АННОТАЦИЯ:
Согласно ст. 285 УК РФ, превышение должностных полномочий – это умышленные действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его должностных обязанностей. В данной статье будут рассмотрены составы преступлений и некоторые аспекты ответственности за преступления, проведен анализ преступления должностных полномочий и злоупотребления должностными полномочиями.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Должностные полномочия, присвоение полномочий, коррупционные преступления, существенный вред, нарушение прав, применение насилия, применение оружия, специальные средства, тяжкие последствия.
Коррупция как негативное социальное явление остается одной из наиболее значимых проблем для многих государств современного мира. Как известно, уровень и масштабы распространенности коррупционной преступности дают возможность оценить степень развития институтов гражданского общества и индекс1 восприятия коррупции государстве. Чем выше уровень коррупции в стране, тем ниже его авторитет на международной арене. Опасность коррупции выражается в том, что она представляет существенную угрозу государственному суверенитету, подрывает не только его политические и экономические основы, но и авторитет и репутацию органов государственной власти [1].
Проблема борьбы с коррупцией в современных условиях, как и прежде, остается одной из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с преступлениями коррупционного характера, рассматривается как одна из эффективных мер обеспечения национальной безопасности. Как известно, коррупция изнутри разъедает основы политической, экономической и финансовой систем государства, в связи с чем необходимо применить соответствующие меры по противодействию коррупции. Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является разработка и реализация на практике комплекса мер с учетом международного опыта, в том числе уголовно-правового характера, в области борьбы с преступлениями коррупционного характера. Как известно, коррупционные преступления неразрывно связаны с государственной службой различного уровня и вида, а также службой в органах местного самоуправления. Одним из преступлений коррупционного характера, наряду со злоупотреблением должностными полномочиями и взяточничеством, является превышение должностных полномочий. Общественная опасность указанного деяния существенно возрастает, если оно направлено на получение материальной выгоды, либо сопряжено с посягательством на жизнь или здоровье человека. В ст. 286 УК РФ действующего уголовного законодательства предусматривается ответственность за превышение должностных полномочий [2].
Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями, т.е. таковыми являются интересы государственной власти, государственной службы и службы органов местного самоуправления. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении должностных полномочий совершаемые действия выходят за рамки должностных полномочий, компетенции виновного лица. Об этом говорится и в Постановлений Пленума ВС Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». В. п. 19 указанного пленума говорится, что в отличие от предусмотренного (ст.285 УК РФ) «Злоупотребление должностными полномочиями» ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за «Превышение должностных полномочий» (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом только активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий. В ч. 1 ст. 286 УК РФ указывается, что совершенные должностным лицом действия должны явно выходить за пределы его полномочий [3].
Именно термин «явно» предполагает очевидность и осознанность выхода за рамки полномочий как самим должностным, так и другими лицами. При этом следует отметить, что, если те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не могут быть отнесены к рассматриваемому преступлению. Однако, если в результате противоправных действий должностных лиц в рамках рассматриваемого состава преступления наступит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, которые дополнительно будут содержать состав другого преступления, то в подобных случаях деяние необходимо квалифицировать по совокупности преступлений. Часто для того чтобы получить возможность совершить неправомерные действия от имени соответствующего должностного лица, виновный выдает себя за данное лицо и действует от имени такого лица. Присвоение полномочий определенного должностного лица может имеет различные формы: объявление себя соответствующим должностным лицом, использование форменной одежды правоохранительных или иных органов, поддельных документов должностного лица. В случае использования поддельных документов как средства присвоения полномочий должностного лица, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 286 и 327 УК РФ [4].
Превышение должностных полномочий по особенностям конструкции имеет материальный состав и признается оконченным при наступлений последствии в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, как это предусмотрено в ч.1 ст. 286 УК РФ. Понятие существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в данном составе преступления по своей характеристике аналогичен с понятием существенного нарушения охраняемых прав и интересов, указанных в ч.1 ст. 285 УК РФ. А именно, в соответствии с п.18 вышеуказанного пленума «по делам о превышении должностных полномочий (как и о злоупотреблении должностными полномочиями и) судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий». Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ , общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ [5].
