Найти тему

Славков (Аустерлиц) (Чехия)

Маленький, совсем не красавец, с животом. Он стоял там, чтобы видеть весь ход сражения. Стоял не в самой лучшей точке. И войска его на поле были не в самой лучшей позиции. Русские и австрияки должны были его победить, без сомнения (как пишут историки – 85-ти тысячное войско коалиции против 40-50-ти тысяч французов). И внешне он не чета тому – высокому красавцу-блондину (российскому императору Александру 1), который привел сюда к австриякам несчетное войско русских, чтобы уничтожить Наполеона…

Пора. Надо наблюдать за сражением, надо руководить. Азарт, мысль, расчет.
…………………
Все было обыденно. Новый вираж ухаживаний брненского ухажера привел его и меня в некую
деревню Славков под Брно, которая, казалось, ничем не может быть интересна. Обычные осенние пейзажи чешского образца. Поля и равнины, но с некой австрийско-немецкой педантичностью и сдержанностью. Все правильно, все математически точно.
Из-за поворота показался большой светло-желтый дом, будто небольшая помещичья вотчина. Ничего примечательного. Перед домом фонтан, что-то напоминающее плохую копию фонтанов Версаля. Статуи. Мелкий щебень. Мои черные шнурованные сапожки давят эту неброскую щебенку. Скучно. Нехотя сфоткалась. День серый. Все вокруг такое же.
- Что за дом?
Зашли внутрь, обозрели нехитрый помещичий интерьер. Там внутри – кафешка. Выпили кофе, что-то пожевали.
-Что за дом?
-Здесь жил Наполеон.
-Когда?
-В 1805!
–И что?
И что? Разум отказывался верить, что я нахожусь там, где жил завоеватель всей Европы, когда вступил в борьбу с русско-австрийской коалицией. Я там, где Андрей Болконский понял всю мелочность своих мечтаний: «…все пустое, кроме этого бесконечного неба…»!
АУСТЕРЛИЦ!
Мемориальные постаменты в точке ставок каждого войска. Орудия. Могила мира – памятник погибшим солдатам трех армий. Первый памятник миру, поставленный перед 1 Мировой (символично). У входа в этот монумент латинское изречение – «Восстанут павшие».
Поле, где слегли воины армий трех императоров. До сих пор активисты роют эту землю и хоронят найденные кости.
Просто поле, просто сражение, просто монументы. Небо раскинулось над некогда поворотным пунктом в Истории. Поле – длиною в целое сражение.

Вся местность - огромная Могила, могила павших воинов, павших непонятно, за что. За амбиции королей, императоров, царей…

«восстанут павшие»?..
Памятники, памятники, памятники на полях сражений и не на полях. Войны так и не прекращаются. Азарт. Тщеславие. Расчет. «Мы все глядим в Наполеоны!»…
«Война – сумасшествие» (Л. Толстой)?..
Я стою у постамента, где в ходе сражения стоял сам французский завоеватель и руководил бойней. Гений. Он выиграл в заведомо невыигрышной партии. Гений на крови. Вспомнились две триумфальные арки в Париже. Одна – рядом с садиком Тюильри. Вполне симпатичная, но маленькая. Отсутствие грандиозности взбесило императора. Приказал построить новую! Та новая – сама грандиозность. Памятник его гению… Грандиозные победы и грандиозный провал в конце жизни…
«…все пустое, кроме этого бесконечного неба…»?..
Мою обыденность перечеркнуло Историей.

Могила Мира. Памятник и музей.
Могила Мира. Памятник и музей.

Для справки.

Би́тва при А́устерли́це (20 ноября (2 декабря1805 год) — решающее сражение наполеоновской армии против армий третьей антифранцузской коалиции. Вошло в историю как «битва трёх императоров», поскольку против армии императора Наполеона I сражались армии императоров австрийского Франца II и русского Александра I. Сражение закончилось разгромом союзных армий.

Наряду c битвой при Гавгамелах и битвой при Каннах это сражение вошло в историю как пример решительной победы над численно превосходящим противником.

Франсуа Жерар. "Наполеон при Аустерлице"
Франсуа Жерар. "Наполеон при Аустерлице"