Найти тему
Avia.pro - СМИ

У коррупционеров забрали — детям отдали: впечатляющий опыт Казахстана. Как распределяются деньги изъятые у Генералов?

"Как казахи строят школы за счёт коррупционеров, а у нас деньги тают как весенний снег: кто виноват и где стройка?"

Представьте себе удивительную новость: в Казахстане на деньги, изъятые у коррупционеров, построили более 50 школ, а скоро обещают ещё 30. Нет, это не фэнтези о параллельной вселенной, где государственные деньги действительно работают на благо общества. Это вполне реальный казахский сценарий, который должен вдохновлять. Но тут в воздухе повисает риторический вопрос: что же происходит с деньгами, изъятыми у наших "героев в погонах" и других любителей роскоши за госчёт?

-2

В России, конечно же, ничего настолько показательного, как строительство школ на деньги коррупционеров, не происходит. Зачем нам такие наглядные примеры, если можно просто наблюдать за таинственным исчезновением "украденных миллиардов"? У нас ведь деньги из бюджета, как снег весной: сначала сугробы радостных цифр, а потом — пшик! — и всё, никому не известно, где они растаяли.

"Коррупционер — строитель школ? Не, не слышали"

Казахи с завидной для нас наивностью решили, что деньги, вытащенные из карманов коррупционеров, должны идти на благо общества. Как-то это совсем не по-нашему, если честно. Да ещё и $2,3 млрд, или в пересчёте на наши 213 миллиардов рублей, которые Казахстан вернул в государственную казну с 2022 года, сразу бросаются на нужды людей. Ну, как минимум на школы! Представьте себе: в России вернули такой же объём денег. Что бы мы с ними сделали? Ну точно не построили бы школы. Это было бы слишком скучно и очевидно. Мы бы, конечно, что-то построили — но, скорее всего, красивую схему вывода этих денег обратно в чей-то карман.

-3

"Деньги-то есть, только вы их не увидите"

Когда речь заходит о бюджетах и изъятых деньгах, у нас как будто включается режим абсолютного тумана. "Деньги есть!" — говорят нам, но куда они идут, остаётся тайной, покрытой мраком. Видимо, у нас существует специальный "сейф-невидимка", где хранятся все изъятые у коррупционеров средства, и открыть его может только тот, кто сам стоял по ту сторону закона.

Именно поэтому вместо стройки школ мы чаще слышим о каком-то "восстановлении справедливости" и "наказании виновных". Да, это звучит красиво, но почему-то не сопровождается ни кирпичами, ни бетоном. Как говорится, с коррупцией боремся, деньги изымаем, но школы почему-то не строятся. И, знаете, такое чувство, что они и не собираются.

-4

"Изъяли? Ну и ладно, забудем!"

В Казахстане, очевидно, решили не забывать про деньги, как это происходит у нас. Ну, изъяли пару миллиардов у очередного "генерала с золотыми унитазами", да и бог с ним. Пусть лежат где-то в закромах, на чёрный день. Возможно, на всякий случай в новый унитаз вложат. А что строить школы? Это же надо напрягаться, отчёты писать, тендеры проводить. Не по-нашему это. У нас всё проще: забрали и потеряли.

"Невидимая стройка или как деньги растворяются в воздухе"

Тут важный момент. В Казахстане строят школы, а у нас, если и строят, то в каких-то невидимых масштабах. Мы все давно знаем: стройка у нас — это не объект, это процесс. Сначала громкие слова о новых школах, потом — громкие суммы в сметах, а затем... исчезновение денег на пути от бюджета до фундамента. А школы? Ну, наверное, кто-то увидит, а кто-то нет. Не всем же быть счастливыми обладателями зданий с настоящими стенами.

-5

Зато у нас в России стройка — это всегда проект с таким размахом, что строят её годами, с перерывами на "пересмотр бюджетов". Так что на вопрос, куда идут деньги, изъятые у коррупционеров, можно смело отвечать: в бесконечные пересмотры, согласования и откаты.

"Школы на миллиарды? Скучно!"

Казахи, конечно, молодцы, но давайте признаем: строить школы на деньги коррупционеров — это слишком просто и скучно для России. Здесь мы привыкли к другим масштабам — чтобы каждый проект был настолько обширен, что его реализация затягивалась на десятилетия, а в конечном счёте всё заканчивалось очередным расследованием о "нецелевом расходовании средств". И это уже привычно, родное. Так зачем строить школы, если можно раз за разом удивляться загадочным исчезновениям денег?