Данное положение конституции нашло свое отражение в ч. 2 ст.1 УК РФ, в которой так же указывается что УК РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права (в качестве такого примера можно привести создание должностным лицом препятствий по реализации гражданами своих основополагающих конституционных прав собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ)). Квалифицированный вид превышения должностных полномочий, согласно ч. 2 ст. 286 УК РФ, предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления, согласно ч. 3 ст. 286 УК РФ являются:
– применение насилия или угроза его применения;
– применение оружия или специальных средств;
– причинение тяжких последствий;
Как известно, существуют разные формы проявления насилия: моральное, психическое, физическое и др. Применения насилия в рамках (п. а) ч.3 ст.286 УК РФ) означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев или вреда здоровью различной степени тяжести либо психическое принуждение вплоть до убийства или угрозы применения такого насилия, когда есть реальное опасение исполнения угрозы [6].
Применение оружия или специальных средств (п. «б» ч.3 ст.286 УК РФ) предполагает их фактическое использование для физического и психического воздействия на потерпевшего для устрашения или подтверждения факта реализации своей угрозы. Как показывают материалы правоприменительной и судебной практики, чаще всего оружия и специальные средства в рамках рассматриваемого состава преступления и за его пределами используются не только для причинения физической боли или вреда здоровью различной степени, но и для убийства. Под оружием понимаются предметы и устройства (конструктивно предназначенные для поражения живой силы), отнесенные к оружию в соответствии с ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» [7].
К специальным средствам, согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ, относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовноисполнительной системы и др. Применение насилия или угроза его применения в рамках рассматриваемого состава преступления должны быть совершены в связи с исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей, а не в связи с личными отношениями. Применение оружия и специальных средств регулируется специальными нормативными актами и их применение допустимо, в частности, в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 21 вышеуказанного закона о полиции и другими соответствующими нормативными актами [8].
Незаконное и необоснованное их применение рассматриваются как превышение служебных полномочии или как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или смерти. В случае причинения при превышении должностных полномочий тяжкого вреда здоровью или смерти содеянное следует квалифицировать по совокупности п.в ч.3 ст. 286 и соответствующей части ст. 111 или ст. 105 УК РФ. Что касается причинения тяжких последствий (п. в) ч.3 ст.286 УК РФ), следует отметить, что формулировка данного квалифицирующего признака не совсем верна, так как причиняется вред, а тяжкие последствия наступают в результате причинения соответствующего вреда. В связи с этим следовало бы данный квалифицирующий признак изложить в следующей редакции «с причинением вреда, повлекшего тяжкие последствия». Касательно тяжкого последствия как квалифицирующего признака преступления, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий техногенного и природного характера, пожаров, длительных остановок транспорта или производственного процесса, иных нарушений деятельности организации, причинения значительного материального ущерба, причинения смерти по неосторожности, самоубийства или покушения на самоубийство потерпевшего и т.п. [9].
Согласно п. 8 вышеуказанного пленума, субъектом рассматриваемого преступления (ст. 286 УК РФ), может быть лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что превышение должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями отличается тем, что в первом случае имеет место формальный выход виновного за пределы своих полномочий, тогда как во втором случае должностное лицо действует в пределах своей компетенции, определенной соответствующими нормативно-правовыми актами, но вопреки интересам службы. Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в прямом умысле, а вина в отношении тяжких последствий (п.3 ч.3 ст. 286 УК РФ) может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Мотив и цель не имеют значения при квалификации данного состава преступления [10].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Агешкина Н. А., Беляев М. А., Белянинова Ю. В., Бирюкова Т. А., Болдырев С. А., Буранов Г. К., Воробьев Н. И., Галкин В. А., Дудко Д. А., Егоров Ю. В., Захарова Ю. Б., Копьёв А. В. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. — Специально для системы ГАРАНТ, 2016 г.
Паутова Э. В. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: комментарий к главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, — «Право Доступа», 2016 г.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2017 года) (редакция, действующая с 10 августа 2017 года)
Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 63-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- 25.- ст. 2954.
Разумова В.В.; Ответственность за превышение должностных полномочий в отечественном уголовном праве в исторической ретроспективе: автореф. Диссерт. …канд. юридич. наук. Орел, 2019, С203-216
Машенкова А.Н. ; Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: автореф. Диссерт. …канд. юридич. наук. Архангельск, 2018, С27-29
Алтухов С.А. , Слипченко В.С. ; Вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта, как особый вид должностного преступления: автореф. Диссерт. сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей. Ростов на-Дону, 2020. С. 25-33
Бухарова И.В. ; К вопросу разграничений понятий «подарок» и «взятка», механизм противодействия коррупции и развития антикоррупционного законодательства в России и за рубежом. : автореф. Диссерт. сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2020. Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в г. Ростове-на-Дону (Ростов-на-Дону).С.12-16
Семенюк А.В.; История становления уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: автореф. Диссерт. …канд. юридич. наук. Москва 2020, С327-332.
Согласно ст. 285 УК РФ, превышение должностных полномочий – это умышленные действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его должностных обязанностей. В данной статье будут рассмотрены составы преступлений и некоторые аспекты ответственности за преступления, проведен анализ преступления должностных полномочий и злоупотребления должностными полномочиями.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Должностные полномочия, присвоение полномочий, коррупционные преступления, существенный вред, нарушение прав, применение насилия, применение оружия, специальные средства, тяжкие последствия.
Коррупция как негативное социальное явление остается одной из наиболее значимых проблем для многих государств современного мира. Как известно, уровень и масштабы распространенности коррупционной преступности дают возможность оценить степень развития институтов гражданского общества и индекс1 восприятия коррупции государстве. Чем выше уровень коррупции в стране, тем ниже его авторитет на международной арене. Опасность коррупции выражается в том, что она представляет существенную угрозу государственному суверенитету, подрывает не только его политические и экономические основы, но и авторитет и репутацию органов государственной власти [1].
Проблема борьбы с коррупцией в современных условиях, как и прежде, остается одной из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с преступлениями коррупционного характера, рассматривается как одна из эффективных мер обеспечения национальной безопасности. Как известно, коррупция изнутри разъедает основы политической, экономической и финансовой систем государства, в связи с чем необходимо применить соответствующие меры по противодействию коррупции. Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является разработка и реализация на практике комплекса мер с учетом международного опыта, в том числе уголовно-правового характера, в области борьбы с преступлениями коррупционного характера. Как известно, коррупционные преступления неразрывно связаны с государственной службой различного уровня и вида, а также службой в органах местного самоуправления. Одним из преступлений коррупционного характера, наряду со злоупотреблением должностными полномочиями и взяточничеством, является превышение должностных полномочий. Общественная опасность указанного деяния существенно возрастает, если оно направлено на получение материальной выгоды, либо сопряжено с посягательством на жизнь или здоровье человека. В ст. 286 УК РФ действующего уголовного законодательства предусматривается ответственность за превышение должностных полномочий [2].
Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями, т.е. таковыми являются интересы государственной власти, государственной службы и службы органов местного самоуправления. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении должностных полномочий совершаемые действия выходят за рамки должностных полномочий, компетенции виновного лица. Об этом говорится и в Постановлений Пленума ВС Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». В. п. 19 указанного пленума говорится, что в отличие от предусмотренного (ст.285 УК РФ) «Злоупотребление должностными полномочиями» ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за «Превышение должностных полномочий» (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом только активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий. В ч. 1 ст. 286 УК РФ указывается, что совершенные должностным лицом действия должны явно выходить за пределы его полномочий [3].
