Найти тему
Femmie

Первый почти цветной фильм СССР. О чем он и за что его полюбили за границей

Этот фильм стал первопроходцем во многих смыслах. Он и сегодня впечатляет.

«Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

Этот советский фильм вышел на экраны почти 100 лет назад - еще в 1926 году. Картина длиной всего в 75 минут перевернула весь мировой кинематограф. И хотя «Броненосец „Потёмкин“» был немым фильмом, он смотрелся и «звучал» очень пронзительно с первых же дней проката. Расскажем, как Сергею Эйзенштейну удалось снять шедевр.

Премьера фильма ошеломила москвичей. Современным пиарщикам стоит взять на заметку

8 января 1926 года надолго запомнилось москвичам, пришедшим в кинотеатр «Художественный». В тот день состоялась премьера фильма «Броненосец Потемкин», который вскоре войдет в историю мирового киноискусства. Сначала зрителей удивило оригинальное оформление кинотеатра — для тех времен это было феерично.

«Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

Фасад здания скрыли за огромным макетом броненосца, украшенного ярко-красным флагом, мачтами и знаменами. Внутри тоже царила особая атмосфера: билетеры и другие сотрудники были одеты в матросские формы, а перед началом показа прозвучал гимн восстания, что лишь усилило зрительское волнение от ожидания фильма.

Премьера фильма в Москве / Википедия
Премьера фильма в Москве / Википедия

Наконец, начался сеанс. «Броненосец Потемкин» поразил всех своим масштабом, новаторскими режиссерскими решениями и глубиной сюжета. За первые два дня проката более 300 тысяч человек посмотрели эту картины, причем титры на экране читали хором всем зрительским залом, что создавало единство и сопереживание.

Рассказываем, как Сергею Эйзенштейну удалось создать настоящий шедевр.

Режиссер намеренно не включил в фильм многие эпизоды, которые были в сценарии. И вот почему

Первым автором сценария к фильму была Нина Агаджанова. Картина должна была показать самые тяжелые события в России, случившиеся в 1905 году. Но большинство из эпизодов не вошли в фильм — на этот шаг режиссера Эйзенштейна вынудили обстоятельства.

«Нам необходим фильм о 1905 годе. Подумайте хорошенько об этом», — сказал ему председатель ЦИК Михаил Калинин.
Сергей Эйзенштейн / Википедия
Сергей Эйзенштейн / Википедия

Это было в начале лета 1925-го, а картину нужно было сдать до конца года. Любой киношник знает, что 7-8 месяцев для съемок — ничтожно мало. Но у Эйзенштейна не было возможности отказаться от этого задания. Пришлось выкручиваться.

Первым делом режиссер порезал сценарий. Даже не порезал, а почти полностью переделал. Из всех эпизодов о событиях 1905 года в России он оставил только один — мятеж на броненосце «Потемкин», сделав его центральным сюжетом картины. Только в таком случае Эйзенштейн успевал бы сдать фильм к намеченной дате.

Почему фильм снимали не на настоящем броненосце «Потемкин»

Съемки фильма стартовали вскоре после утверждения сценария. Группа начала работать в Ленинграде, но почти сразу одна за другой возникали проблемы.

Первоначально планировалось снять пролог, где «Потемкин» встречается с эскадрой, однако из-за того, что Балтийский флот отправился на маневры в открытое море, этого не удалось сделать. Эйзенштейн решил перенести съемки на юг.

Броненосец «Князь Потемкин-Таврический / Википедия
Броненосец «Князь Потемкин-Таврический / Википедия

На момент начала съемок настоящий броненосец «Князь Потемкин-Таврический"Ф уже был списан и готовился к утилизации. Вместо него в фильме был задействован броненосец «Двенадцать Апостолов», который находился в одесском порту. Режиссер Сергей Эйзенштейн уважительно назвал корабль «великим железным старцем». Интерьерные сцены создавали на бронепалубном крейсере «Коминтерн».

