводящийся без атрибуции вид приютинской усадьбы? На этом изображении цвет фасада кажется побеленным или оштукатуренным, однако и Менелас первоначально рисовал оштукатуренными здания Фермы, Пенсионерских конюшен, Ламского павильона...

И. А. Иванов (?). Вид усадьбы Приютино. Первая треть XIX века
И. А. Иванов (?). Вид усадьбы Приютино. Первая треть XIX века
Неизвестный художник. Вид на Ферму в Александровском парке с Белой башни. 1830-е-1840-е годы. Цвет зданий почему-то белый, как на проектных чертежах А. Менеласа
Неизвестный художник. Вид на Ферму в Александровском парке с Белой башни. 1830-е-1840-е годы. Цвет зданий почему-то белый, как на проектных чертежах А. Менеласа