Как формировать городские пространства для подростков.
На прошлой неделе в рамках фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город», который проводится Москомархитектурой, стартовала программа соучаствующего проектирования пространств для детей и подростков в московских школах. В ноябре по ее итогам начнется реализация площадок в нескольких школьных дворах и жилом районе «Скандинавия» в московском поселке Коммунарка.
Базовый рецепт
Соучаствующее проектирование существует в России с начала 2010-х гг. Оно предполагает прямое участие горожан в проектах благоустройства — от разработки до реализации. Для сбора идей и предложений могут применяться в том числе дистанционные форматы, но проектирование всегда проводится в непосредственном взаимодействии с профессионалами.
В рамках «Открытого города» детско-подростковый трек с программой популяризации профессии архитектора и соучастных практик запускается впервые. «Главное внимание уделяется студентам как основе будущего профессионального сообщества, но, к сожалению, подросткам, которые задумываются об архитектуре, сегодня практически не за что зацепиться в школьной программе, — говорит Сергей Кузнецов, главный архитектор города Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры. — Нет буквально ни одного предмета, который намекнул бы человеку, что архитектор — это его профессия. Поэтому очень важно, что для подростков наконец появилась площадка, куда молодые люди могут прийти и разобраться, интересно им это или нет».
«Подростки — особая аудитория, еще не взрослые, уже не дети, и им очень нужно в городе свое место, — считает Любовь Гурарий, педагог, городской продюсер, соучредитель ассоциации исследователей и практиков соучаствующего проектирования „Город для меня“. — Когда ты прошел весь путь от идеи до реализации, отношение к месту меняется, оно действительно становится своим. И конечно, это отличный шанс погрузиться в профессию. По моим наблюдениям, за 15 лет работы около 5% ребят идут потом в профильные вузы, учатся архитектуре или урбанистике».
В отличие от детей младшего возраста подростки — очень разнообразная группа по своим запросам и интересам. Тут сложно придумать пространство, которое бы всех устроило. Вместе с тем они легко присваивают понравившиеся им площадки и даже небольшие районные парки.
«В Москве хороший пример — парк „Горка“ на Китай-городе, — считает Ольга Рокаль, архитектор, педагог, сооснователь образовательного проекта „МЕСТО“ и бюро UTRO, одного из пяти архитектурных бюро, участвующих в фестивальной программе. — Он открыт всем желающим, но основную аудиторию составляют подростки. Парк стал подростковым, потому что позволяет одновременно находиться в гуще событий — ведь это самый центр столицы — и оставаться в своем потаенном месте».
Потаенность в гуще событий, своего рода «каморка за актовым залом» — вот базовый рецепт успешного пространства для тинейджеров. Причем такой каморкой может стать и холл, и открытый двор. Например, в Суздале есть двор, общий сразу для культурного центра «МИРА», Дома детского творчества «Исток», храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, музыкальной школы и общежития филиала Санкт-Петербургского государственного института культуры. «За отсутствием общественных туалетов сюда приходили по малой нужде извозчики, которые катали туристов на лошадях, — кареты стояли совсем рядом, у Гостиного двора», — говорит Ольга Рокаль.
Чтобы преобразить место, во дворе разместили большой деревянный шезлонг в качестве сцены, а в виде задника установили в ряд полотна с вышивкой и лоскутными вставками. К урбанистам присоединились студенты колледжа. С ними вместе и был построен весь объект, а заодно ребят научили проводить воркшопы и мастер-классы для туристов.
Фабрика молодежи
«Мы всегда думаем о подростках, когда работаем с проектами благоустройства, особенно в новых строящихся кварталах. Подобная зона даже получила свое название — „Фабрика молодежи“, — говорит Гульнара Сафарова, эксперт в области развития общественных пространств, преподаватель курса „Благоустройство общественных пространств“ в Британской высшей школе дизайна. — „Фабрика...“ — это такое общественное пространство, которое располагается вне транзитных путей на территории. Конечно, оно должно быть хорошо просматриваемым и безопасным, речь не идет об изоляции. Но люди разных возрастов там смешиваться не должны».
Понятно, что школа для подростков существует не просто где-то рядом, это, пожалуй, главное в их жизни пространство. Поэтому в фестивальном треке большинство проектов — это школьные дворы в московских школах № 91, № 734 имени А. Н. Тубельского, в Новой школе на Мосфильмовской, «Олимп плюс» и в школах № 338 и № 2070 в составе жилого района «Скандинавия» в Коммунарке. Девелоперы тоже понимают ценность соучастных практик. Создавать деятельное сообщество, способное влиять на качество жизни района и реализовывать добрососедские инициативы лучше всего с раннего возраста. Да и через пять-шесть лет сегодняшние подростки уже задумаются, где выбирать жилье, и, скорее всего, захотят остаться в том районе, в создании которого сами принимали участие.
Программа включает уроки городского развития: как устроен город, какие профессии его поддерживают и как можно включиться в развитие территорий. До конца сентября они пройдут во всех школах-участницах. В октябре стартуют архитектурные воркшопы, где под руководством кураторов из архитектурных бюро с большим опытом соучаствующего проектирования школьники изучат историю места, актуальный запрос пользователей, создадут макеты для своих проектов. В ноябре состоится их выставка и затем — выход на стройку. Проекты реализуются на средства Москомархитектуры, школьных фондов и при поддержке ГК «А101» в Коммунарке.
В школе № 91 проект развивается с опережением графика. «Ребята выяснили, что здание стоит на месте бывшего Чашникова переулка, который стал частью Поварской улицы, — рассказывает Любовь Гурарий. — Рядом находятся Хлебный, Столовый, Ножовый, Скатертный переулки. Тут когда-то и впрямь находилась слободка поваров. Ребята придумали сделать скамейки в виде чайных блюдец, а разметку пешеходного перехода перед школой — в виде ножей, ложек и вилок вместо привычной зебры. Очень надеемся, что нам это решение получится согласовать».
По словам Любови Гурарий, подростки сами считают бюджет, знают, понимают, как происходит фандрайзинг. Ходят вместе с кураторами в управу района, готовят презентации. На территории уже начинается работа, и юные соавторы проекта с гордостью наблюдают, как им помогает вся школа, преподаватели и родители. Собственно, это тоже называется соучастием.
Автор: Павел Рыбкин
Материалы по теме:
- Гения место. Как мегаполисы конкурируют за молодые таланты
- Другой Благовещенск. Как социальная сфера может стать основой развития целого города
- Качество жизни улучшают культурой. Горожане позитивно оценивают вклад бизнеса в развитие культуры, в том числе через ГЧП
- Бизнес на отдыхе. Как предприниматель Сергей Солонин вышел на пенсию и построил город
Все материалы «Эксперта» на expert.ru
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag