Работа общественного транспорта, которую то и дело реформируют, по-прежнему вызывает массу нареканий у жителей и городских властей. Несоблюдение расписания, хамоватые водители, давка в салоне — и это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются ульяновцы. Возмущение пассажиров вызывает и тот факт, что при столь сомнительном качестве обслуживания стоимость проезда то и дело растёт. Сейчас как раз такое время.
Качество осталось, цена выросла
Первым на «повышение» ушёл муниципальный транспорт: с 17 сентября — автобусы, с 18-го — троллейбусы и трамваи. При безналичной оплате поездка что автобусом, что электротранспортом теперь обходится в 31 рубль, при наличной разница составляет два рубля — 33 на автотранспорте против 35 на электрическом.
Предвидя негодование жителей, чиновники профильных ведомств и перевозчики поспешили оправдаться — мол, повышаются цены не наживы ради, а в силу сложившихся обстоятельств, к коим относятся подорожание топлива, электричества, запчастей, а также необходимость индексировать зарплаты водителей. Уровень заработной платы, заложенный при предыдущем повышении, нынешним ожиданиям уже не соответствует, из-за чего из отрасли уходят водители и специалисты, обслуживающие подвижной состав.
«Сдерживание цен отсрочит повышение, но в этом случае через год стоимость проезда придётся увеличивать сразу на 15%, а то и больше», - предупредил зампред областного правительства - министр транспорта Евгений Лазарев.
В МУП «Ульяновскэлектротранс» подсчитали - себестоимость перевозки одного пассажира в троллейбусах и трамваях сейчас составляет около 80 рублей, так что катаемся и не жалуемся.
Наказание — не панацея?
О каком соблюдении расписания может идти речь, если водить автобусы попросту некому, не очень понятно, тем не менее городские власти держат этот вопрос на контроле и к нарушителями применяют меры административного воздействия (это они любят: вспомним, как при мэре Дмитрии Вавилине автобусные маршруты каждую неделю распределялись по красной, жёлтой и зелёной зонам — видимость работы была, а толку никакого).
С начала 2024 года специалисты МКУ «Организатор пассажирских перевозок» провели 208 проверок работы общественного транспорта, об итогах которых на прошедшем 23 сентября заседании штаба по комплексному развитию Ульяновска доложил и.о. директора учреждения Играмудин Эмиров.
«Перевозчикам, работающим на нерегулируемом тарифе, выдано 29 предупреждений, - сообщил руководитель. - По 30 выявленным нарушениям будут приниматься меры административного характера, также составлено 12 актов, которые будут направлены в Арбитражный суд для отзыва свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок. Два таких акта составлено в отношении ИП, обслуживающего маршрут №84 «Улица Якурнова — памятник Нариманову» - на его работу поступило наибольшее число жалоб».
Срывают расписание и автобусы государственного ПАТП-1 — за нарушение транспортного обеспечения Заволжского района, «Юго- Западного» и «Новой Жизни» предприятие схлопотало 5 предупреждений и 40 претензий о выплате неустойки. Понятно, что всё это не от хорошей жизни. На одном из последних августовских заседаний в мэрии врио гендиректора ПАТП Иван Павлов сообщил о плачевном состоянии подвижного состава: 31 автобус в ремонте, на маршруты выходят 97 машин. С водителями дела обстоят и того хуже: несмотря на высокую по ульяновским мерам зарплату (с учётом премий выплаты доходят до 90 тысяч рублей в месяц), предприятие укомплектовано водителями на 71%. В результате количество рейсов в межпиковое время пришлось сокращать, а водителям работать сверхурочно.
Непопулярная профессия
Не лучшим образом обстоят дела и у частных перевозчиков.
«Проблем много, - признаёт директор межрегионального территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный Альянс» Святослав Малаев. - Взять хотя бы обновление подвижного состава — ещё пару лет назад автобус можно было приобрести за 5 — 6 млн, в настоящее время с учётом всех платежей, страховок и т. п. Стоимость одной машины доходит до 18 млн рублей! Кто такую сумму потянет? Даже если брать регулируемые тарифы, где выпадающий доход компенсируется муниципалитетом: из-за нехватки финансирования контракт заключается на полтора года — за это время невозможно ни автобусы обновить, ни приобрести какие-то материалы, необходимые для работы. Но даже если будет транспорт, то водить его скоро станет некому. Средний возраст водителя сегодня — 55 — 60 лет. Была запущена программа по бесплатному обучению водителей категорий В и С на категорию D - давали объявления, в том числе на телевидении, и никто не пришёл».
С тарифами тоже всё сложно — затраты на обслуживание те же самые, что в Москве и Петербурге, а стоимость проезда гораздо ниже. И поднимать её в городе, где зарплаты, мягко говоря, далеки от столичных, тоже не вариант.