Именно термин «явно» предполагает очевидность и осознанность выхода за рамки полномочий как самим должностным, так и другими лицами. При этом следует отметить, что, если те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не могут быть отнесены к рассматриваемому преступлению. Однако, если в результате противоправных действий должностных лиц в рамках рассматриваемого состава преступления наступит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, которые дополнительно будут содержать состав другого преступления, то в подобных случаях деяние необходимо квалифицировать по совокупности преступлений. Часто для того чтобы получить возможность совершить неправомерные действия от имени соответствующего должностного лица, виновный выдает себя за данное лицо и действует от имени такого лица. Присвоение полномочий определенного должностного лица может имеет различные формы: объявление себя соответствующим должностным лицом, использование форменной одежды правоохранительных или иных органов, поддельных документов должностного лица. В случае использования поддельных документов как средства присвоения полномочий должностного лица, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 286 и 327 УК РФ [4].
Превышение должностных полномочий по особенностям конструкции имеет материальный состав и признается оконченным при наступлений последствии в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, как это предусмотрено в ч.1 ст. 286 УК РФ. Понятие существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в данном составе преступления по своей характеристике аналогичен с понятием существенного нарушения охраняемых прав и интересов, указанных в ч.1 ст. 285 УК РФ. А именно, в соответствии с п.18 вышеуказанного пленума «по делам о превышении должностных полномочий (как и о злоупотреблении должностными полномочиями и) судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий». Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ , общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ [5].
Данное положение конституции нашло свое отражение в ч. 2 ст.1 УК РФ, в которой так же указывается что УК РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права (в качестве такого примера можно привести создание должностным лицом препятствий по реализации гражданами своих основополагающих конституционных прав собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ)). Квалифицированный вид превышения должностных полномочий, согласно ч. 2 ст. 286 УК РФ, предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления, согласно ч. 3 ст. 286 УК РФ являются:
– применение насилия или угроза его применения;
– применение оружия или специальных средств;
– причинение тяжких последствий;
Как известно, существуют разные формы проявления насилия: моральное, психическое, физическое и др. Применения насилия в рамках (п. а) ч.3 ст.286 УК РФ) означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев или вреда здоровью различной степени тяжести либо психическое принуждение вплоть до убийства или угрозы применения такого насилия, когда есть реальное опасение исполнения угрозы [6].
Применение оружия или специальных средств (п. «б» ч.3 ст.286 УК РФ) предполагает их фактическое использование для физического и психического воздействия на потерпевшего для устрашения или подтверждения факта реализации своей угрозы. Как показывают материалы правоприменительной и судебной практики, чаще всего оружия и специальные средства в рамках рассматриваемого состава преступления и за его пределами используются не только для причинения физической боли или вреда здоровью различной степени, но и для убийства. Под оружием понимаются предметы и устройства (конструктивно предназначенные для поражения живой силы), отнесенные к оружию в соответствии с ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» [7].
К специальным средствам, согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ, относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовноисполнительной системы и др. Применение насилия или угроза его применения в рамках рассматриваемого состава преступления должны быть совершены в связи с исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей, а не в связи с личными отношениями. Применение оружия и специальных средств регулируется специальными нормативными актами и их применение допустимо, в частности, в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 21 вышеуказанного закона о полиции и другими соответствующими нормативными актами [8].
Незаконное и необоснованное их применение рассматриваются как превышение служебных полномочии или как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или смерти. В случае причинения при превышении должностных полномочий тяжкого вреда здоровью или смерти содеянное следует квалифицировать по совокупности п.в ч.3 ст. 286 и соответствующей части ст. 111 или ст. 105 УК РФ. Что касается причинения тяжких последствий (п. в) ч.3 ст.286 УК РФ), следует отметить, что формулировка данного квалифицирующего признака не совсем верна, так как причиняется вред, а тяжкие последствия наступают в результате причинения соответствующего вреда. В связи с этим следовало бы данный квалифицирующий признак изложить в следующей редакции «с причинением вреда, повлекшего тяжкие последствия». Касательно тяжкого последствия как квалифицирующего признака преступления, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий техногенного и природного характера, пожаров, длительных остановок транспорта или производственного процесса, иных нарушений деятельности организации, причинения значительного материального ущерба, причинения смерти по неосторожности, самоубийства или покушения на самоубийство потерпевшего и т.п. [9].
