Мы не виделись с Еленой Тузовой (далее – Лена Тэ) и Евгением Дороганом (далее – Евгений) больше 6 лет. Тема беседы и повод для встречи появился во время подготовки буклета для виниловой пластинки Чернецкого и Чижа «Comeback» (MIRMIRU Music, 2024). 23 ноября 2000 года Александр Чернецкий в новоиспеченной питерской компании «Разных Людей» (Сергей Чиграков («Чиж & Co»), Андрей Васильев («DDT»), Борис Шавейников («АукцЫон»), Александр Гордеев («Король и Шут»), Наиль Кадыров («Зоопарк»)) вышли в прямой эфир телепрограммы «Антропология» Дмитрия Диброва в совершенном опьянении. Такое выступление на «НТВ» произвело неизгладимое впечатление на телезрителей далеко за пределами СНГ. Его разберут на цитаты и мемы. Такая преамбула к презентации альбома «Comeback» в московском клубе «Улан-Батор» 24 ноября. А ехали рок-музыканты в Москву из Питера поездом в одном вагоне с рэп-группой «Самая Тёплая Душевная Компания» (далее – «С.Т.Д.К.»), в состав которой и входила Лена Тэ – соавтор популярного хита «Лето пролетело». Поездка получилась алкогольная настолько, что «Разные Люди» до сих пор вспоминают, как утром вытаскивали парней из «С.Т.Д.К.» на московский перрон. Поэтому мы решили больше узнать о жизни музыкантов в поездах конца 1990-х – начала 2000-х и алкоголе, непременно аранжирующем атмосферу дальней дороги.
Лена, как «С.Т.Д.К.» передвигались по стране? Часто ли были в Москве?
Лена Тэ:
Москва была как второй дом. Если, например, ехали в какой-то город, ночевали в Москве. Практически всегда жизнь в поездах. Серж боялся самолётов. Достаточно сложно кататься в поездах по несколько суток. Не только группой ездили. С нами ещё человек 10, включая директора и танцоров. По 2-3 купе брали.
Очень смешные и весёлые поездки. Времени в поездах тратили много. Я училась в консерватории и мне было тяжело наверстывать. Нужно экзамены сдавать и присутствовать на учёбе, а не раскатывать по России. Быстрее на самолётах. Мы как-то в Тольятти поехали выступать на поезде. А на следующий день у меня очень важный экзамен. В последние сроки попросила: «Слушайте, отправляйте-ка меня на самолёте». Могли начаться проблемы. И меня отправили. Но, так крайне редко случалось.
Про ваше участие в группе кто-то знал в консерватории?
Лена Тэ:
Никто ничего не знал. До последнего скрывала. Ректор консерватории, Анатолий Павлович Никитин, относился к этому, скажем, не очень хорошо. Представляла, если Никитин об этом узнает, будет просто до свидания. Когда уже начали по телевидению показывать, друзья встречали и говорили: «Мы тебя по телевизору видели вот в поп-группе «С.Т.Д.К.». Но это от людей пошло, а не от меня. Я просто хотела нормально закончить консерваторию. Всё-таки, виолончель – мой любимый инструмент. Зря я что ли шла для этого в консерваторию? Тем более, непросто поступить.
Что это за время – конец 90-х – начало 2000-х, когда так часто ездили поездами? Кого чаще встречали в поездах?
Евгений:
Это ещё жесткое бандитское время. Можно получить кулаком по зубам очень просто или могли застрелить. Дисциплина только внутри коллектива. Если кто-то накосячил где-нибудь на сцене, считай тебя уже нет в группе.
На момент знакомства Лены с ребятами из «Король и Шут», «С.Т.Д.К.» – топовая группа, проехавшая от Владивостока до Калининграда. Социальные статусы были чуть-чуть разные. «Король и Шут» еще мало кто знал в тот момент, как и группу «Разные Люди» в питерском составе. Это время попсы: «Блестящих», «Отпетых мошенников», «Иванушек International». Вот, мы их и встречали. Куда бы не ехали, пересекались в поездах между Питером и Москвой. В Москве всегда платили больше. Там больше удачи.
Прежде чем зайти в купе, узнавание происходило уже на улице. Я, например, ездил в поезде и в начале 2000-х встречал там «Гражданскую Оборону», раскуривающую траву. Встречали «Tequilajazzz» Жени Фёдорова. Крематорий и многих других! Известных и не очень.
В любом случае, встречаешь: «О! Вы в Москву? И мы в Москву!», «А вы где?» – «А мы здесь!», «А вы?» – «А мы вот там!». Потом, оказывается, обратно возвращаемся теми же поездами. У нас никогда не было разделений, что мы вот типа звёзды, а вы чуть ли никто. Встречались в одном купе или курили в одном тамбуре. Включая Сашу Чернецкого.
Лена Тэ:
У «Отпетых мошенников» в то время гонорар был один. У Чижа – другой! Но мы все встречались в одном вагоне без апломбов. Это сейчас много такого гонора про бизнес-классы. Незаслуженно и непонятно откуда. Раньше было проще. В основном «С.Т.Д.К.» общались с «Ляписом Трубецким». Просто, оказалось, что выступали на одинаковых площадках. Вот и общались. Они знатно, конечно, гудели.
Однажды ехали в Москву. Помню, что даже пришли в гости, в купе к ребятам из группы «Разные Люди». Серёжа Чиграков уже сидел с гитарой. В момент этой встречи, мы просто зашли и спели с нашими ребятами кусочек песни «Лето пролетело» под гитару.
Если кто-то ехал из знакомых музыкантов, у нас было принято сразу общаться. Я особо не выпивала с ними. Шла спать. А они продолжали. Выходили утром в Москве. Они выползали с красными глазами. Я ж не буду у них спрашивать, что они там делали ночью. И так понятно, что бухали скорее всего.
Есть ли запомнившиеся случаи из поездов?
Евгений:
Случаев в поездах происходило много. Самый замечательный, когда мы ехали на «Антропологию» к Дмитрию Диброву как проект «Лена Тэ» вместе со Стасом Березовским из «Сплин». Мы ехали с Лёшей Глызиным в разных купе. Естественно, выпивали и ели красную икру. И, когда Березовский вошёл в дискуссию с Глызиным, мол: «я за рок», а «я за попсу», Глызин спрашивает: «А что попсу не получается играть?». И Стасик такой: «Нет, не получается!».
Вот мы волей-неволей подняли алкогольную тему. Как с этим делом было в группе «С.Т.Д.К.»?
Лена Тэ:
Помню, когда с Сержем познакомилась, мы с ним долго сочиняли: «Вот лето пролетело». Сначала сочинила свой припев под гитару. Потом он меня пригласил: «Лена, а ты же на клавишах играешь? Можешь на синтезаторе сделать мелодии?». И вот, долго ездила к нему на домашнюю студию. Эти все трубы, скрипки записывали в течение месяца. И я ни разу не видела, чтобы он был пьян. При том, он заразительно всё объяснял, что в итоге хочет получить. Я ему: «Немножко не понимаю, что хочешь. Ты поставь пример песни». Он специально мне искал разные песни с красивыми аранжировками, где звучит синтезированная труба и синтезированная скрипка. Говорит: «Можешь вот сразу сейчас насочинять?» Я сочиняла и тут же играла. Мы сделали демо. Потом записали в студии. И никогда не видела, чтобы они в студии бухали. Это потом, когда начали ездить по гастролям.
В первый раз поехали в Новгород или в Москву на автобусе. Они всю ночь бухали. Я устала, вырубилась, поспала, а они всё бухают. Думаю, вы вообще спите когда-нибудь? Приехали. Поужинали и опять садятся бухать. Эти автобусные туры, конечно, всегда с пьянками. Уже тогда поняла, что всё печально. Даже испугалась. Думаю, ничего себе, куда попала девочка в белом.
Помню, приехали впервые в Одессу. Я поехала смотреть море, берег, достопримечательности. Приезжаю, а парни спят вповалку. Начали на меня орать: «Ты где была?» – отвечаю: «Где надо, там и была. На экскурсии». Потом мы опоздали, по-моему, в Киев.
Ну, и надо сказать, одна девушка в группе. Я, конечно, догадывалась, что нравилась им. По-своему за мной ухаживали. Так ничего ни у кого не получилось, потому что у меня был Женя. Ну и вообще, в принципе, не получилось.
Пили пиво в основном. Им было около 23 лет. Нормальные взрослые парни. Кто-то к тому времени уже что-то закончил. Серж, по-моему, учитель географии даже.
Вот, это бухание, надо сказать, быть может, что-то и испортило. В одном таком запале Баак обозвал меня при всех неприличным словом. Неизвестно с какой радости. Потом он извинялся. Но уже пошёл этот момент обиды. Он, естественно, нарастал. Вот, раз уж произошла такая неприятная ситуация. Мне кажется, они не прошли медные трубы. Звёздная болезнь в том числе. Это сложно в этом возрасте.
Евгений:
У меня есть прекрасный друг, Заслуженный артист России, диктор Михаил Морозов. Он в середине 90-х сказал такую фразу: «Женя, можно пить до работы. Можно пить во время работы. Можно пить после работы. Но не вместо работы». Могу сказать совершенно точно, что абсолютно во всех проектах, где участвовали с Леной, никогда первостепенной не была история с алкоголем и разными веществами. Изначально всегда музыка и сцена. Там жёсткая дисциплина. Да, ты можешь напиться, всё что угодно, но, если ты это сделаешь на сцене – нота влево, нота вправо – расстрел. Ты можешь в каком угодно состоянии находиться, но ты должен всегда быть в рабочем тонусе.
Аспект алкоголя в поездах – это всегда радостно. Мы встретились в одном вагоне-ресторане, тут же выпили пивка. Утром проснулись, выскочили из поезда и каждый по своим делам. «Король и Шут» всё время с пивом ездили: «десятка», «восьмёрка» и вот это всё. Но, прежде всего, для кого мы работаем? Для слушателей.
Почему социум подчёркивает в основном эти стороны жизни артиста? Это, в частности, и про сериал «Король и Шут».
Лена Тэ:
В сериале специально преувеличило, чтобы завлечь людей. Есть такое выражение: «Сначала нужно быть Высоцким, а потом уже колоться». И это важный момент. Знаю много известных проектов, где люди набухиваются, накуриваются, выходят и начинают… Главное, конечно, чтобы было что сказать, сочинять стихи и песни.
Евгений:
Труд артиста и звукорежиссёра отягощён – ты будешь бухать, курить и всё что угодно. Насчёт Миши могу сказать совершенно точно. У Миши, как и у Андрюхи Князева, на первом месте – музыка, а потом всё остальное. Сейчас то фаны «Король и Шут» сильно выросли. Музыка – первостепенна. Это и у Мишки Горшенева, и у Чернецкого, и у Чижа, у Миши Семёнова из «Декабря», у Саши Васильева из «Сплин». Саня Васильев выдрючивал одну свою песню, один только бой неделями. А сколько мы с Чернецким сделали проектов, и они все потрясающие. Прежде всего, музыка и любовь к тому, что делаешь. Очень часто молодое поколение делает так: «А давайте-ка нахуяримся и сочиним прекрасный хит». Сначала научитесь играть.
Эрнест Хемингуэй с вечера напивался. А утром, как Огюст Роден, на свежую голову отсекал всё лишнее. Когда ты в этом состоянии, идей возникает целая туча. Только вот в чём разница между поэтом и графоманом. Настоящий поэт просыпается с утра и начинает вычищать. Все перечисленные мной люди так делают. Это вопрос выбора пути. Можно быть панком, кричать, что это твоя жизненная позиция. А можно быть поэтом. Возьмем Сида Вишеса. Это последний панк, который фактически не написал ничего. Разбивал лицо о бас-гитару и всё. А Джонни Роттен – другая история. И многие люди, которых знаем, после любой пирушки-побухушки, садились и продолжали работать. Вечером садятся писать навеселе, а затем просыпаются и вычищают написанное.
Лена, как сложилась судьба группы «С.Т.Д.К.», после вашего ухода?
Лена Тэ:
Сначала я ушла. Взяли девушку после меня. Переписали мой припев, но не прокатило. Не пошла тема. Потом они разбрелись. Мы остались друзьями, все в порядке. С Вэлом часто видимся. Он работает в сфере электроники. Баак и Серж оба они снимали клипы и сериалы. Баак – в Москве, а Серж – здесь. На счёт музыки, не вижу, чтоб они что-то сочиняли и что-то делали. По-моему, только я до сих пор в музыке и, думаю, что до конца уже дошла. Потому что преподаю очень много, записываюсь, выступаю.
Интервью подготовил креативный и исполнительный продюсер
«MIRMIRU Music», Александр Бессмертный. 25 сентября 2024 года.