КРОНШТАДТ – ПЕТРОВСКИЙ ФОРПОСТ НА МОРЕ
Предыдущие главы:
Часть 7. КРЕПОСТНОЙ ГОРОД (продолжение)
АНДРЕЕВСКИЙ САД
Появление Андреевского храма в центре города
Все подарки Кронштадту собраны на территории Андреевского сада. Своё название он получил не случайно. Гуляя по нему, непременно окажешься у закладного камня, который, словно машина времени, переместит в 19 век и приоткроет ещё одну легендарную историю Кронштадта. Надпись на камне гласит:
«На этом месте стоял собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Великий Молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Собор был освящён в 1817 году, разрушен в 1932 году. Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».
Андреевский собор – первый православный храм Кронштадта, созданный по воле Петра 1 в 1717 году. Первоначально он размещался в квартале Губернских домов. Строили деревянный храм петровские солдаты, возводившие крепостные укрепления будущей морской цитадели. Средства на строительство церкви выделил князь Александр Данилович Меншиков, а Пётр 1 собственноручно изготовил образ Святого Апостола Андрея Первозванного. Пётр выточил фигурку на токарном станке, с которым очень хорошо умел и любил управляться. Вскоре в Андреевском соборе произошло важнейшее событие в истории Российского флота: торжественное освящение военного знамени и двух Андреевских флагов, которыми затем благословили первые корабли Балтийского флота («Святитель Николай» и фрегат «Орел»).
Но после кончины основателя Кронштадта для легендарной церкви настали непростые времена. Она лишилась здания. Только в 1805 году при императоре Александре 1 на месте нынешнего Андреевского сада началось строительство нового каменного Андреевского собора (1805-1817, арх. Ч. Камерон и А. Д. Захаров). Однако из-за начала Отечественной войны с Наполеоном процесс затянулся, и освящение Андреевского собора состоялось только в 1817. Он расположился в центре города и стал украшением места. С этим храмом неразрывно связано имя легендарного священника из Кронштадта.
Иоанн Кронштадтский. Ангел или человек без пороков?
В 1855 году для служения в Андреевском соборе в Кронштадт прибыл Иоанн Ильич Сергиев (1829-1909). После окончания духовной академии в Петербурге молодой священник ехал служить Богу и людям в морской город, и вскоре прославил его на всю Россию. К его имени добавилось имя Кронштадта, который с тех пор стал священным городом Иоанна Кронштадтского.
Очень трудно в двух словах объяснить славу этого священника. Его считали целителем и всемогущим врачевателем душ. Он был выдающимся государственным деятелем и благотворителем. Кто же такой Иоанн Кронштадтский? Может быть, Ангел хранитель, посланный на землю с небес помогать людям? Или всё же обычный человек, не испорченный земными пороками и переполненный добродетелями? Знакомясь с биографией отца Иоанна, его сверхъестественные способности так и остаются загадкой. Он исцелял людей от недугов, душевных и физических, возвращал к жизни отчаявшихся, помогал найти выход в безысходной ситуации бесправным и обездоленным. В него верили. Но были ли волшебством его чудеса, или это результат чистосердечной любви к людям?
Иоанн родился в Архангельской губернии 31 октября 1829 года в бедной семье потомственного сельского священника. Он был слаб здоровьем, познал тяготы нищеты и боль утраты близких. Вера вошла в его жизнь, как говорится, «с молоком матери». Вера поддерживала юношу и увлекала за ним людей. Служение Богу он думал сделать делом своей жизни, мечтая стать монахом. Но, начав учиться, сначала в Архангельской духовной академии, а затем в столичной, он понял, что его призвание – проповедовать, нести веру людям, исцелять их души!
Сны Иоанна считались пророческими. Однажды ему приснился сон, будто он служит в Андреевском соборе в Кронштадте. И, когда ему по окончании семинарии поступило предложение стать священником этого храма при условии женитьбы на дочери настоятеля, он уже знал, что это знак свыше! Однако, вступив в брак, Иоанн не оставил идею монашества, а потому он не отказался от своих идеалов, и его брак с Елизаветой (1829-1909) стал дружеским союзом брата и сестры по вере. Однако в семье воспитывались две девочки, племянницы Елизаветы. К ним супруги относились как к родным детям.
С первых дней службы в Кронштадте новый священник «пошёл в народ». Он искал тех, кому плохо, кто в силу обстоятельств опустился на дно. Он проникался страданиями человеческими и помогал выбраться из ситуаций, казавшихся безнадёжными. Он умел достучаться до глубин человеческой души, говорил так проникновенно, что сам заливался слезами, как будто это была его личная боль! В ответ боль человеческая прорывалась чистосердечной исповедью, покаянием с последующим облегчением, и недуги отступали! Современные психотерапевты найдут этому объяснение!
Слова Иоанна не расходились с делом. Нищие следовали за Иоанном по пятам, получая от него милостыню дважды в день. Он не только готов был отдать всё, что имел, ради помощи любому нищему и страдающему. Он терпеливо сидел у постели больного, играл с ребёнком, пока его мать была занята по хозяйству, помогал своим подопечным в делах житейских и бытовых. Постепенно таких нуждающихся в его помощи стало так много, что пора было позаботиться обо всех разом. И Иоанн создал в Кронштадте Трудовой дом (Дом Трудолюбия, ул. Фейгина, 7-10), где нуждающиеся могли найти кров, работу, обрести знания, а малолетних детей оставить под присмотром. В доме трудолюбия были устроены мастерские, народная столовая, ночлежный приют, лечебница, убежище для сирот, приют для малолетних и мн. др.
Но вскоре на острове священнику стало тесно. Он чувствовал, что может помочь ещё большему количеству людей! А потому и в Петербурге, куда он отправлялся ежедневно после утренней службы, у него нашлись дела. В поисках, нуждающихся в помощи, в итоге, он основал женский монастырь на реке Карповке, названный Иоанновским. Он совершал поездки по России и жертвовал немалые деньги на благотворительные цели.
Отец Иоанн принимал активное участие не только в решении городских проблем Кронштадта. О нём стали писать столичные газеты, а к его мнению прислушиваться в вышестоящих властных структурах. С ростом популярности священника из Кронштадта к духовному лицу потянулись за советом и нищие, и высокопоставленные чиновники. В результате он незаметно становится помощником и в делах государственных. В конце концов, в начале 20 столетия он официально был признан государственным деятелем: в 1906 году стал членом Правительственного Синода, а по сути был негласным Патриархом Русской церкви. Вокруг его имени было сложено немало легенд, многие его слова оказались пророческими.
Кронштадтский праведник
И всё же главным делом жизни Иоанна оставалось ежедневное богослужение, проповеди и причастие верующих. Квартира отца Иоанна находилась совсем рядом с местом службы, в угловом доме на пересечении улиц Андреевской (отходит от Андреевского сада и пересекает проспект Ленина) и Посадской. Вставал отец в 3 часа ночи, а к 4 утра приходил к собору, где в Андреевском саду священника уже ожидали толпы паломников, надеясь услышать его молитвы и получить благословение. Молитвы Иоанн читал иначе, чем было принято – проникновенно, с душой. Присутствующим казалось, что они остаются один на один с Богом через посредничество священника.
День в Андреевском храме начинался с исповеди собравшихся. Когда слава об Иоанне Кронштадтском разнеслась по миру, на службу собиралось ежедневно до 5-10 тысяч людей. Иоанн уже не мог исповедовать всех желающих поочерёдно и получил разрешение от Синода проводить общую исповедь. Во время исповеди прихожане, стоя в храме, не стесняясь соседа, кричали о своих грехах, рыдали и плакали, облегчая душу! В эту минуту каждый открывали священнику своё самое сокровенное, доверяя и чувствуя себя наедине с ним, несмотря на тысячи людей вокруг. После службы в Кронштадте Иоанн направлялся в Петербург, чтобы помочь больным и нищим. Нередко на сон у него совсем не оставалось времени.
Свои мысли о земной жизни верующего человека, которые Иоанн доносил до людей на службе, он изложил в книге «Жизнь во Христе» и в оставленных им дневниках. Главной идеей всех его писаний является необходимость веры в Бога и борьба со своими страстями и похотью. В своих дневниках он откровенно сознавался в собственных грехах. Что же это были за грехи? «Вечером выпил стакан простокваши, угождая чреву», «не дал милостыню назойливым мальчишкам» и т.д. Обычный человек о таком и не задумывается, но Иоанн был настоящим праведником.
2 января 1908 года, будучи уже больным, Иоанн совершил утреннюю Литургию, а затем вернулся домой и вскоре умер. Похоронен праведник в Иоанновской церкви-усыпальнице построенного им монастыря на Карповке. Елизавета и года не прожила без супруга. Она была похоронена в ограде Андреевского собора. Её могила восстановлена и находится в Андреевском саду.
Когда отца Иоанна не стало, люди ещё долго тянулись в Кронштадт на Соборную площадь, считая это место священным. Но пройдет чуть меньше четверти века, и Андреевский собор исчезнет. Однако память об Иоанне Кронштадском годы советской власти стереть не смогли.
В 1964 году Русская Православная Церковь канонизировала Иоанна Кронштадтского. Он стал одним из небесных покровителей Санкт-Петербурга. В Кронштадте его особенно почитают. В разных уголках города незримо витает дух Кронштадтского праведника. В доме, где жил священник, открыт музей-квартира. В небольшом садике во дворе установлен памятник священнику. И в Андреевском саду о нём непременно стоит вспомнить и почтить его память.
Часовня Андреевского собора
Рядом с Андреевским собором к концу 19 века появилась часовня, которая должна была стать его спутницей и помощницей в последующие годы. Часовней на Руси называли маленькую церковь для молитв. От настоящей церкви она отличается отсутствием алтаря – той части, где находится Престол, символ таинственного присутствия в храме Иисуса Христа. Алтарь в церкви отделён иконостасом, который является условной границей между небом и землёй. Престол находится за Царскими вратами иконостаса. За ними и совершается главное церковное таинство! Это место, куда может заходить лишь священник! Остальные миряне остаются пред иконостасом! Литургия, главное богослужение, совершается только в церкви. Но у священнослужителей ещё много других служб: песнопения, молебны, требы (частные богослужения). В церквях с большим приходом часовни были хорошим подспорьем!
Идея возвести часовню рядом с Андреевским собором, построенным в 1817 году, появилась спустя полвека. Даже был одобрен проект часовни –миниатюрная копия самого собора, только без колокольни! Однако, как обычно, пока идея обсуждалась, выяснилось, что назрела необходимость реставрировать храм, и это оказалось гораздо актуальнее! В итоге в 1870-х годах была проведена реконструкция собора, затраты оказались значительные, и с часовней пришлось повременить! Потом, как всегда, то ли забыли, то ли руки не доходили! Ну а денег не было никогда! Лишь в 1890-х годах вновь вернулись к идее строительства часовни.
Наконец, 18 августа 1898 (18.08.1898!) часовня была заложена. Строилась как уменьшенная копия Андреевского собора. Автор проекта – популярный в то время архитектор Николай Никитич Никонов (91849-1919). Он хорошо известен петербуржцам по знаменитому «Дому-прянику» на Колокольной улице. В Кронштадт он был приглашён не случайно. Никонов проектировал здания Ионновского монастыря на Карповке, основанного отцом Иоанном Кронштадтским. Уже в декабре 1899 года строительство было завершено, часовня освящена во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы и начала служить горожанам. Однако обветшать не успела.
Исчезновение Андреевского собора
Церкви и раньше сносили! Обычно, за ветхостью или, чтобы построить ещё лучше прежней! Так, вместо старой Богоявленской церкви для моряков в Кронштадте появился великолепный Морской собор. Он пережил непростой 20 век и недавно вернулся к жизни, восхищая всех своим нарядным обликом!
Андреевскому же собору не повезло! Деревянный храм, который освящался в присутствии Петра Великого, разобрали ещё в 18 веке из-за ветхости. Долго церковь не могла обрести своего места и здания. Наконец, когда на Соборной площади появился каменный Андреевский собор, а его настоятель, отец Иоанн Кронштадтский, прославил храм на всю Россию, казалось, всё худшее уже позади. Но наступали новые времена. После падения Российской империи новая власть провозгласила себя свободной от религии. А это означало, что соборы, церкви и часовенки, веками возводившиеся на Руси и разбросанные по всей стране даже в самых дальних и пустынных уголках, больше были не нужны. По крайней мере, тем, кто принял такое решение – руководителям наверху! Что было делать людям со своей верой, которая вошла в них через кровь предков, это не было проблемой власти!
Зато быстро разобрались, что делать с богатой церковной утварью! Её изъяли уже в первые годы после революции. А вот церковные здания стали проблемой. Некоторым наиболее внушительным и значимым в прежней жизни соборам повезло стать музеями и клубами, как Кронштадтскому Морскому собору. Остальным надо было искать применение. И, желательно, чтобы после «вхождения» в новую жизнь, здание не напоминало о своем первоначальном предназначении. Те, которые после сноса куполов, колоколен и маковок стали совсем не похожи на церковь, оказались самыми подходящими. Правда, под коммуналки их трудно было приспособить, зато в них можно было устраивать не только спортзалы, но даже кустарные мастерские и мелкие производства. И всё же наиболее пригодными церкви оказались для размещения складов.
Но и после распределения ролей, вероятно, церквей всё ещё оставалось много. И тогда их стали сносить, объясняя эти стратегические решения необходимостью улучшения условий жизни трудящихся! Возможно, именно такое решение было озвучено кронштадтцам, когда в 1932 году было принято решение снести Андреевский собор. Но, что-то подсказывает, что за всеми подобными решениями стояла идея «убрать с глаз», чтобы лишний раз не напоминать о религии! А Андреевский собор, уж очень был на виду! Нужно было от него избавиться. Храм и расположенную рядом часовню снесли, а на месте собора в сквере устроили фонтан.
Путь к воссозданию храма
Долго ещё власти не могли отвадить народ от места даже после сноса храма. Верующие совершали паломничество к собору на намоленное место и после смерти отца Иоанна, и даже после исчезновения Андреевского собора они шли сюда. А воду из фонтана, который установили в сквере, почитали за святую.
В 1955 на месте собора, о котором уже стали забывать новые поколения, вместо фонтана был воздвигнут памятник вождю пролетариата В. И. Ленину. Когда времена изменились и пала уже советская власть, а «Ильичей» повсюду стали убирать, как раньше убирали церкви, с кронштадтским памятником поступили более гуманно, чем с Андреевским собором. Его просто чуть отодвинули. И стоит теперь Ленин на улице Карла Маркса рядом с районной администрацией и глядит на проспект имени себя. Ну что ж, он тоже наша история. И имеет право быть! Собор вернуть сложнее! Но, надежда есть. На его месте в 2003 установлен памятный камень, который взывает о восстановлении собора:
«Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни...»
И первый шаг уже сделан. В 2009 году, к 180-летию со дня рождения отца Иоанна, в Андреевском саду появилась восстановленная часовня Андреевского собора, его миниатюрная копия, только без колокольни. А воссоздание часовни началось в год 100-летия со дня смерти Иоанна Кронштадтского. 22 сентября 2008 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 совершил торжественный молебен в ознаменование закладки часовни Андреевского собора во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Он сказал: «Это будет первый шаг к будущему возрождению Андреевского Храма!».
Новая часовня стоит на старом основании (фундаменте). С северной стороны её украшает мозаичная Тихвинская икона Божией Матери. В убранство часовни внесли замечательный вклад Почетный гражданин Кронштадта Галина Вишневская и её дочь Ольга Ростропович. Они подарили Тихвинской часовне золоченый трехъярусный иконостас. Здесь всегда можно поставить свечку и помолиться. Общими молитвами Андреевский собор Иоанна Кронштадтского должен вернуться в Кронштадт!
Продолжение читайте по ссылке:
А начало книги здесь:
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!