Ил-2 очень любили пехотинцы. Этот самолет ходил буквально по головам противника. Но и воевать на нем было опасно – пилоты штурмовика несли огромные потери. Николай Кирток учился перед войной на пилота гражданской авиации, но с началом войны пришлось переучиваться на бомбардировщик СБ, но воевать пришлось на Ил-2.
Дело в том, что Николай попал в запасной полк. На фронт он попал во время Курской дуги. Пилоты полка пригнали на фронт новые самолеты. Но летать им не дали, а отправили обратно.
Затем летчиков направили на Степной фронт в город Новый Оскол. Здесь летчик сделал первый вылет и сразу же был сбит.
Первый вылет
Командир эскадрильи новым пилотам дал простое задание – держаться ведущего. Комэкск был опытный летчик, удостоенный звания Героя и понимал – задание предстоит непростое.
Из 8 экипажей немцы сбили 2. Кирток летел в самом хвосте группы. Самолет одноместный, заднего стрелка нет. Такая модификация часто несла потери от заходящих в хвост вражеских истребителей. Противопоставить им можно было только маневр, чтобы сбить прицел, но помогало часто плохо, особенно, если пилот неопытный.
В этот раз прикрытие было – четыре истребителя Як. Но самолет Николая зацепил снаряд из зенитки. Самолет стал управляться с трудом, поэтому пилот с трудом развернулся и полетел на аэродром. На обратном пути на него напала пара охотников. Пользуясь превосходством, они расстреливали советскую машину сзади. Одна из очередей прошила кабину, чудом не зацепив летчика. Второй очередью разбили двигатель. Но Николай смог посадить самолет на брюхо.
Вот только самолет оказался на простреливаемом врагом месте на нейтральной территории. И вылезти никак – пули повредили фонарь, так что он не открывался. А вокруг идет перестрелка, падают мины.
Спасло, что подползли два пехотинца, сбили прикладами фонарь и в образовавшуюся щель вытащили летчика. Ползком добрались до нашей траншеи.
Пехота к летчикам-штурмовикам относилась очень хорошо, так что Николаю были рады. Напоили летчика спиртом, на закуску не пожалели американской тушенки. Пьяного Николая отправили в свой полк. Там уже считали его погибшим, а у Николая ни царапины.
Вскоре парня сбили второй раз, опять попал снаряд из зенитки. Но на этот раз удалось почти долететь до своего аэродрома. Уже над нашей территории встал двигатель и опять пришлось садиться на брюхо.
После двух потерь Киртока пересадили на двухместную модель. Шел 1943 год и нести большие потери стало недопустимо. Теперь заднюю полусферу от атак истребителей прикрывал пулемет. С Николаем летали два стрелка Клишко и Шелехов. Оба благополучно вернулись из всех вылетов Николая. К сожалению, Шелехов погиб во время вылета с пилотом Кобзевым. После него стрелком на машине Николая стал Клишко. Он благополучно воевал до конца войны, был несколько раз награжден.
Kетал без глаза
У Кобзева был примечательный ведущий – Драченко. Если знаменитый Мересьев летал без ног, то Кобзев продолжил воевать на штурмовиках без глаза.
В начале войны он оказался в плену, где потерял один глаз. Но смог бежать, перешел линию фронта и вернулся в свой полк. Летчик прошел проверку у особистов и его направили на излечение в Москву. Когда его выписывали из госпиталя, попросился, чтобы вернули в авиаполк, мол, летать не смогу, буду на наземной работе, зато со своими друзьями. Врачи поверили и выписали направление.
В это время наши войска переправились через Днепр. Сам полк перебазировался на плацдарм на правом берегу. А ремонтные мастерские остались на левом. Туда и явился Драченко. В глазнице у него был установлен стеклянный глаз, поэтому не знавшие об этом техники предложили перегнать самолет после починки. Тот и полетел, заодно в штурмовик посадил двух инженеров – одного в кабину стрелка, второго позади себя.
В общем, прилетел на боевом самолете и сказал, что может летать. Никто проверять не стал – может, значит может. В полку даже не все летчики знали, что у Драченко стеклянный глаз, летал он не хуже других.
Ил-2 против истребителей
Официально Николай Кирток сбил на штурмовике 2 немецких истребителя: мессершмидт и фоке-вульф. Кроме того, еще два вражеских самолета ему не засчитали.
С фоккером советскому летчику откровенно повезло. В районе Вислы (Польша) пара немецких истребителей атаковала четыре штурмовика. Истребители зашли сзади. В ходе атаки один из них проскочил вперед и попал в прицел штурмовика. Николай не сплоховал, успев нажать на гашетку. По истребителю стреляли и другие самолеты группы, но попал он. Пилот дал очередь из пушки и пулемета одновременно, этого хватило, гитлеровец был сбит.
Второй раз тоже произошел в Польше, над Сандомирским плацдармом. Николай в качестве командира звена вел 8 штурмовиков. Командование поставило задачу – атаковать немецкие танки в городе Дужа. Штурмовку танков провели успешно, но, когда штурмовики почти закончили работу, появились вражеские истребители.
Немцы зашли сзади, один обстрелял самолет Николая, повредив шасси. Затем он проскочил вперед и советский летчик влепил по нему очередь. Немец был сбит, но предстояло еще вернуться на свой аэродром и как-то сесть с поврежденным шасси.
Правое колесо так выпустить и не удалось. Еще и видимость была плохая, нижний край облачности всего в трехстах метров над землей. Садил Николай самолет на одно колесо. Было очень непросто, но он справился, спас машину.
Самый тяжелый вылет
Случился он в самом конце войны. Восьмерка штурмовиков атаковала немецкий аэродром с истребителями. Зенитный огонь был очень плотным. Один из снарядов попал в центроплан самолета, почти вплотную к кабине. Дыра оказалась такая, что пилот с трудом смог вывести аппарат из пикирования.
Как самолет держался в воздухе, Кирток не понимает до сих пор. Но удалось не только вернуться, но и посадить самолет на родной аэродром.
За храбрость Николай Кирток был представлен к званию Героя Советского Союза, получил и другие ордена.
*При подготовке статьи использованы материалы сайта «Я помню» www.iremember.ru
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, можно ли назвать Ил-2 лучшим самолётом РККА?