Найти в Дзене

От реализма к пуантилизму в творчестве Тео ван Рейссельберге

Бельгийский художник, представитель жанра неоимпрессионизма и пуантилизма. Родился в ноябре 1862 года в буржуазной обеспеченной семье. Его старший брат был архитектором. А сам он с детства мечтал стать художником. Свое художественное образование Рейссейльберге получил сначала в Академии Гента под руководством Тео Каннеля, и позже продолжил в Академии художеств в Брюсселе, где процессом обучения руководил Жан-Франсуа Портаэль. Именно его картины принесли моду на ориентализм в западное искусство, или по другому, это использование тематики экзотических восточных мотивов в произведениях искусства художников западной культуры. Творчество учителя вдохновило Риссельберга и оказало значительное влияние на молодого художника. P.S. В этой самой академии в 1880 году обучался и Винсент Ван Гог, где и брал уроки для повышения навыков рисунка и анатомии. Изначально это заведение размещалось в одной единственной комнате в здании городской ратуши. И только в 1876 году его разместили в здании раньше п

Бельгийский художник, представитель жанра неоимпрессионизма и пуантилизма. Родился в ноябре 1862 года в буржуазной обеспеченной семье. Его старший брат был архитектором. А сам он с детства мечтал стать художником. Свое художественное образование Рейссейльберге получил сначала в Академии Гента под руководством Тео Каннеля, и позже продолжил в Академии художеств в Брюсселе, где процессом обучения руководил Жан-Франсуа Портаэль. Именно его картины принесли моду на ориентализм в западное искусство, или по другому, это использование тематики экзотических восточных мотивов в произведениях искусства художников западной культуры. Творчество учителя вдохновило Риссельберга и оказало значительное влияние на молодого художника.

P.S. В этой самой академии в 1880 году обучался и Винсент Ван Гог, где и брал уроки для повышения навыков рисунка и анатомии.

Изначально это заведение размещалось в одной единственной комнате в здании городской ратуши. И только в 1876 году его разместили в здании раньше принадлежавшем монастырю.

В возрасте восемнадцати лет Рейссельберге впервые принимает участие в Салоне Гента, где представил публике два портрета. И вскоре после этого художник пишет свой первый автопортрет с трубкой.

Тео ван Рейссельберге. "Автопортрет с трубкой". 1880 год.
Тео ван Рейссельберге. "Автопортрет с трубкой". 1880 год.

Этот портрет выполнен в классической академической манере в темных охристо-коричневых оттенках с небольшими вкраплениями красного.

В этом же году художник создает ещё одну картину под названием "Ребёнок на поляне в лесу".

Тео ван Рейссельберге. "Ребёнок на поляне в лесу". 1880 год.
Тео ван Рейссельберге. "Ребёнок на поляне в лесу". 1880 год.

В этой работе уже видны первые пробы пера художника в сторону импрессионизма. Картина написана на пленере широкими мазками без прорисовки мелких деталей. Цветовая гамма по прежнему сдержанная, приближенная к академической школе.

В тот же период творчества написано художником ещё ряд картин, отличавшихся реализмом и классическим исполнением.

Тео ван Рейссельберге. "Парусные лодки на реке". 1880 год.
Тео ван Рейссельберге. "Парусные лодки на реке". 1880 год.
Тео ван Рейссельберге. "Среди кочанов капусты". 1881 год.
Тео ван Рейссельберге. "Среди кочанов капусты". 1881 год.

В 1882 году Рейссельберге в компании своих друзей художников посещает города Испании и Марокко. В общей сложности путешествие заняло полтора года. Из этой плодотворной поездки художник привёз портреты, такие как "Портрет испанской женщины" и "Портрет женщины из Севильи". Они написаны под впечатлением от картин "старых мастеров".

Тео ван Рейссельберге. "Портрет испански". 1881 год.
Тео ван Рейссельберге. "Портрет испански". 1881 год.

Целую серию картин Рейссельберге посвятил впечатлениям полученным от поездки в Марокко. К этой теме он будет возвращаться ещё не раз в своём творчестве.

Тео ван Рейссельберге. "Марокканский мясной магазин". 1882 год.
Тео ван Рейссельберге. "Марокканский мясной магазин". 1882 год.
Тео ван Рейссельберге. "Марокканский фруктовый базар". 1883 год.
Тео ван Рейссельберге. "Марокканский фруктовый базар". 1883 год.
Тео ван Рейссельберге. "Фигуры рядом с колодцем в Марокко". 1883 год.
Тео ван Рейссельберге. "Фигуры рядом с колодцем в Марокко". 1883 год.

После продолжительной, творчески плодотворной поездки, Рейссельберге провел выставку своих картин. привезенных из путешествия. Сначала в "Центре литературы и искусства" в Генте, в позже выставил свои картины в Салоне" L'Essor" в Брюсселе.

В 1883 году Рейссельберге организовывает свое собственное объединение художников под названием "Группа двадцати" ("Les XX"). В число членов клуба входили художники-авангардисты. Это были молодые дарования, восставшие против устаревающего академизма и художественных стандартов.

Многочисленные заграничные поездки Рейссельберге поспособствовали его знакомству с другими известными художниками того времени, а также продвинули и укрепили связи французского новаторского искусства за пределами страны. А творчество американских художников Джона Сарджента и Джеймса Уистлера оказало влияние на художественный стиль Рейссельберге, что явно можно проследить в его картине "Портрет Октава Мауса".

Тео ван Рейссельберге. "Портрет Октава Мауса". 1885 год.
Тео ван Рейссельберге. "Портрет Октава Мауса". 1885 год.

На второй выставке картин группы "Двадцати", Рейссельберге знакомится с художниками-импрессионистами Клодом Моне и Огюстом Ренуаром. Их уникальный подход к живописи и смелые мазки красок производят огромное впечатление на Рейссельберге. С того момента импрессионизм прочно занимает своё место в творчестве художника.

Тео ван Рейссельберге. "Леди в вуали". 1886 год.
Тео ван Рейссельберге. "Леди в вуали". 1886 год.
Тео ван Рейссельберге. "Мадам Эдмон Пикард в своей ложе в театре Монне". 1886 год.
Тео ван Рейссельберге. "Мадам Эдмон Пикард в своей ложе в театре Монне". 1886 год.

Пуантилизм заинтересует Рейссельберге не сразу. По началу эта "непонятная тарабанщина", как называли новое направление в искусстве художественные критики, не нашло своего отклика в сердце художника. Во время посещения Парижа с целью поиска новых талантов для третьей выставки "Двадцати", Тео посещает Восьмую выставку импрессионистов, где впервые сталкивается с творчеством Жоржа Сёра. Рейссельберге был так возмущен при виде картины "Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт", что в порыве чувств сломал свою трость.

Жорж Сёра. "Воскресная Прогулка на острове Гран-Жатт".
Жорж Сёра. "Воскресная Прогулка на острове Гран-Жатт".

Но, несмотря на свою непримиримость с новым течением в искусстве, Рейссельберге пригласил Сёра принять участие в третьей выставке в салоне" Les XX". Удивительно что спустя год возмущение художника сменится восхищением и желанием привнести этот стиль в свое творчество. В результате чего его картины в будущем встанут на одну ступеньку с яркими последователями пуантилизма во всей истории искусства.

Особое внимание привлекает к себе техника пуантилизма, претерпевающая свои изменения в творчестве художника. Он сочетает точки цветов разных размеров, например, более мелкими точками он выписывает лица моделей, что позволяет более точно моделировать детали, а фон и большие поверхности заполняет крупными точками. При таком способе нанесения краски, на определённом расстоянии от картины, мелкие точки исчезают, а крупные остаются отчётливо видны.

Тео ван Рейссельберге. "Марджери". 1899 год.
Тео ван Рейссельберге. "Марджери". 1899 год.

Свои первые картины в стиле пуантилизма Рейссельберге выставляет в 1887 году на выставке "Группы двадцати". Чуть позднее художник увлекается портретным жанром. Так появляются картины в неоимпреанистическом стиле.

Тео ван Рейссельберге. "Портрет Алисы Сете". 1888 год.
Тео ван Рейссельберге. "Портрет Алисы Сете". 1888 год.
Тео ван Рейссельберге. "Портрет Марии Сете за пианино". 1891 год.
Тео ван Рейссельберге. "Портрет Марии Сете за пианино". 1891 год.
Тео ван Рейссельберге. "Фруктовый сад или семья в саду". 1890 год.
Тео ван Рейссельберге. "Фруктовый сад или семья в саду". 1890 год.

Начиная с 1890 года творчество Рейссельберге достигает своего апогея. Талант мастера в полной мере раскрывается на его полотнах.

В 1897 году художник переезжает в Париж, где продолжает писать портреты своей семьи и пейзажи окрестностей.

Тео ван Рейссельберге. "Поль Синьяк". 1896 год.
Тео ван Рейссельберге. "Поль Синьяк". 1896 год.
Тео ван Рейссельберге. "Мадам Рейссельберге с дочерью". 1899 год.
Тео ван Рейссельберге. "Мадам Рейссельберге с дочерью". 1899 год.
Тео ван Рейссельберге. "Ваза с цветами". 1907 год.
Тео ван Рейссельберге. "Ваза с цветами". 1907 год.