Согласно п. 8 вышеуказанного пленума, субъектом рассматриваемого преступления (ст. 286 УК РФ), может быть лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что превышение должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями отличается тем, что в первом случае имеет место формальный выход виновного за пределы своих полномочий, тогда как во втором случае должностное лицо действует в пределах своей компетенции, определенной соответствующими нормативно-правовыми актами, но вопреки интересам службы. Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в прямом умысле, а вина в отношении тяжких последствий (п.3 ч.3 ст. 286 УК РФ) может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Мотив и цель не имеют значения при квалификации данного состава преступления [10].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Агешкина Н. А., Беляев М. А., Белянинова Ю. В., Бирюкова Т. А., Болдырев С. А., Буранов Г. К., Воробьев Н. И., Галкин В. А., Дудко Д. А., Егоров Ю. В., Захарова Ю. Б., Копьёв А. В. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. — Специально для системы ГАРАНТ, 2016 г.
Паутова Э. В. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: комментарий к главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, — «Право Доступа», 2016 г.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2017 года) (редакция, действующая с 10 августа 2017 года)
УголАННОТАЦИЯ:овный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 63-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- 25.- ст. 2954.
Согласно ст. 285 УК РФ, превышение должностных полномочий – это умышленные действия, совершаемые должностным лицом, которые явно выходят за пределы его должностных обязанностей. В данной статье будут рассмотрены составы преступлений и некоторые аспекты ответственности за преступления, проведен анализ преступления должностных полномочий и злоупотребления должностными полномочиями.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
Должностные полномочия, присвоение полномочий, коррупционные преступления, существенный вред, нарушение прав, применение насилия, применение оружия, специальные средства, тяжкие последствия.
Коррупция как негативное социальное явление остается одной из наиболее значимых проблем для многих государств современного мира. Как известно, уровень и масштабы распространенности коррупционной преступности дают возможность оценить степень развития институтов гражданского общества и индекс1 восприятия коррупции государстве. Чем выше уровень коррупции в стране, тем ниже его авторитет на международной арене. Опасность коррупции выражается в том, что она представляет существенную угрозу государственному суверенитету, подрывает не только его политические и экономические основы, но и авторитет и репутацию органов государственной власти [1].
Проблема борьбы с коррупцией в современных условиях, как и прежде, остается одной из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с преступлениями коррупционного характера, рассматривается как одна из эффективных мер обеспечения национальной безопасности. Как известно, коррупция изнутри разъедает основы политической, экономической и финансовой систем государства, в связи с чем необходимо применить соответствующие меры по противодействию коррупции. Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации является разработка и реализация на практике комплекса мер с учетом международного опыта, в том числе уголовно-правового характера, в области борьбы с преступлениями коррупционного характера. Как известно, коррупционные преступления неразрывно связаны с государственной службой различного уровня и вида, а также службой в органах местного самоуправления. Одним из преступлений коррупционного характера, наряду со злоупотреблением должностными полномочиями и взяточничеством, является превышение должностных полномочий. Общественная опасность указанного деяния существенно возрастает, если оно направлено на получение материальной выгоды, либо сопряжено с посягательством на жизнь или здоровье человека. В ст. 286 УК РФ действующего уголовного законодательства предусматривается ответственность за превышение должностных полномочий [2].
Основной объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями, т.е. таковыми являются интересы государственной власти, государственной службы и службы органов местного самоуправления. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении должностных полномочий совершаемые действия выходят за рамки должностных полномочий, компетенции виновного лица. Об этом говорится и в Постановлений Пленума ВС Российской Федерации от 16 октября 2009 г. N 19 г. Москва «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». В. п. 19 указанного пленума говорится, что в отличие от предусмотренного (ст.285 УК РФ) «Злоупотребление должностными полномочиями» ответственности за совершение действий (бездействия) в пределах своей компетенции вопреки интересам службы ответственность за «Превышение должностных полномочий» (статья 286 УК РФ) наступает в случае совершения должностным лицом только активных действий, явно выходящих за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, если при этом должностное лицо осознавало, что действует за пределами возложенных на него полномочий. В ч. 1 ст. 286 УК РФ указывается, что совершенные должностным лицом действия должны явно выходить за пределы его полномочий [3].