Почему «Броненосец Потемкин» — первопроходец в нашем кино

Фильм «Броненосец Потемкин» стал настоящим первопроходцем в мире кинематографа почти во всем.

«Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

Во-первых, он потряс зрителей и критиков своей динамичностью и скоростью развития сюжета — такого прежде на советском экране не было. Чтобы добиться такого эффекта, Эйзенштейн использовал метод «монтажа аттракционов». Он чередовал чередовать тревожные и впечатляющие моменты с более спокойными, не давая зрителю возможности расслабиться и заскучать.

-7
«Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

Во-вторых, одним из самых запоминающихся моментов фильма стали кадры с детской коляской, скатывающейся по лестнице. Сцена стала настоящим шедевром кинематографа Но вы точно удивитесь, когда узнаете, что вдохновило режиссера на съемки этого эпизода.

«Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

Все произошло спонтанно. Он сидел на лестнице и ел вишню, наблюдая, как косточки легко катятся по ступенькам. Эйзенштейн моментально понял, что точно так же — с высоты — будет снимать кадры с детской коляской, которая катится вниз по ступеням. И это добавило картине дополнительного драматизма.

«Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

Читайте у нас еще:

Сцена с лестницей потом в том или ином виде повторялась во многих известных картинах. Зарубежные режиссеры отдавали дань уважения советскому коллеге Эйзенштейну. Например, в фильме «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы эпизод перестрелки снят по канонам лестничной сцены из «Броненосца Потемкина». Режиссер также добавил коляску с ребенком, которая катится по ступеням под звуки пуль. Как и в фильме Эйзенштейна, в этот момент у зрителей перехватило дыхание от напряжения.

«Неприкасаемые» / Paramount Pictures
«Неприкасаемые» / Paramount Pictures

В-третьих, Эйзенштейн снимал кино по принципу «чем реалистичнее, тем лучше». Для этой картины он выбрал не только актеров с более-менее простыми лицами, но и обычных людей, которые прежде в кино никогда не снимались.

«Броненосец Потемкин» / Главкин
«Броненосец Потемкин» / Главкин

Наконец, не менее впечатляющим стал эпизод прибытия броненосца в Одессу. Режиссер показал этот момент с разных ракурсов, начиная с отдельных людей, идущих к причалу, и заканчивая птичьим полетом над толпой — впервые в нашем кинематографе.

Почему «Броненосец Потемкин» нельзя назвать первым цветным советским фильмом

«Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

Во время съемок перед Эйзенштейном возникла дилемма: как передать красный цвет флага на черно-белой пленке. Это было необходимо в данном фильме. Снимать настоящий красный флаг не имело смысла, так как он выглядел бы черным на экране — пленка ведь черно-белая. Поэтому было принято решение поднять белое полотно и затем вручную раскрасить его в нужный оттенок.

Иллюстрация к фильму / Википедия
Иллюстрация к фильму / Википедия

Эйзенштейн сам взял пленку и нанес на флаг ярко-алую краску, чтобы создать визуальный эффект красного цвета. Этот метод позволил впервые в отечественном кино представить яркий цвет. Результат оказался впечатляющим: на премьере фильма зрители были поражены этим новым приемом и не могли поверить, что такое возможно. Зал ревел от восторга, ведь это был настоящий прорыв в мире кинематографа.

«Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

«Броненосец Потемкин» нельзя назвать первым цветным советским фильмом. Картину скорее можно считать предшественником цветных кинолент.  Но этот шедевр доказал, что даже в черно-белом мире можно создать яркие и запоминающиеся образы с помощью художественных приемов.

Как немое кино Эйзенштейна зазвучало громко и пронзительно

Когда «Броненосца Потемкина» впервые показывали в кинотеатрах,  он был немым. Озвучивали его таперы, игравшие прямо в зале.

Сегодня же мы смотрим легендарную картину с музыкой Сергея Шостаковича. Однако мало кто знает, что произведения этого композитора включили в фильм лишь в 70-е годы.

А для показа фильма в Германии музыку написал немецкий композитор Эдмунд Майзель. В 1926 году режиссер Сергей Эйзенштейн привез с собой в Берлин пластинки с записями песен «Вы жертвою пали» и «Дубинушка», которые он хотел использовать в качестве основы для музыкального сопровождения.

Эйзенштейн желал, чтобы музыка не только соответствовала ритму фильма, но и передавала его настроение и эмоции. Композитор Эдуард Майзель взял эти песни и создал свою собственную обработку, добавив симфоническое развитие и различные звуковые эффекты, чтобы усилить воздействие на зрителей.

В 1950 году, когда фильм был вновь выпущен в прокат после возвращения негативов из Германии в СССР, сопровождение картины написал Николай Крюков. Однако наиболее известное музыкальное сопровождение к фильму связано с именем Дмитрия Шостаковича.

В советском прокате фильм Эйзенштейна обошел американский хит. Но режиссера упрекали за излишнюю патетичность

В начале 1926 года в Москве состоялась премьера фильма «Броненосец Потемкин» в кинотеатре «Художественный». В то время в прокате шел иностранный фильм «Робин Гуд» с Дугласом Фэрбенксом, который пользовался популярностью среди советских зрителей.

«Робин Гуд», Douglas Fairbanks Pictures Corp.
«Робин Гуд», Douglas Fairbanks Pictures Corp.

Однако, уже за первую неделю показов «Потемкину» удалось обойти «Робина Гуда» по числу зрителей: около 70 тыс. человек посмотрели первый фильм, в то время как второй привлек около 55 тыс. человек.

 «Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

С каждой неделей количество зрителей, просматривающих «Броненосец Потемкин», только увеличивалось. Через две недели после премьеры число зрителей достигло 300 тыс. человек, что составляло почти 15% от общего населения Москвы того времени. Этот фильм стал настоящим хитом и завоевал сердца зрителей не только в России, но и за рубежом.

«Броненосец Потемкин» был высоко оценен критиками и зрителями во многих странах. Несмотря на некоторые вырезанные сцены в Германии, талант режиссера Сергея Эйзенштейна был признан великим. В 1926 году фильм был высоко оценен Американской киноакадемией, а вскоре получил приз на Всемирной выставке в Париже. Этот успех повторил предыдущий труд режиссера, укрепив его мировую репутацию.

«Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

Журналисты писали: моральный посыл в этой ленте настолько мощный, что за героями готовы идти все зрители. Но парадокс в том, что периодически Эйзенштейна упрекали в патетичности. И это его удивляло.

«Меня упрекают в том, что „Броненосец“ слишком патетичен. Но разве мы не люди, разве у нас нет темперамента, разве у нас нет страстей, разве у нас нет задач и целей? <…> Разве такой пафос не оправдан? Надо поднять голову и учиться чувствовать себя людьми, нужно быть человеком, стать человеком — ни большего и ни меньшего требует направленность этого фильма», — писал позднее Эйзенштейн.

Однако вскоре после премьеры фильма в СССР возникла проблема: его показывали не во всех республиках Союза. Зрители даже писали жалобы, ведь желающих увидеть этот шедевр было очень много. Почему же в Берлине фильм шел в 25 кинотеатрах по 4 раза в день? Оказалось, что прокатных копий для СССР не хватало. Фильм был нарасхват, чего создатели никак не ожидали.

 «Броненосец Потемкин» / Главкино
«Броненосец Потемкин» / Главкино

«Броненосец „Потемкин“» прочно вошел в историю мирового киноискусства. В 1958 году его включили в список из 12 лучших фильмов всех времен и народов, в 1978-м он занял первую строчку в списке ста лучших фильмов по опросу киноведов мира. В 2010 году его включили в сто главных фильмов мирового кинематографа.

Источник публикации

Смотрите сегодня:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц