Найти в Дзене

Пересказ поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" по главам: IV-VI

В рубрике "Филологическая крыса" продолжаем углубляться в мир Н. В. Гоголя и его незабываемую поэму "Мертвые души". В этой статье мы рассмотрим главы IV-VI, где разворачиваются ключевые события, демонстрирующие как характеры персонажей, так и особенности русского общества того времени. После успешной сделки с крестьянкой Коробочкой Чичиков направляется в имение Ноздрева. В трактире он встречает своего нового знакомого, Ноздрева, автора множества увлекательных историй и владельца непростого характера. В браваде и легкомысленности Ноздрева проявляется не только его склонность к разговору, но и нервозность, которая влияет на полноценный диалог с Чичиковым. Обсуждая мертвые души, Чичиков пытается уговорить Ноздрева на продажу, но тот, будучи не в ладах с умом и состоявшим в вражде с разумом, отвергает его предложения. Новые приключения Чичикова складываются так, что в итоге он оставляет Ноздрева с его манией величия, безуспешно пытаясь создать полезные для себя связи. По дороге к новом
Оглавление

В рубрике "Филологическая крыса" продолжаем углубляться в мир Н. В. Гоголя и его незабываемую поэму "Мертвые души". В этой статье мы рассмотрим главы IV-VI, где разворачиваются ключевые события, демонстрирующие как характеры персонажей, так и особенности русского общества того времени.

Главные герои

  • Павел Иванович Чичиков - чиновник в отставке средних лет, умеющий располагать к себе людей благодаря приятной внешности, хорошим манерам и хитрости. Он неглуп, расчётлив и подл.
  • Ноздрев - помещик 35 лет, шумный и буйный скандалист-врун, любящий выпить, подраться и нечестно играть в карты, при этом практически не занимающийся своими двумя детьми.
  • Михаил Семёнович Собакевич - помещик за 40, крепкий и неуклюжий, похожий на медведя, груб и прямолинеен, но хороший хозяин, у которого все постройки прочные.
-2

Глава IV Поездка к Ноздреву

После успешной сделки с крестьянкой Коробочкой Чичиков направляется в имение Ноздрева. В трактире он встречает своего нового знакомого, Ноздрева, автора множества увлекательных историй и владельца непростого характера. В браваде и легкомысленности Ноздрева проявляется не только его склонность к разговору, но и нервозность, которая влияет на полноценный диалог с Чичиковым.

Обсуждая мертвые души, Чичиков пытается уговорить Ноздрева на продажу, но тот, будучи не в ладах с умом и состоявшим в вражде с разумом, отвергает его предложения. Новые приключения Чичикова складываются так, что в итоге он оставляет Ноздрева с его манией величия, безуспешно пытаясь создать полезные для себя связи.

-3

Глава V. Визит к Собакевичу

По дороге к новому знакомому после встречи с Ноздревым, Чичиков сталкивается с каретой дам, среди которых он замечает красавицу-блондинку. Позже выясняется, что это – дочь губернатора, и её присутствие пробуждает в Чичикове новые надежды и амбиции.

Достигнув деревни Собакевича, Чичиков вновь инициирует разговор о продаже мертвых душ. Собакевич – человек более расчетливый и конкретный, чем его предшественник. Торги с ним идут медленно, но в конце концов, после долгих переговоров, Собакевич соглашается на продажу мертвых душ. Они достигают соглашения, и Чичиков делает задаток, что продолжает показывать его настойчивую стратегию на пути к осуществлению своих планов.

-4

Глава VI: Визит к Плюшкину

Чичиков отправляется в имение помещика Плюшкина, который, как вскоре выясняется, славится своим эксцентричным поведением и часто разговаривает о своих усопших крестьянах. Интересно, что Плюшкин это делает без особых предисловий, прямо выходя на содержательную тему. Он, казалось бы, рад избавиться от "мертвых душ", что только упрощает задачу Чичикова.

В ходе беседы Чичиков предлагает Плюшкину выкупить его мертвых крестьян. В конечном итоге сделка состоялась: 78 душ переходят к Чичикову, и этот момент подчеркивает не только желание главного героя сколотить состояние, но и поднимает важные социальные вопросы о ценности человеческой жизни за пределами могилы.

-5

Главные идеи поэмы "Мёртвые души"

  • Критика крепостничества. Гоголь обличает абсурдную и бесчеловечную систему крепостного права, при которой помещики могли приобретать и продавать своих крестьян, даже уже умерших. Этот образ демонстрирует, насколько унизительным и жестоким было положение крепостных, которые воспринимались лишь как источник дохода, а не как живые люди со своими нуждами и чувствами. Покупка "мертвых душ" становится у Гоголя метафорой безжалостной эксплуатации крепостных, их превращения в бессловесный, бесправный товар.
  • Дегуманизация крестьян. Гоголь демонстрирует, как крепостная система лишала крестьян их человеческого достоинства, превращая их в бесправный товар. Помещики могли свободно покупать, продавать и даже обманывать своих крепостных, не считаясь с их личностью и индивидуальностью. Образ "мертвых душ" - крестьян, уже умерших, но числящихся как живые, - становится ярким символом того, что для владельцев эти люди воспринимались не как живые существа со своими чувствами и судьбами, а лишь как источник дохода и средство обогащения.
  • Сатирическое изображение русского общества. В своих произведениях Гоголь беспощадно высмеивает самые распространенные пороки и недостатки российского общества своего времени. Он обращает внимание читателей на жадность и корыстолюбие помещиков, стремящихся любой ценой увеличить свое состояние за счет крепостных крестьян. Гоголь также высмеивает глупость, невежество и лицемерие чиновников, которые злоупотребляют своим положением ради личной выгоды, а не заботятся о благе народа. Другие социальные пороки, такие как лень, хвастовство и моральная деградация дворянства, также становятся объектом уничижительной критики писателя.
  • Надежда на возрождение. Хотя "Мертвые души" пронизаны беспощадной сатирой на пороки российского общества, в произведении Гоголя присутствуют и лирические размышления автора о глубинных вопросах бытия русского народа. Повествуя о таинственных "мертвых душах", писатель размышляет о загадочной русской душе, ее противоречивых чертах - от безграничной доброты до упрямого своеволия. В лирических отступлениях Гоголь с грустью и надеждой рассуждает о будущем России, сетуя на ее нынешнее плачевное состояние, но веря в ее великое духовное возрождение.
-6

Главы IV-VI "Мертвых душ" Гоголя представляют собой яркий пример сатирической прозы, позволяя читателю с иронией рассмотреть взаимоотношения между персонажами и их попытки манипулировать общественными нормами, создавая интересную картину российской действительности. Разоблачение характеров, обычаев и социального фона тех времен происходит через призму жесткой сатиры и глубокого анализа человеческих страстей, открывая новые грани произведения Гоголя.

Вам будет интересно

Пересказ поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" (Главы I-III)
Жизнь, творчество и романтические произведения Н. В. Гоголь
“Мертвые души” Николая Гоголя: анализ сатирического изображения русского общества.
Первая часть "Белого Клыка": встреча с волчьей стаей
Полицейский и пёс: сатирический портрет власти в рассказе "Хамелеон"