В начале ХХ века она была одной из самых фотографируемых женщин в мире, ее прекрасное лицо с темными глазами можно было увидеть на открытках во многих странах. Ее слава сопровождалась слухами и скандалами. Ей восхищались мужчины, завидовали и подражали женщины. Теперь это имя почти забыто…. Я случайно наткнулась на ее портреты и была поражена этой красотой, утонченной, в духе декаденса, но и такой современной. Всмотритесь внимательно в это лицо, оно похоже на те редкие вдохновенные образы, которые мы можем встретить и сейчас. Мне даже кажется, что я была с ней знакома…
Клео, Клеопатра балета. Клео де Мирод. Она родилась в Париже, в 1875 году в семье австрийских подданных бельгийского происхождения. Ее отец был известным художником-пейзажистом, так что артистичность и аристократизм был в крови этой девушки. Свой путь в искусстве Клео начинает в возрасте семи лет. Однако известность получает, прежде всего, благодаря своей необыкновенной внешности.
В 1896 году журнал «Иллюстрасьон» проводит нечто похожее на конкурс красоты, в котором принимают участие сто тридцать девушек. Клео занимает первое место и ее образ начинает тиражироваться для широкой публики: открытки, плакаты и даже игральные карты… Эти прекрасные черты становятся известны всей Европе.
В то время танцовщица не могла считаться порядочной женщиной, поэтому автоматически к этой профессии прикреплялся ярлык «куртизанка». Этому способствовала свобода нравов, господствующая в богемных кругах, внимание богатых господ, которые осыпали любовниц деньгами и драгоценностям. Да и какая порядочная женщина будет выступать на сцене? Клео никогда не была содержанкой, но кто же в это верил?
Ее сценический образ был оригинален для того времени. Клео выступала, распустив по плечам свои великолепные волосы. Это было непривычно для балета. В конце XIX века, когда была мода на простые, аккуратно уложенные прически, такой имидж «простоволосой» танцовщицы привлекал внимание и шокировал одновременно. Распущенные волосы в умах обывателей рождали мысли об общей распущенности их обладательницы.
Интересно, но в историю Клео во многом вошла и из-за другой своей прически. «Тёмные волосы спускались на уши и были уложены в прическу, вошедшую в моду благодаря мадемуазель Клео де Мерод», - так описывает одну из своих героинь Сомерсет Моэм в романе «Бремя страстей человеческих». «Ах, вам нравится моя прическа, мистер Сондерс? Некоторым больше нравится шиньон, но, говорят, к тонким чертам больше идет 'Клео де Мерод'», - пишет О. Генри в рассказе «Сила привычки». Прическа эта была достаточно проста – волосы на прямой пробор, волнами касаются щек и сзади уложены в пучок. Богемная, но скромная укладка. Однако даже она вызывала не только подражание, но и нелепые слухи. Кто-то говорил, что у красавицы отрезана мочка уха, другие утверждали, что часть уха отстрелил ревнивый любовник (целился в сердце, но промахнулся)… Во всяком случае, с ушами было явно что-то не так… Это не мешало дамам делать точно такие же прически. Ведь Клео во многом была своеобразной фотомоделью и, следовательно, на нее хотели походить.
Образ чаровницы, заманивающей в свои сети богатых мужчин, окончательно сложился в связи с «королевской историей». В 1896 году ее пригласили в труппу театра Бордо. По легенде именно там Клео приметил король Бельгии Леопольд II. Несмотря на свои шестьдесят лет, он славился женолюбивым нравом и пристрастием к обществу актрис. Вот почему букет красных роз, посланных Клео после спектакля, был воспринят общественностью вполне однозначно. Именно с этого момента Клео начинает преследовать «слава» королевской фаворитки. Появляются карикатуры, распускаются соленые анекдоты и слухи. Как не противится этому Клео, как ни утверждает она, что Леопольд II испытывает к ней только дружеские чувства, поток нездорового интереса не остановить. Прозвище «Клеопольд» надолго закрепляется за королем, а исковые заявления в суд со стороны Клео, остаются без внимания. Ходят даже слухи, что король настолько очарован танцовщицей, что готов отречься от престола и вступить с ней в брак.
Во многом из-за этой истории, Клео уезжает из Парижа, гастролирует по многим странам и городам. Она пытается вернуться в Париж спустя несколько лет, но ей не находится достойного места, и Клео вновь начинает странствовать по свету. Она танцует перед солдатами во время Первой мировой войны, и остается на сцене вплоть до пятидесяти лет.
Ее фотографии можно было найти в витринах многих городов Европы. Именно открытки с изображением Клео де Мирод являются неоспоримыми свидетельствами ее красоты. Исследователи условно делят эти открытки на несколько групп.
1) Хореографические. Фотографии, на которых Клео изображена танцующей. Таких экземпляров не так уж много. И в первую очередь, редкость этих кадров говорит о том, что Клео была интересна публике не столько как актриса балета.
2) Топографические. Это открытки, где портрет прекрасной Клео вписан в какую-нибудь фотографию местности или пейзаж.
3) «Ангельские». На этих фотографиях образ Клео чист и непорочен. Такие открытки часто были приурочены к религиозным праздникам, например, к Пасхе.
4) Эстетические. Прекрасные наряды, украшения, декор… И лицо Клео как элемент этой красоты.
5) Экзотические. Это были фотографии Клео в экзотическом антураже или костюмах.
Клео была музой для многих художников. Ее писали Анри де Тулуз-Лотрек, Джованни Болдини, Эдгар Дега…
Когда в 1950-х гг. Симона де Бовуар публикует книгу «Второй пол», в которой называет Клео де Мерод «дамой полусвета», Клео возмущается до глубины души, снова обращается в суд и выигрывает его. В 1955 году она выпускает уже свою книгу мемуаров «Балет – моя жизнь».
Сегодня мы снова всматриваемся в эти огромные лукавые глаза, пытаемся постичь ее тайные мысли… Но всякий раз смысл ускользает от нас. Остается только красота, а она непостижима.