Именно термин «явно» предполагает очевидность и осознанность выхода за рамки полномочий как самим должностным, так и другими лицами. При этом следует отметить, что, если те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не могут быть отнесены к рассматриваемому преступлению. Однако, если в результате противоправных действий должностных лиц в рамках рассматриваемого состава преступления наступит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, которые дополнительно будут содержать состав другого преступления, то в подобных случаях деяние необходимо квалифицировать по совокупности преступлений. Часто для того чтобы получить возможность совершить неправомерные действия от имени соответствующего должностного лица, виновный выдает себя за данное лицо и действует от имени такого лица. Присвоение полномочий определенного должностного лица может имеет различные формы: объявление себя соответствующим должностным лицом, использование форменной одежды правоохранительных или иных органов, поддельных документов должностного лица. В случае использования поддельных документов как средства присвоения полномочий должностного лица, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений по ст. 286 и 327 УК РФ [4].
Превышение должностных полномочий по особенностям конструкции имеет материальный состав и признается оконченным при наступлений последствии в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, как это предусмотрено в ч.1 ст. 286 УК РФ. Понятие существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства в данном составе преступления по своей характеристике аналогичен с понятием существенного нарушения охраняемых прав и интересов, указанных в ч.1 ст. 285 УК РФ. А именно, в соответствии с п.18 вышеуказанного пленума «по делам о превышении должностных полномочий (как и о злоупотреблении должностными полномочиями и) судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий». Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ , общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ [5].
Данное положение конституции нашло свое отражение в ч. 2 ст.1 УК РФ, в которой так же указывается что УК РФ основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права (в качестве такого примера можно привести создание должностным лицом препятствий по реализации гражданами своих основополагающих конституционных прав собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ)). Квалифицированный вид превышения должностных полномочий, согласно ч. 2 ст. 286 УК РФ, предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления, согласно ч. 3 ст. 286 УК РФ являются:
– применение насилия или угроза его применения;
– применение оружия или специальных средств;
– причинение тяжких последствий;
Как известно, существуют разные формы проявления насилия: моральное, психическое, физическое и др. Применения насилия в рамках (п. а) ч.3 ст.286 УК РФ) означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев или вреда здоровью различной степени тяжести либо психическое принуждение вплоть до убийства или угрозы применения такого насилия, когда есть реальное опасение исполнения угрозы [6].
Применение оружия или специальных средств (п. «б» ч.3 ст.286 УК РФ) предполагает их фактическое использование для физического и психического воздействия на потерпевшего для устрашения или подтверждения факта реализации своей угрозы. Как показывают материалы правоприменительной и судебной практики, чаще всего оружия и специальные средства в рамках рассматриваемого состава преступления и за его пределами используются не только для причинения физической боли или вреда здоровью различной степени, но и для убийства. Под оружием понимаются предметы и устройства (конструктивно предназначенные для поражения живой силы), отнесенные к оружию в соответствии с ФЗ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» [7].
К специальным средствам, согласно ч. 2 ст. 21 ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ, относятся: резиновые палки, наручники, слезоточивый газ, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные собаки и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, внутренних войск, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовноисполнительной системы и др. Применение насилия или угроза его применения в рамках рассматриваемого состава преступления должны быть совершены в связи с исполнением должностным лицом своих служебных обязанностей, а не в связи с личными отношениями. Применение оружия и специальных средств регулируется специальными нормативными актами и их применение допустимо, в частности, в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 21 вышеуказанного закона о полиции и другими соответствующими нормативными актами [8].
Незаконное и необоснованное их применение рассматриваются как превышение служебных полномочии или как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего или смерти. В случае причинения при превышении должностных полномочий тяжкого вреда здоровью или смерти содеянное следует квалифицировать по совокупности п.в ч.3 ст. 286 и соответствующей части ст. 111 или ст. 105 УК РФ. Что касается причинения тяжких последствий (п. в) ч.3 ст.286 УК РФ), следует отметить, что формулировка данного квалифицирующего признака не совсем верна, так как причиняется вред, а тяжкие последствия наступают в результате причинения соответствующего вреда. В связи с этим следовало бы данный квалифицирующий признак изложить в следующей редакции «с причинением вреда, повлекшего тяжкие последствия». Касательно тяжкого последствия как квалифицирующего признака преступления, следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий техногенного и природного характера, пожаров, длительных остановок транспорта или производственного процесса, иных нарушений деятельности организации, причинения значительного материального ущерба, причинения смерти по неосторожности, самоубийства или покушения на самоубийство потерпевшего и т.п. [9].
Согласно п. 8 вышеуказанного пленума, субъектом рассматриваемого преступления (ст. 286 УК РФ), может быть лицо, осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или (и) административно-хозяйственные функции в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном и муниципальном учреждении, государственной корпорации, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации и при этом не занимающее в указанных органах государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что превышение должностных полномочий от злоупотребления должностными полномочиями отличается тем, что в первом случае имеет место формальный выход виновного за пределы своих полномочий, тогда как во втором случае должностное лицо действует в пределах своей компетенции, определенной соответствующими нормативно-правовыми актами, но вопреки интересам службы. Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в прямом умысле, а вина в отношении тяжких последствий (п.3 ч.3 ст. 286 УК РФ) может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Мотив и цель не имеют значения при квалификации данного состава преступления [10].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
Агешкина Н. А., Беляев М. А., Белянинова Ю. В., Бирюкова Т. А., Болдырев С. А., Буранов Г. К., Воробьев Н. И., Галкин В. А., Дудко Д. А., Егоров Ю. В., Захарова Ю. Б., Копьёв А. В. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ. — Специально для системы ГАРАНТ, 2016 г.
Паутова Э. В. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: комментарий к главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации, — «Право Доступа», 2016 г.
Федеральный закон от 29.07.2017 N 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 29 июля 2017 года) (редакция, действующая с 10 августа 2017 года)
Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 63-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // Собрание законодательства РФ.- 1996.- 25.- ст. 2954.
Разумова В.В.; Ответственность за превышение должностных полномочий в отечественном уголовном праве в исторической ретроспективе: автореф. Диссерт. …канд. юридич. наук. Орел, 2019, С203-216
Машенкова А.Н. ; Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: автореф. Диссерт. …канд. юридич. наук. Архангельск, 2018, С27-29
Алтухов С.А. , Слипченко В.С. ; Вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта, как особый вид должностного преступления: автореф. Диссерт. сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей. Ростов на-Дону, 2020. С. 25-33
Бухарова И.В. ; К вопросу разграничений понятий «подарок» и «взятка», механизм противодействия коррупции и развития антикоррупционного законодательства в России и за рубежом. : автореф. Диссерт. сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2020. Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в г. Ростове-на-Дону (Ростов-на-Дону).С.12-16
Семенюк А.В.; История становления уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: автореф. Диссерт. …канд. юридич. наук. Москва 2020, С327-332.
Разумова В.В.; Ответственность за превышение должностных полномочий в отечественном уголовном праве в исторической ретроспективе: автореф. Диссерт. …канд. юридич. наук. Орел, 2019, С203-216
Машенкова А.Н. ; Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: автореф. Диссерт. …канд. юридич. наук. Архангельск, 2018, С27-29
Алтухов С.А. , Слипченко В.С. ; Вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного судебного акта, как особый вид должностного преступления: автореф. Диссерт. сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей. Ростов на-Дону, 2020. С. 25-33
Бухарова И.В. ; К вопросу разграничений понятий «подарок» и «взятка», механизм противодействия коррупции и развития антикоррупционного законодательства в России и за рубежом. : автореф. Диссерт. сборник научных статей по материалам региональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2020. Ростовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)" в г. Ростове-на-Дону (Ростов-на-Дону).С.12-16
. ; История становления уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий: автореф. Диссерт. …канд. юридич. наук. Москва 2020, С327-332.