В последнее время несколько раз приходилось сталкиваться с упоминаниями о художнике Иване Алексеевиче Иванове (1779-1848). В августовскую поездку по торжокским усадьбам о нем вспоминали в Никольском-Черенчицах, где он жил у Н. А. Львова и зарисовал план рабочего кабинета мэтра. В мае 1799 года Иванов, закончивший обучение в Академии художеств со званием художника архитектуры XIV класса, был прикомандирован к Н. А. Львову (1753-1804), назначенному Павлом Петровичем директором угольных приисков в империи и одновременно директором училища землебитного строения. Вот в этих делах Иван Алексеевич и стал ближайшим помощником Львова и даже учил рисованию членов его семьи. Кстати, именно Иванов исполнил «Альбом землебитных строений», преподнесенный Львовым Александру I, он же во время болезни Львова стал фактическим руководителем землебитной школы в Тюфелях под Москвой, где в это же время служил и другой помощник Львова архитектор Адам Адамович Менелас (1753-1831).
Помимо основной службы у Львова, Менелас участвовал в строительстве усадеб для Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) на Гороховом поле на Яузе и в Горенках под Москвой, в Яготине в Киевской губернии, а также дворца для Кирилла Григорьевича Разумовского (1728-1803) в Батурине. Авторство проектов этих усадеб подвергается обсуждению, но, по тому, что известно сегодня, представляется, что это совместное творчество Н. А. Львова (идея, эскизные наброски) и строителя, на ходу дорабатывавшего проекты в контакте с заказчиком, А. А. Менеласа. При этом именно И. А. Иванов зарисовал усадьбу Разумовского на Гороховом поле вскоре после окончания ее строительства, да и в последней командировке Львова на Кавказ с целью обустройства курорта на Кавказских Минеральных Водах этот художник сопровождал Львова и делал живописные зарисовки.
Таким образом факт, что Львов, Менелас и Иванов были прекрасно знакомы и дружно работали вместе до смерти Львова, не подлежит сомнению.
В 1806 году Иванов становится художником Стеклянного завода, тогда как Менелас, выйдя в отставку, строит по частным заказам, прежде всего на Украине, куда он на время переселяется.
Ситуация меняется в 1813 году, когда 60-летний как минимум (даты рождения нашего героя разнятся) Адам Адамович хлопочет о новом поступлении на государственную службу. Наилучшие рекомендации ему дают А. К. Разумовский (что вполне понятно) и... А. Н. Оленин.
Понятно, что Оленин с 1795 года входил в тот же кружок Державина, куда входили и Н. А. Львов, и А. А. Менелас, так что знакомство между ними, безусловно, было, дружен был Оленин и с другим благодетелем Адама Адамовича А. К. Разумовским, однако пишет он к министру внутренних дел Козодавлеву (Менелас устраивался на службу в Строительный комитет МВД) о своем протеже как о строителе, которого трудно превзойти:
«2 декабря 1813 года
Милостивый государь
Осип Петрович
Я к Вашему Превосходительству всегда смело обращался с моими просьбами, тому причиною благосклонное всегда внимание ваше на покорнейшие мои прошения... В сей надеже я и ныне прибегаю к Вашему Превосходительству и вот в чем дело состоит.
Вручитель сего коллежский асессор Менелас, шотландский уроженец, давно в России живущий и мне 18 лет весьма знакомый, жил долго в Малороссии и там <нрзб> выдал дочь свою в замужество за коллежского секретаря Яновского, служащего ныне экспедитором в Почеповской почтовой конторе и просящего теперь о перемещении на вакансию Стародубского городового почтмейстера - вот Ваше Превосходительство и моя покорнейшая просьба, буде было это возможно, а сверх того и другая, которая прямо же относится до вручителя сего письма.
По страсти моей к строениям я давно познакомился с г. Менеласом как с человеком весьма знающим строительную часть не токмо по одной теории но по долговременному собственному опыту и упражнению. Если Вашему превосходительству нужен по сей части человек, то я смело могу уверить вас, милостивый государь, что здесь мало вы найдете людей, которые могли бы с ним равняться, в практических его познаниях в строительной части. Осмеливаясь поручить как его так и зятя его в милостивое ваше внимание имею честь быть с истинным почтением и совершенной преданностью
Вашего превосходительства
покорнейшим слугою
Алексей Оленин»
В связи с этим правомерно поставить вопрос: а не был ли А. А. Менелас строителем Приютино? Кто был автором этой усадьбы, документально не известно - обсуждалось авторство Львова, но оно отвергнуто, в то же время высказывалось предположение о том, что архитектором был уже знакомый нам... И. А. Иванов, исполнивший план Приютино. Но Иванов - это, прежде всего, художник, значительная часть творческого пути которого прошла в сотрудничестве с Н. А. Львовым и А. А. Менеласом. Когда в 1820 году Менелас начнет в Царском Селе перепланировать бывший Зверинец в английский пейзажный парк, то добьется временного причисления И. А. Иванова «к ведомству архитектора Менеласа по садовым строениям Царского Села», по-видимому, в качестве привычного рисовальщика и чертежника. В 1827 году Иванов исполнит «панорамический вид Царского Села», в 1828 году - «три окружных вида Царского Села» с верхней площадки Белой башни, запечатлев совместную работу с Адамом Адамовичем. Словом, Иванов был помощником Менеласа до конца жизни последнего.
Так почему и в Приютино они не могли сотрудничать?
Обратимся к архитектуре приютинского дома.
Он двухэтажный, красного кирпича, что не характерно для господствовавшего в то время для классического стиля (а для Менеласа царскосельского периода очень даже характерно!), в первом этаже окна с полуциркульным завершением, иногда вписанные в плоские ложные арки, привычные для английского классицизма и заимствованные Львовым у Камерона (прием использован при строительстве Батуринского дворца и в усадьбе на Гороховом поле), полуциркульное окно во фронтоне, заимствованное Львовым у Пиранези...
И хотя Менелас в Александровском парке в Царском Селе это уже, как правило, не классицизм, а эклектика (или историзм, кому как нравится), все же мы можем найти две не самые громко известные постройки этого архитектора в классическом стиле, имеющие параллели с Приютинским домом. Это хозяйственный корпус Фермы (1818-1822), где можно обратить внимание, в частности, на ризалит, и комплекс оранжерей Верхнего сада (1819-1830).
И, кстати, не Иванову ли принадлежит воспроизводящийся без атрибуции вид приютинской усадьбы? На этом изображении цвет фасада кажется побеленным или оштукатуренным, однако и Менелас первоначально рисовал оштукатуренными здания Фермы, Пенсионерских конюшен, Ламского павильона...